I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Проанализируйте представленную информацию: 1 – Территория, которую занимают озёра, составляет примерно 2,5 млн км2, или 1,8% всей поверхности Земли. Распространены они неравномерно: в некоторых районах озёра составляют большие группы (например, Великие озёра в Северной Америке), в других их совсем нет. – Миром зелёного безмолвия называют исследователи болота. – Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Какие особенности характерны озёрам и болотам? Каковы причины их неравномерного распространения по поверхности Земли? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Что называют озером? По каким признакам различают озёра? Какую роль в природе играют болота? Как образуются болота? Почему озёра и болота называют великими тружениками? Как образуются подземные воды? Какие виды подземных вод вам известны? Как они используются? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Докажите, так ли это: «Земля – казна, вода – золото». 2 4 – Проанализируйте данные таблицы, определите, где ещё, кроме рек, сосредоточено большое количество воды? 1 2 4 5 Мировые запасы воды Объект | Площадь распространения, млн км² | Доля мировых запасов, % | от общих запасов | от запасов пресных вод | Мировой океан | 361,3 | 96, 5 | – | Подземные воды, в т.ч. пресные | 134,8 – | 0,76 | 30,1 | Ледники | 16,2 | 1,76 | 69,6 | Озёра: пресные солёные | 1,24 0,82 | 0,01 0,01 | 0,26 | Реки | 148,2 | 0,0002 | 0,006 | Общие запасы воды | – | 100 | – | Общие запасы пресной воды | | 2,53 | 100 | 2. – Работаем в группах. Используя текст учебника, определите, где расположены и почему там расположены: 1 2 4 6 1 2 3 1-я группа – озёра 2-я группа – болота 3-я группа – ледники – Каковы виды озёр, болот, ледников? Составьте схему, отражающую их классификацию. По каким параметрам можно их классифицировать? 1 2 3 5 – Выделите особенности озёр, болот, ледников и закономерности их размещения на Земле. 1 2 6 3. – После выступления представителей групп проводим конкурс эрудитов. Выбираем жюри и формируем три команды: «Озёра», «Болота», «Ледники». (Команды смещаем по кругу.) 1 2 3 Задание: напишите письменный рассказ об уникальных особенностях озёр, или болот, или ледников. 1 4 4. – В чём уникальность подземных вод? 1 2 5. – Выполните задание 7 на с. 55 учебника. (Как вы считаете, в каких районах земного шара наибольшее значение имеют воды рек, в каких – озёр, где самым важным источником воды служат подземные воды? талые ледниковые воды?) 1 2 2 6. – Проанализируйте данные таблицы: 1 2 4 Запасы пресной воды (по данным ООН) Регион | Объём за год (км³) | % от мировых ресурсов пресной воды | Сток на одного человека за год (м³) | Мир | 43659 | 100,0 | 6900 | Европа | 6603 | 15,1 | 9100 | Азия | 11594 | 26,6 | 3000 | Северная Америка | 6253 | 14,3 | 19300 | Латинская Америка | 13477 | 30,9 | 26700 | Карибский бассейн | 93 | 0,2 | 2400 | Африка | 3936 | 9,0 | 4600 | Австралия и Океания | 1703 | 3,9 | 54800 | – Как разные регионы обеспечены пресной водой? Почему проблема загрязнения грунтовых вод является ныне одной из острейших? Назовите и покажите на карте страны, решающие водную проблему путём транспортировки айсбергов. Что вы об этом знаете? 1 2 5 6 1 2 7. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |