I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – В этом году мы начинаем знакомство с курсом географии «Земля – планета людей». Как вы думаете, о чём этот курс? На какие вопросы вы хотели бы найти ответы, изучая этот курс? 2 – Давайте ознакомимся с оглавлением. Чему посвящён курс географии 7-го класса? Знакомство с методическим аппаратом учебника. 2. – Проанализируйте представленные мнения: 1 2 – Интересно, кто и когда открыл материки и океаны, какие исследования были проведены в этой области? – Площадь вод на всей Земле 361 млн км². Интересно, какова роль Мирового океана в формировании природы нашей планеты? – Какие природные условия есть в разных странах, ведь природе нашего мира свойственно разнообразие? На всех видах этих территорий проживают люди, ведущие хозяйственную деятельность, особенность которой зависит от природных условий. – Люди выплавляют металлы, строят заводы и промышленные фабрики, выращивают множество видов растений, разводят животных и создают машины. Интересно узнать о жизни и быте разных наций и народов, о странах, которые расположены на разных континентах. – Как различные люди относятся к изучению географии? Выскажите своё мнение. Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Что изучают в курсе «Земля – планета людей»? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – О каких особенностях строения Земли вы узнали, изучая географию в 6-м классе? Что называют материком? Океаном? Сколько материков и океанов на Земле? Покажите их на глобусе и карте. 1 4 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Как устроена поверхность Земли? 1 – На что оказывает влияние неравномерное распределение воды и суши? 1 – Работаем с рис. 1, с. 8. Как такое соотношение суши и воды отражается на природе материков? 1 2 2. – Используя текст на с. 8, составьте схему, отражающую классификацию материков. Покажите на карте материки северной и южной группы. 1 2 3 4 5 7 – Работаем парами. Используя карты атласа, определите, какие отличия существуют между группами северных и южных материков? Ответ запишите в задание 3 в рабочей тетради. 1 2 1 2 3 3. – Составьте схему, отражающую роль океанов в жизни планеты. 1 3 7 4. – Приведите примеры взаимодействия океана и суши. Какова роль этого взаимодействия? 1 6 5. – Сравните понятия «материк» и «часть света». Покажите на карте известные вам материки и части света. 1 4 6. – С чего начинают изучение географических объектов? Что такое географическое положение? С какой целью определяют географическое положение материков и океанов? Ответ запишите в задание 5 в рабочей тетради. 1 – Работаем в группе. Выполните задание на с. 10. По глобусу или карте определите географическое положение: 1 2 4 1 2 3 Группа 1 – Африки и Тихого океана; Группа 2 – Северной Америки и Индийского океана. 7. – Выполните задание 7 на с. 10. Почему большая часть людей живёт вблизи океана и его морей? Поработайте в группе и выскажите свою точку зрения. 1 4 6 1 2 3 8. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Вопросы 1, 2, 4, 5 на с. 10. 2. – Задания 3, 6 на с. 10. 3*. Решаем географические задачи (на выбор). 1 2 4 1) Суша составляет 149,1 млн км², или 29,2% от площади земной поверхности. Площадь наибольшего материка – Евразии – составляет 53,45 млн км². Какую часть занимает Евразия от площади суши и от площади поверхности земного шара в целом? 2) В таблице дана площадь надводной части материков, которые имеют наибольшую площадь шельфа. Определите в процентах, какую часть составляет шельф от площади материка с шельфом. Материк | Площадь суши, млн км² | Площадь шельфа, млн км² | Евразия | 53,45 | 9,38 | Северная Америка | 24,25 | 6,78 | Австралия | 7,60 | 2,70 | 3) Площадь надводной части материка Южная Америка составляет 12,26% от всей площади суши (149,1 млн км²). Площадь шельфа материка составляет 2,43 млн км². Определите в процентах, какую часть составляет шельф от площади материка с шельфом. 4) Объём вод Мирового океана 1,37·10км³. Каким кругом покрыла бы вода всю поверхность земного шара (510 млн км²), если бы не было неровностей? Какова средняя глубина Мирового океана, если его площадь составляет 70,8% от всей поверхности Земли? 5) Объём вод Мирового океана 1,37·10км³ (96,55 общего объёма вод гидросферы). На сколько повысился бы уровень Мирового океана, если бы при неизменной его площади растаяли ледники и снега (около 1,8% вод гидросферы). | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |