СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 10 классе на тему: " Размещение и миграции населения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 10 классе на тему: " Размещение и миграции населения"»


Тема «Размещение и миграции населения»

Цели:

Образовательная: сформировать представления об особенностях размещения населения по планете; познакомить с основными миграционными явлениями в мире

Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний, способствовать развитию умений и навыков исследовательской деятельности

Воспитательная: формировать устойчивый познавательный интерес

Задачи:

- изучить особенности размещения населения

- выявить причины неравномерного размещения населения и миграций

Личностные

Наличие умения оценивать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты и основания, границы своего знания и незнания, новые познавательные задачи и средства их достижения, соотносить собственные ценностно-смысловые установки по отношению к окружающей социоприродной среде и своему образу жизни с потребностями, целями и ценностями общества и полученными знаниями.


Метапредметные

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления размещения населения и его миграции; выявлять причинно-следственные связи размещения населения по планете; выбирать и применять различные методы познания, в том числе методы работы с текстами, тематическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, ресурсами Интернета.

Регулятивные УУД: планировать и осуществлять собственную познавательную деятельность; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.


Предметные

Владеть географическим мышлением для определения географических аспектов проблем размещения населения и его миграции; использовать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о динамике и территориальных особенностях размещении населения по планете; объяснять рисунок размещения населения мира, направление и характер миграционных процессов; выявлять причины неравномерного размещения населения по планете и механического движения людей; определять параметры, характеризующие размещение населения, миграционных процессов


Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенная политическая карта мира, папки со статистическим материалом, презентация

Ход урока

I Организационный момент – 1-2 мин.

II Актуализация знаний – 2-3 мин.

Ребята, в прошлом году вы уже знакомились с понятиями размещение населения, плотность, миграции. Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения?

Возможные варианты ответа: разные природные условия, влияло на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов, обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.

- Равномерно ли размещено население России? (нет, выделяют «треугольник расселения»)

III Изучение нового материала – 28-30 минут

В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты:

- около 70% населения проживают на 7 % суши;

- на половине суши плотность населения менее 5 чел на км2;

- необитаемо 15 % суши;

- 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

Ученику показать на карте исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)

Средняя плотность населения 49 человек на кв. км. – См. карту плотности населения в атласе

Велики различия между показателями плотности в странах мира. Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/ км2., Сингапур – 4800 чел/ км2), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/ км2. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км2, Австралии – 2,8 чел/ км2, Намибии – 2,6 чел/ км2, Монголии – 2 чел/ км2.

Учитель показывает страны на карте.

- Ребята, давайте в папках с раздаточным (статистическим) материалом на анаморфированной карте найдем Бангладеш, Монголию и Австралию.

- По какому принципу построена данная карта?

Различия между значениями плотности есть и внутри отдельных крупных стран.

- Найдите в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.

(ученики находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят где размещена основная часть населения в этих странах)

Неравномерность размещения населения часто приводит к миграциям

Класс вспоминает из курса 9 класса понятие миграции.

Миграция – переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.

Затем вместе с учителем уточняет его.

Существует множество форм/видов пространственной мобильности населения, но не все считаются миграцией. Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида


Возвратное

Безвозвратное

Внутрипоселенное

Эпизодические перемещения

Смена места жительства внутри населенного пункта

Межпоселенное

Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов

МИГРАЦИЯ


Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние.

Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения»

(выводятся совместно с классом)


Факторы выталкивания:

Факторы притяжения:

- низкая заработная плата

- безработица

- дефицит жилья

- социальные перевороты

- неблагоприятные климатические условия

- нетерпимость

- природные катаклизмы

- высокая заработная плата

- возможность трудоустроиться

-улучшение жилищных условия

- стабильная социальная обстановка

- благоприятные климатические условия

- толерантность

- высокий уровень культуры


Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это не случайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты.

В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов (под запись):

- Западная Европа;

- США;

- страны Персидского залива.


Ребята, дома вы должны были выполнить небольшое исследование, результаты которого оформляли в виде эссе объемом не более одной печатной страницы (допускалось рукописное выполнение работы).

Тема приглашения к исследованию № 1

«Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими»

Тема приглашения к исследованию № 2

«Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран»

Тема приглашения к исследованию № 3

«Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»

Пожалуйста, сдайте свои эссе.

IV Закрепление материала – 3 минуты

- Покажите на карте наиболее плотно заселенные страны (наименее плотно, неравномерно заселенные)

- Назовите три центра притяжения трудовых мигрантов в зарубежном мире.

V Рефлексия – 1-2 минуты

- Что на сегодняшнем уроке заинтересовало вас больше всего?

VI Домашнее задание – 1 минута

Тема 3, § 3 учебника Максаковского В.П.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!