Конспект урока в 8 классе
на тему «Возрастно-половой состав населения России»
Цели урока - сформировать представление о возрастном и половом составе населения России и причинах их определяющих.
Содержание урока: Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная пирамида.
Планируемые результаты
Предметные:
выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов;
определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным;
определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны;
сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным;
анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России для разных территорий страны.
Метапредметные:
владеть устной речью, строить монологическое высказывание;
аргументировать свою точку зрения;
осуществлять сравнение;
формировать действие целеполагание;
планировать пути достижения цели;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.
Личностные:
Воспитание гражданственной и половозрастной идентичности;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому; готовности вести диалог и достигать взаимопонимания
Оборудование - компьютер, мультимедиа проектор, презентация, опорные листы для учащихся (Приложение 1, Приложение 2).
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вводная беседа
Как показывает наблюдение, многие из нас любят посещать торговые центры, супермаркеты. Часто в больших магазинах мы становимся участниками промоакций.
Справка: промоакция (промышленная акция) – это совокупность действий, направленных на продвижение продукта и воздействуют на потенциального покупателя.
Возникает вопрос: почему та или иная промоакция проходит в торговом центре нашего города? По какому принципу выбираются регионы для проведения промоакций? Для ответа на эти вопросы предлагаю посмотреть на ситуацию не со стороны покупателей, а со стороны организаторов акции.
3. Получение новых знаний
Представим ситуацию: Одна из российских компаний по производству продуктов питания с целью продвижения новых продуктов на рынок проводит промоакции: 1 промоакция «Собери подруг в Париж». В акции разыгрываются 3 поездки в Париж и 500 флаконов французских духов. Для участия необходимо собрать 4 упаковки от шоколада и выслать их по адресу.
2 промоакция «Разгадай тайны пиратских кладов» - в акции разыгрывается 500 МР3-плееров и 50 игровых приставок. Для участия в акции необходимо отправить фрагмент от упаковки детского йогурта по указанному адресу.
3 промоакция «Дневные скидки» - в акции участвует весь ассортимент молочной и хлебобулочной продукции компании, предоставляются скидки от 10% до 15%. Акция проводится для пенсионеров и действует с 11-00 до 17-00.
Для промоакций были выбраны 3 субъекта РФ: Рязанская, Ивановская области и Чеченская республика.
Для эффективного проведения промоакции компания производитель обратилась за помощью в организацию, которая занимается изучением социально-демографических особенностей регионов. Какие данные о населении этих регионов планирует собрать организация по исследованию, чтобы помочь компании по проведению промоакции? (Если затруднение – дополнительный вопрос: Скажите, на какую группу населения промоакции рассчитаны?)
Учитель предлагает сформулировать тему урока.
Вернемся к условиям промоакции. Какими знаниями и умениями мы должны овладеть, чтобы определить группу потенциального покупателя в промоакциях?
Задачи урока: научиться определять, сравнивать и объяснять половой и возрастной состав населения России и отдельных регионов.
Исходя из темы, где в будущем пригодятся вам полученные знания? Какие практические задачи помогут решить?
Какими источниками информации мы воспользуемся для достижения поставленных задач? (Статистические данные, географические карты, данные переписи населения и соцопросов)
Вывод: полученные на уроке умения и знания будут иметь практическую значимость в жизни и профессиональной деятельности. Данные о населении можно получить из различных доступных источников информации.
В среднем по миру соотношение мужчин и женщин показывает, что доля мужчин чуть выше доли женщин. Однако, соотношение мужчин и женщин в различных станах неодинаково: есть страны, где преобладают женщины (н-р страны Европы), а где-то перевес мужчин (н-р: мусульманские страны Азии)
Как вы думаете, к какой группе стран относится Россия?
Данные переписи населения 2010 года показали, что доля женщин 54%, доля мужчин – 46%. (относительная величина). В абсолютных показателях это составляет: 76.262 женщин и 65.642 мужчин, т.е. женское население превосходит по численности мужское на 10 млн. чел. В России численный перевес женщин над мужчинами один из самых высоких в мире. (10 млн. чел – численность Москвы). Какой вопрос вы бы задали статистам, увидев эти данные? – Почему жм.
Для поиска ответа обратимся к данным рисунка 3.8 на стр. 137 учебника. Определите соотношение мужчин и женщин по возрастам.
На рисунке показано соотношение мужского и женского населения в трех возрастных группах: дети и подростки (до 15 лет), люди в возрасте от 15 до 65 лет, пожилое население старше 65 лет. Какой факт вы обнаружили? (м ж только в возрасте до 15 лет, чем старше возрастная группа, тем доля мужчин уменьшается, в старших возрастах м˂˂ж)
Каковы причины подобных соотношений? Причин такому несколько. Определим их, используя текст учебника на стр. 136. Прочитайте 1 абзац назовите основные причины этого явления. Причины:
Биологическая причина. (На момент рождения, мальчиков появляется на свет больше, чем девочек (примерно в соотношении на 100 девочек – 105 мальчиков). Так природа «учитывает» более высокую смертность среди мальчиков и мужчин.
Высокая мужская смертность из-за малой продолжительности жизни (пристрастие к вредным привычкам, участие в военных действиях, сложные и тяжелые профессии).
Данный факт подтверждается данными. Сравним продолжительность жизни в России с другими странами мира.
Таблица 1. Средняя продолжительность жизни в России и развитых странах мира (число лет)
Страны | Все население | В том числе |
Мужчины | женщины |
Россия | 65 | 61 | 74 |
Великобритания | 77 | 74 | 79 |
Германия | 76 | 73 | 80 |
Италия | 78 | 75 | 81 |
Япония | 80 | 77 | 83 |
США | 76 | 73 | 80 |
Статистика показывает, что средняя продолжительность жизни в России ниже, чем в развитых странах мира. Продолжительность жизни у женщин – 74 года, у мужчин – 61 лет. Разница в 13 лет! (один из самых высоких показателей в мире). Иными словами до преклонного возраста доживает малая доля мужчин.
Для подтверждения проведем мини-социологический опрос: поднимите 1-2 руки, у кого на данный момент жива (живы) бабушки? У кого живы дедушки? (соотношение пожилого мужского и женского населения подтверждается)
От чего зависит продолжительность жизни? (одно из объяснений в таблице - от уровня благосостояния общества)
Есть еще одна причина, о которой не говорится в параграфе. В одном учебнике по географии мне попался текст, фрагмент зачитаю.[3, 231]
Представим себе такую картину. На конвейере автомобильного завода собирается новенькая машина. Заводы-смежники поставили сотни узлов и деталей: мотор, шины, стекло и многое другое. Все это собирается, готовая машина съезжает с конвейера, доставляется на торговую базу. Туда приходит покупатель, опробует ее, покупает, едет на ней домой, но по дороге заезжает на склад металлолома, где ставит новую машину под пресс и выбрасывает на свалку. Вы скажите – это невозможно! А теперь сравните: женщина вынашивает ребенка, в муках рожает его, выкармливает, воспитывает, тратя на это лучшие годы жизни, здоровье, деньги… Затем ребенок идет в школу, много лет в ней учиться, и все это время родители его содержат, учителя учат, вкладывают в него знания и умения. После школы он получает профессию, начинает работать, но вскоре гибнет из-за несчастного случая. Огромный труд многих людей, годы жизни родителей – все зря…
О какой проблеме заставляет задуматься этот отрывок? (Ответственность за продолжительность жизни). Нельзя забывать, что жизнь и здоровье человека в его руках! Все зависит от образа жизни, а образ жизни, поведение самосохранения формируется с юности.
О значимости этого фактора говорят и данные Всемирной организации здравоохранения, которые проанализировали возможные факторы, влияющие на жизнь и здоровье людей и оценили их удельный вес:
50-55% - образа жизни (включает в себя: трудовая деятельность человека, ведение ЗОЖ, отказ от вредных привычек, поведение самосохранения)
20% наследственных (генетических) факторов
20-25% экологические факторы
10% состояния здравоохранения в стране
Итак, подведем итог. Обобщите полученные сведения о половом составе населения и причинах. (Под влиянием определенных факторов в среднем по России доля женщин превышает долю мужчин. Одна из главных причин – продолжительность жизни в стране). Везде в стране ли сохраняется это соотношение?
Соотношение мужчин и женщин в России меняется по регионам страны. Исследования показали: в тех регионах, где активно развиваются отрасли, требующие преимущественно мужского труда, доля мужского населения высока. В России такими регионами являются районы добычи полезных ископаемых, лесозаготовки, строительство (районы нового освоения). Совершенно другая картина там, где в результате оттока мужского населения и развития отраслей, где заняты в основном женщины (текстильные районы), преобладают женщины (старопромышленные районы).
Возьмём на заметку этот факт. Обратимся к промоакции. К какой группе (старопромышленные и районы нового освоения) относятся регионы, выбранные для промоакции (Ивановская и Рязанская области, Чеченская республика)
Иваново – «город невест», получил такой неформальный статус за счет развития текстильной промышленности и высокой занятости женщин. Можно предположить, что в Ивановской и Рязанской областях Центральной России доля женщин выше доли мужчин. В Чеченской республике наоборот.
Исходя из вышесказанного, какие данные о населении необходимо учитывать при планировании промоакций? (половой состав населения)
Значит, 1 этапом подготовки к промоакции может стать анализ полового контингента региона. Информацию по этому вопросу мы изучили. Идем далее.
При характеристике возрастного состава, население делят на 3 возрастные группы:
1 группа - Дети и подростки – до 16 лет
2 группа - Взрослое население – 16-65 лет
3 группа - Пожилое население – старше 65 лет
Какая возрастная группа должна преобладать структуре населения страны? Почему? Каково должно быть соотношение между 1 и 3 группами? Почему?
Проанализируем данные возрастного состава России. Обратимся к статистическим данным.
Таблица 2. Соотношение разных возрастных групп населения (в %)
Возрастные категории | мир | Россия |
Дети и подростки – до 16 лет | 30% | 22% |
Взрослое население – 16-65 лет | 60% | 57% |
Пожилое население – старше 65 лет | 10% | 21% |
Какие особенности в возрастной структуре населения России вы видите на фоне данных по миру?
Россию по праву считают страной «со стареющей нацией». О проблемах этой ситуации мы поговорим на следующем уроке. Наша задача выявить причины данного соотношения. Вспомните материал прошлых уроков и назовите причины, вызвавшие снижение доли детей и увеличение доли пожилых в России.
Снижение рождаемости (зависит от материального благосостояния, национальных традиций)
Отток молодого населения из села в город, на заработки в районы нового освоения
С учетом этих особенностей, «стареет» сильнее всего население Дальнего Востока и Центральной России. Остальные регионы – «молодые».
Учитывая этот факт, перейдем ко 2 этапу промоакции – определите, к какой группе («молодеющих» или «стареющих») относятся субъекты Федерации?
О возрастном и половом составе регионов мы догадывались, а значит, наши предположения могли быть не точными. Но наша компания-производитель серьезная организация и не можем строить свою экономическую политику на предположениях. Вопрос: где взять точные данные о возрастно-половом составе регионов? На помощь приходят половозрастные пирамиды, составленные на основании переписи населения.
Пирамиды выглядят следующим образом (на слайде изображение и на опорных листах на столе). Какую неизвестную информацию о населении регионов мы можем получить из пирамид? (количество женщин и мужчин, число женщин на 1000 мужчин, доля населения разных возрастных групп – условные обозначения под рисунком).
Задание: Используя половозрастные пирамиды, определите особенности полового и возрастного состава населения субъектов РФ и заполните таблицу в опорных листах. Но для начала прочитайте инструкцию по работе с половозрастными пирамидами.
Таблица 3 . Половозрастной состав населения регионов России
Показатели | Ивановская область | Рязанская область | Чеченская республика |
Число женщин на 1000 мужчин | 1230 | 1189 | 1072 |
Доля (%) детей и подростков в общей численности населения | 15,7 | 15,8 | 35,1 |
Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения | 59,2 | 57,9 | 56,7 |
Доля (%) пожилого населения старше 55(60) лет | 25,1 | 26,3 | 8,2 |
На основании статистических данных (таблицы) дайте характеристику половозрастного состава регионов.
В каком регионе страны наибольший (наименьший) перевес в численности женщин?
В каком регионе наибольшая доля детей и подростков? Наименьшая доля?
В каком (каких) регионах самая низкая (высокая) доля пожилого населения?
Еще раз проанализируйте данные о регионах и данные условий промоакций и определите целесообразность их проведения. В каком из регионов эффективнее пройдет одна из промоакций.
Какую промоакцию эффективнее провести в Чеченской республике? В Ивановской области? В Рязанской области?
4. Подведение итогов урока
Итак, сегодня на уроке мы научились определять данные о возрастно-половом составе отдельных регионов РФ, сравнивать их и объяснять. Задачи, поставленные в начале урока, достигнуты.
На примере проведения промоакций мы показали значимость полученных знаний в экономике предприятия и страны в целом. На основе полученных знаний о половозрастном составе населения сформулируйте проблемы, требующие решения на уровне региона и отдельно взятой семьи (вспомните проблемы и предложите пути решения, например: доступность занятий спортом, широкая сеть спортивных учреждений, ограничение распространения психоактивных веществ, увеличение культурно-досуговых мероприятий для всех слоев населения)
Задание на дом: §49-50 изучить (прочитать, ответить на вопросы параграфов, пересказать), творческое задание: В российском обществе существует множество социально-демографических проблем. Одна из них - малая продолжительность жизни. Предложите варианты решения проблемы.
Список литературы:
География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.
Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Е.С. Ходова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
Приложение 1.
Половозрастные пирамиды
Приложение 2.
Опорный лист к уроку «Возрастно-половой состав населения России»
Задание 1. Прочитай инструкцию к работе с половозрастными пирамидами:
Половозрастная пирамида состоит из двух перпендикулярных осей.
По вертикали отложен возраст жителей, по горизонтали – численность каждой возрастной группы: мужчин (левая половина (синего цвета) и женщин (правая сторона (красного цвета).
Специальными значками указана доля (%) населения разных возрастных групп и число женщин на 1000 мужчин
Задание 2. Заполни таблицу «Половозрастной состав населения регионов»
Показатели | Ивановская область | Рязанская область | Чеченская республика |
Число женщин на 1000 мужчин | | | |
Доля (%) детей и подростков в общей численности населения | | | |
Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения | | | |
Доля(%) пожилого населения старше 55(60) лет в общей численности населения | | | |
Задание 3.Соедини стрелками название промоакции и регион, в котором наиболее эффективно проведение каждой из промоакций. |
«Разгадай тайны пиратских кладов» |
Задание 4. Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения о половозрастном составе регионов РФ (http://www.perepis2010.ru) и предложите другие субъекты РФ, где проводимые промоакции были бы также успешны. Объясните свой выбор.