СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии по теме"Транспорт. Роль транспорта.Виды транспорта. Проблемы и перспективы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 9 классе по теме "Транспорт. Роль транспорта. Виды транвпорта. Проблемы и перспективы" является одним из составляющих в разделе "Хозяйство".На этом уроке учащиеся знакомятся с транспортной системой Донецкого края.  Учатся анализировать и обобщать изучаемые факты, логически мыслить, творчески работать в группе. Использование различных приемов позволяет формировать ключевые компетентности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме"Транспорт. Роль транспорта.Виды транспорта. Проблемы и перспективы"»

МОУ «Средняя школа №15 города Макеевки» Ивко Татьяна Ивановна, учитель географии Урок географии в 9 классе


Тема. Транспорт. Роль транспорта. Виды транспорта. Проблемы и перспективы.

Цель урока: изучить особенности транспортной системы Донецкой области.

Задачи: Обучающие: дать представление о транспортной системе Донецкой области, ее проблемах и перспективах развития; сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях; раскрыть сущность вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта.

Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление, умение самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли; развивать умение рационально использовать время; творчески работать в группе; умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные: продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе.

Тип урока: усвоение новых знаний


Оборудование: учебник (электронный вариант), справочник, таблицы, схемы, атлас Донецкой области.


Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Фаза вызова

Прием «Микрофон»

Большинство из вас, безусловно, пользовалось услугами разных видов транспорта, поэтому вы легко ответите на следующие вопросы:

• Какую роль играет транспорт в жизни людей?

• Какие виды транспорта вы знаете?

• Чем отличается городской транспорт от междугородного?

• Какими видами междугородного транспорта вы пользовались? Каковы их особенности?

Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Транспортную сеть часто сравнивают с кровеносной системой, а транспортные пути иногда называют артериями. Действительно, здесь можно найти сходство, подобно кровяных артерий, транспортные пути соединяют разные части страны, ими перевозят огромные объемы сырья, деталей, узлов и готовой продукции. Транспортная система опутывает территорию страны и таким образом создает единый экономический организм.

Достаточно посмотреть на карту мира, чтобы убедиться: чем выше уровень развития страны, тем гуще ее транспортная сеть. В нашем регионе транспорт также имеет большое значение, ведь в его экономике значительную роль играют такие материалоемкие отрасли, как черная металлургия, добывающая промышленность, сельское хозяйство.

Сегодня мы познакомимся с транспортным комплексом нашего края, узнаем о его проблемах и перспективах развития.

Сформулируйте задачи нашего урока в соответствии с темой.



IV. Фаза осмысления

Работа со словарем- справочником

- Дети, у вас на столе лежит словарь-справочник. Для изучения сегодняшней темы вам нужно запомнить некоторые понятия. Обратимся к словарю.

Прием «Инсерт» (сделайте на полях соответствующие пометки)

Грузооборот - показатель объема грузовой работы транспорта, исчисляется как произведение количества перевезенных грузов на расстояние перевозки.

Густота путей сообщения - показатель, определяющий длину путей сообщения в расчете на единицу площади территории страны.

Каботаж - плавание морских судов между портами одного государства (большой каботаж - между портами разных морей, малый каботаж - между портами одного моря).

Магистрали - важнейшие и лучше оснащены и загруженные дороги межгосударственного или внутригосударственного значения (железнодорожные, автомобильные).

Морской паром - вид транспорта, предназначенный для перевозки железнодорожных эшелонов, автомобильного транспорта, людей через море или пролив.

Грузооборот - показатель объема работы транспорта по перевозке грузов, исчисляется как произведение количества перевезенных грузов на расстояние определенного перевозки (т * км)

Пассажирооборот - показатель объема пассажирских перевозок транспорта (произведение количества пассажиров на расстояние)

Грузонапряженность - показатель интенсивности использования путей сообщения (грузооборот на 1 км)

Себестоимость перевозок - рассчитывается как затраты на перевозку единицы транспортной продукции. (Перевозка морем нефти в три раза, а древесины в пять раз дешевле, чем по железной дороге.)

Транзит - перевозка грузов из одного района в другой через территорию третьего.

Транзитный коридор - перевозки грузов из одного района в другой через территорию третьего.

Транзитные перевозки - перевозки пассажиров и грузов из одного пункта (страны) в другой (страну) через промежуточные пункты (страны, область); перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах.

Фрахт - плата за перевозку груза морским транспортом.

 Далее мы будем работать с учебником, атласом. Объяснение всех незнакомых слов из темы вы сможете самостоятельно найти в этом словаре.


Работа с учебником в группах

Объединившись в группы, проработайте текст учебника «Транспорт и его роль в хозяйстве страны». Приготовьте ответы на вопросы, которые есть на ваших карточках. В тетрадях составьте план презентации своего вопроса.

Но вначале посмотрите короткий видеосюжет «Роль грузового транспорта в современном обществе»

1-я группа - Роль транспорта в формировании территориальной структуры хозяйства.

2 группа - Что такое транспортный узел? Каковы его особенности?

3-я группа - Значение транспорта для экономики края.

4-я группа – Влияние транспорта на экологию региона.

(Презентация исследований групп)

Работа с атласом Донецкой области.

Рассмотрите карту атласа. Внимательно посмотрите на условные знаки в левом нижнем углу, которыми обозначены транспортные пути.

- Как вы охарактеризуете транспортную сеть Донецкой области?

(Область характеризуется достаточно густой транспортной сетью. Карта показывает нам автомобильные пути, пути железнодорожного транспорта, магистральные трубопроводы, морские порты, аэропорты.)

Прием «Мозговой штурм»

- Давайте попробуем назвать условия, которые способствуют созданию густой транспортной сети на территории нашего края.

(Благоприятными условиями для создания густой транспортной сети является равнинность территории, наличие моря, умеренно-континентальный климат, выгодное географическое положение.)

Составьте схему отраслевой структуры транспорта



Транспорт

сухопутный водный воздушный трубопроводный

железнодорожный морской авиационный

автомобильный речной электронный



Каждый вид транспорта имеет свои особенности, но для обеспечения работы хозяйственного комплекса необходима четкая и согласованная работа всех видов транспорта.


Фаза рефлексии

Прием «Круг идей»

- Что бы вы сделали для улучшения обслуживания нашего города транспортом? Ваши предложения.

«Реклама» (Дети рекламируют выбранный вид транспорта. Домашние заготовки)

- А кто из вас мечтает выбрать профессию, связанную с транспортом?

- Какие вы знаете учебные заведения, где обучают профессиям, связанным с транспортом?

Домашнее задание.

Выучить п. 26

Провести социологическое исследование «Транспорт нашего города»

- Какие виды транспорта встречаются в нашем населенном пункте?

- С помощью каких видов транспорта осуществляется связь нашего населенного пункта с другими селами, городами, районами?

- Удовлетворяет ли вас обслуживание транспортом?

Итоги урока

Самооценка учащимися своей работы на уроке (соответствующие смайлики в тетрадях)

Оценивание учебных достижений учащихся учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!