СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 8 классе по теме "Как осваивали и изучали территорию России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован при подготовке к уроку географии по теме "как осваивали и изучали территорию России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 8 классе по теме "Как осваивали и изучали территорию России"»

Урок географии в 8 классе

Как осваивали и изучали территорию России

Цели урока:

      • Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России.

      • Выяснить, как заселялась территория России.

      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

      • Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.

     
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
     
Практикум.
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Работа с атласом и контурной картой.

     
Способы действия учащихся:
вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4,5 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.


Ход урока

Актуализация знаний

  1. Покажите на карте крайние точки России.

  2. Покажите на карте страны, граничащие с Россией.

  3. Тест по теме «Россия на карте часовых поясов»

  1. На территории России часовых зон:

а) 12; б) 11; в) 24; г) 9.

  1. Границы часовых зон проводят:

а) по меридианам;

б) по границам субъектов РФ;

в) по крупным природным рубежам;

г) по параллелям.

  1. Большая разница во времени на территории России определяется:

а) большой протяженностью страны с запада на восток;

б) большой протяженностью страны с севера на юг;

в) сложностью рельефа;

г) большой протяженностью морских границ страны.

  1. Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:

а) 11 ч; б) 9 ч; в) 8 ч; г) 5 ч.

  1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.



1) Республика Карелия

2) Свердловская область

3) Забайкальский край



Ответ: 321

Изучение нового материала:



Эпиграфом к уроку могут стать слова историка, географа, писателя Владимира  Игоревича Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?

Работа с учебником и картами атласа по группам.

Прочитайте текст на с.24-31учебника, изучите карты атласа, проанализируйте карты(рис.11,12 на с.26,27 учебника).Класс делится на 5 групп. Группа готовит сообщение о данном этапе освоения земель .

1-я группа – ХI-ХV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

2-я группа – ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь

3-я группа – Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в.

4-я группа – Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в.

5-я группа –Исследования ХIХ- ХХ в.

В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. На контурную карту наносятся маршруты исследований.

ФИО

Годы жизни

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

ХIV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

Новгородцы

ХII век

Европейский Север

исследовали территорию от Кольского полуострова до устья Печоры

ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь

 Ермак

1532-1585

К востоку от Уральских гор

Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584).

Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в.

Курбат Иванов

1666

Сибирь

Вышел к Байкалу и открыл о.Ольхон

Иван Москвитин

Ок. 1603-1671

Дальний Восток

В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря.

Василий Поярков

До 1610 – после 1667

Сибирь

Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура.

Ерофей Павлович Хабаров

1603-1671

Дальний Восток

В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли вдоль Амура и составил их карты.

Семён Дежнёв и

Федот Попов

Ок. 1605 – 1673

год рожд. неизвестен – 1648 или позже

Дальний Восток

В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году.

Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов.

Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в.

Владимир Атласов

1662-1711

Дальний Восток

В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население.

Витус Беринг

1681-1741

Дальний Восток

Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г.Был открыт пролив между Азией и Америкой.В честь Беринга названы Командорские острова.

Семен Челюскин

Ок. 1700 – 1764

Побережье Северного Ледовитого океана

В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

1701-1771

1700-1763

Побережье Северного Ледовитого океана

Были описаны большие участки нижнего и даже среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана, очертания полуострова Таймыр и Ямал

Исследования ХIХ- ХХ в.

Отто Шмидт и Владимир Воронин

1891-1956

Исследовал Север

1932 год был пройден Северный морской путь

Закрепление нового материала

Географический диктант (устно).

- Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).

- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

- Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

- К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

- Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

- В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

- Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

- Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

- Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

Просмотр видео «Роль русского географического общества в изучении территории России



Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок? Выставление оценок.

Домашнее задание:

§ 4; § 5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!