СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему: "Воды материков. Озёра, ледники, подземные воды."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему:  "Воды материков. Озёра, ледники, подземные воды."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему: "Воды материков. Озёра, ледники, подземные воды."»

Урок 9.

Тема: Воды материков. Озёра, ледники, подземные воды.

Цель:

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его регионов:

1. Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для гидросферы.

2. Определять географические особенности внутренних вод материков.

3. Устанавливать связь между географическим положением и природными условиями отдельных регионов.

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

2. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений.

По 4-й линии развития – использование географических умений:

1. Выделять, описывать и объяснять по картам особенности внутренних вод на материках.

По 5-й линии развития – понимание смысла собственной деятельности:

1. Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы озёр, болот.

2. Приводить примеры использования и охраны водных природных ресурсов.


Оборудование: физическая карта мира, атласы.


Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. – Проанализируйте представленную информацию: 1

– Территория, которую занимают озёра, составляет примерно 2,5 млн км2, или 1,8% всей поверхности Земли. Распространены они неравномерно: в некоторых районах озёра составляют большие группы (например, Великие озёра в Северной Америке), в других их совсем нет.

– Миром зелёного безмолвия называют исследователи болота.


– Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1

Какие особенности характерны озёрам и болотам? Каковы причины их неравномерного распространения по поверхности Земли?

2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2

3. – Что называют озером? По каким признакам различают озёра? Какую роль в природе играют болота? Как образуются болота? Почему озёра и болота называют великими тружениками? Как образуются подземные воды? Какие виды подземных вод вам известны? Как они используются? 1


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

II.

Поиск решения.

1. – Докажите, так ли это: «Земля – казна, вода – золото». 2 4

– Проанализируйте данные таблицы, определите, где ещё, кроме рек, сосредоточено большое количество воды? 1 2 4 5


Мировые запасы воды


Объект

Площадь распространения, млн км²

Доля мировых запасов, %

от общих запасов

от запасов пресных вод

Мировой океан

361,3

96, 5

Подземные воды, в т.ч. пресные

134,8




0,76



30,1

Ледники

16,2

1,76

69,6

Озёра:

пресные

солёные


1,24

0,82


0,01

0,01


0,26


Реки

148,2

0,0002

0,006

Общие запасы воды

100

Общие запасы пресной воды


2,53

100


2. – Работаем в группах. Используя текст учебника, определите, где расположены и почему там расположены: 1 2 4 6 1 2 3

1-я группа – озёра

2-я группа – болота

3-я группа – ледники

– Каковы виды озёр, болот, ледников? Составьте схему, отражающую их классификацию. По каким параметрам можно их классифицировать? 1 2 3 5

– Выделите особенности озёр, болот, ледников и закономерности их размещения на Земле. 1 2 6

3. – После выступления представителей групп проводим конкурс эрудитов. Выбираем жюри и формируем три команды: «Озёра», «Болота», «Ледники». (Команды смещаем по кругу.) 1 2 3

Задание: напишите письменный рассказ об уникальных особенностях озёр, или болот, или ледников. 1 4

4. – В чём уникальность подземных вод? 1 2

5. – Выполните задание 7 на с. 55 учебника. (Как вы считаете, в каких районах земного шара наибольшее значение имеют воды рек, в каких – озёр, где самым важным источником воды служат подземные воды? талые ледниковые воды?) 1 2 2

6. – Проанализируйте данные таблицы: 1 2 4

Запасы пресной воды (по данным ООН)

Регион

Объём за год (км³)

% от мировых ресурсов пресной воды

Сток на одного человека за год (м³)

Мир

43659

100,0

6900

Европа

6603

15,1

9100

Азия

11594

26,6

3000

Северная Америка

6253

14,3

19300

Латинская Америка

13477

30,9

26700

Карибский бассейн

93

0,2

2400

Африка

3936

9,0

4600

Австралия и Океания

1703

3,9

54800


– Как разные регионы обеспечены пресной водой? Почему проблема загрязнения грунтовых вод является ныне одной из острейших? Назовите и покажите на карте страны, решающие водную проблему путём транспортировки айсбергов. Что вы об этом знаете? 1 2 5 6 1 2

7. – Как ответим на основной вопрос урока? 3


Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

III. Самостоятельное применение знаний.


1. Вопросы: 2, 4, 6, с. 55.

2. Задания: 1, 3, 5, с. 55


ΙV.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку. 3 4

Домашнее задание: § 9; задания 1–3 в рабочей тетради (на выбор).


– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?





ТОУУ


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

* Отметить учеников, которые хорошо составляли схемы и таблицу.

* Отметить учеников, которые хорошо работали в группе.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с картой.

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

© ООО «Баласс», 2014



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!