I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните два факта: 1 1) Наибольшая высота полуденного Солнца в Северном полушарии бывает в июне. 2) Самый жаркий месяц в Северном полушарии – июль. – Сформулируйте основной вопрос урока. 1 Почему самый жаркий месяц в Северном полушарии – июль, хотя наибольшая высота полуденного Солнца бывает в июне? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – Откуда и куда дуют ветры? 1 – Что такое бризы и муссоны? 1 – Какая существует закономерная связь между основными характеристиками состояния атмосферы: изменением температуры, давления, характеристиками ветра, облачности, выпадения осадков? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Какие закономерности, связанные с атмосферой, вы знаете? К чему они приводят? 1 – Составьте цепочки, отражающие причинно-следственные связи. Используйте текст на с. 81. 6 2. – Составьте схему «Закономерности атмосферы». С. 80. 3 7 3. – Проанализируйте рис. 64 на с. 81. Как изменяется температура и атмосферное давление с высотой? 1 6 – Используя текст на с. 82, определите, как изменится давление в зависимости от широты местности? 1 2 6 4. – Выполните задания на с. 82. 1 5. – Работая парами с текстом на с. 82, составьте вопросы, отражающие характеристику понятий «циклон, антициклон». 2 1 2 3 – Игра «Ответный удар»: класс делится на две группы, одна задаёт вопрос про циклон, другая отвечает и задаёт вопрос про антициклон. 1 2 3 6. – Выполните задание на с. 83. 1 7. – Внимательно слушая лекцию учителя и используя рис. 67 на с. 84, запишите тезисы «Общая циркуляция атмосферы». 3 4 8. – Работа по группам. Формируются две группы для изучения суточного и годового хода температур. 1 2 3 а) Суточный ход температуры. Задание: – Используя текст на с. 84–86, определите, как изменяется температура воздуха в течение суток и почему? 1 2 6 – Влияют ли изменения состояния погоды на показания температуры воздуха? 1 – Как проводят измерения? 1 – Задание к графикам на рис. 64, с. 85. 1 3 – Как изменяется температура в течение суток? 1 6 – Проанализируйте представленные графики. 1 3 – Как рассчитать среднюю температуру за сутки? 1 б) Годовой ход и амплитуда температуры воздуха. Задание: – Используя текст на с. 84–86, определите, как изменяется температура в течение года. 1 2 6 – Как рассчитывают годовой ход температуры воздуха? 1 – Что такое амплитуда колебания температур? 1 – Какую информацию можно получить при анализе суточных и годовых амплитуд колебаний температур? 1 4 – Задания к графикам на с. 85. 1 3 – Влияют ли изменения состояния погоды на показания температуры воздуха? 1 6 9. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |