Урок географии в 8 классе
Как осваивали и изучали территорию России
Цели урока:
• Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
Практикум.
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Работа с атласом и контурной картой.
Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4,5 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.
Ход урока
Актуализация знаний
Покажите на карте крайние точки России.
Покажите на карте страны, граничащие с Россией.
Тест по теме «Россия на карте часовых поясов»
На территории России часовых зон:
а) 12; б) 11; в) 24; г) 9.
Границы часовых зон проводят:
а) по меридианам;
б) по границам субъектов РФ;
в) по крупным природным рубежам;
г) по параллелям.
Большая разница во времени на территории России определяется:
а) большой протяженностью страны с запада на восток;
б) большой протяженностью страны с севера на юг;
в) сложностью рельефа;
г) большой протяженностью морских границ страны.
Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:
а) 11 ч; б) 9 ч; в) 8 ч; г) 5 ч.
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Карелия
2) Свердловская область
3) Забайкальский край
Ответ: 321
Изучение нового материала:
Эпиграфом к уроку могут стать слова историка, географа, писателя Владимира Игоревича Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?
Работа с учебником и картами атласа по группам.
Прочитайте текст на с.24-31учебника, изучите карты атласа, проанализируйте карты(рис.11,12 на с.26,27 учебника).Класс делится на 5 групп. Группа готовит сообщение о данном этапе освоения земель .
1-я группа – ХI-ХV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами
2-я группа – ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь
3-я группа – Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в.
4-я группа – Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в.
5-я группа –Исследования ХIХ- ХХ в.
В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. На контурную карту наносятся маршруты исследований.
ФИО | Годы жизни | Исследуемая территория | Основной вклад в развитие географии |
ХI-ХV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами |
Новгородцы | ХII век | Европейский Север | исследовали территорию от Кольского полуострова до устья Печоры |
ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь |
Ермак | 1532-1585 | К востоку от Уральских гор | Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584). |
Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в. |
Курбат Иванов | 1666 | Сибирь | Вышел к Байкалу и открыл о.Ольхон |
Иван Москвитин | Ок. 1603-1671 | Дальний Восток | В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря. |
Василий Поярков | До 1610 – после 1667 | Сибирь | Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура. |
Ерофей Павлович Хабаров | 1603-1671 | Дальний Восток | В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли вдоль Амура и составил их карты. |
Семён Дежнёв и Федот Попов | Ок. 1605 – 1673 год рожд. неизвестен – 1648 или позже | Дальний Восток | В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году. Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов. |
Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в. |
Владимир Атласов | 1662-1711 | Дальний Восток | В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население. |
Витус Беринг | 1681-1741 | Дальний Восток | Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г.Был открыт пролив между Азией и Америкой.В честь Беринга названы Командорские острова. |
Семен Челюскин | Ок. 1700 – 1764 | Побережье Северного Ледовитого океана | В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем. |
Дмитрий и Харитон Лаптевы | 1701-1771 1700-1763 | Побережье Северного Ледовитого океана | Были описаны большие участки нижнего и даже среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана, очертания полуострова Таймыр и Ямал |
Исследования ХIХ- ХХ в. |
Отто Шмидт и Владимир Воронин | 1891-1956 | Исследовал Север | 1932 год был пройден Северный морской путь |
Закрепление нового материала
Географический диктант (устно).
- Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).
- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).
- Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)
- К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).
- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).
- Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).
- В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).
- Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).
- Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).
- Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).
Просмотр видео «Роль русского географического общества в изучении территории России
Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок? Выставление оценок.
Домашнее задание:
§ 4; § 5