СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»»

8 класс
Геометрия
Урок № __

Тема: Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Тип: урок изучения нового материала.

Основные дидактические цели и задачи: ввести понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; научить учащихся вычислять значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60; развивать способность анализа и вычислительные навыки.


Материал подготовил: Попов Дмитрий Сергеевич.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Проверяется готовность к уроку. Выявление отсутствующих на уроке.

II. Проверка домашнего задания
Учитель берёт тетради для проверки выполнения домашнего задания у 2–3 учащихся.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Фронтальный опрос

– Как называют стороны прямоугольного треугольника? (Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой, а две другие стороны – катетами.)

– Назовите свойства прямоугольных треугольников?

– Каким соотношением связаны катеты и гипотенуза прямоугольного треугольника?


IV. Постановка темы и целей урока

– Сегодня мы узнаем значения синуса, косинуса и тангенса в прямоугольном треугольнике.

Учитель записывает на доске тему урока.



V . Изучение нового материала

Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. Измерим его
катеты и гипотенузу (АС = 12; АВ = 15; ВС = 9). Разделим длину
катета АС на длину гипотенузы АВ, получим:
= = 0,8.

– А теперь возьмём точку С1 на отрезке АС. Проведём к нему
перпендикуляр С1В1. Измерим отрезки АС1 и АВ1:

АС1 = 6 АВ1 = 7,5

Р азделим длину катета АС1 на АВ1. = = 0,8.

Возьмём точку С2 на продолжении отрезка АС и проведём
перпендикуляр С2В2. Измерим отрезки АС2 и АВ2.
Получим: АС2 = 15 АВ2 = 18,75.

Разделим длину катета АС2 на длину гипотенузы АВ2:
= = 0,8.

Заметим, что катет АС является прилежащим к углу А треугольника АВС.
Катет АС1 является прилежащим к углу А треугольника АС1В1.
Катет АС2 также является прилежащим к углу А, но уже в треугольнике АС2В2.

Получилось, что отношение прилежащего катета к гипотенузе во всех трёх случаях равно 0,8. Очевидно, что это отношение зависит только от угла А.

У чащиеся записывают определения (подчёркнуты) под диктовку учителя и чертят рисунки:
Отношение прилежащего катета к гипотенузе cos A =
называется косинусом острого угла прямоугольного
треугольника.



А налогично можно найти отношение противолежащего
катета к гипотенузе
. Такое отношение называется синусом sin A =
острого угла прямоугольного треугольника
.

Отношение противолежащего катета к прилежащему
называется тангенсом острого угла прямоугольного
tg A =
треугольника.



Итак, синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника это числа. Подумайте, какими числами могут быть синус, косинус и тангенс?

Л егко доказать, что тангенс угла равен отношению синуса и косинуса этого угла. Проверьте это утверждение, используя определение синуса, косинуса и тангенса.

Учащийся с быстрыми навыками решения доказывает

Докажем утверждение:
Если острый угол одного прямоугольного треугольника
равен острому углу другого прямоугольного треугольника,
то синусы этих углов равны, а также косинусы этих
углов равны и тангенсы этих углов равны.





Доказательство:
Пусть А = А1 и С и С1 – прямые. Тогда АВС А1В1С1 (по двум углам), поэтому = = , следовательно = , а это значит sin A = sin A1.
Аналогично из равенства отношений = следует равенство соs A = соs A1.
Из равенства отношений = следует равенство tg A = tg A1.

Ч то и требовалось доказать.
____________________________________________________________________________

В прямоугольном треугольнике выполняется теорема
Пифагора. Запишем её для треугольника АВС с
прямым углом С:
ВС2 + АС2 = АВ2.

Разделим почленно обе части равенства на АВ2:
+ = . Получим новое равенство.

Используя определение синуса и косинуса угла А получим формулу, связывающую синус и косинус острого угла прямоугольного треугольника. Эта формула называется основное тригонометрическое тождество: sin2 A + соs2 A = 1.

Из основного тригонометрического тождества, зная косинус угла, легко найти его синус, и наоборот.

Например!
Дано: соs A = 0,8.
Найти sin A.
Решение: sin2 A + соs2 A = 1
sin2 A + 0,82 = 1
sin2 A = 1 – 0,82
sin2 A = 0,36
sin A = 0,6.

Ответ: sin A = 0,6.

VI. Закрепление изученного материала. Решение упражнений

1. Работа на карточках (решение упражнений из доп. литературы)

Карточки учитель должен подготовить заранее.

Учащийся со средней успеваемостью решает задание 1 на карточке и диктует решение остальным учащимся.

Учащиеся самостоятельно решают задание 2, по окончании один ученик вслух читает задачу и её решение. Учащиеся его слушают и исправляют ошибки.





Урок
«Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»

Задание №1


Задание №2




2. Решение задач из учебника
№ 591 (а,б) и № 592 (а,в,е) учащиеся решают возле доски.
№593 (а, б) учащиеся решают самостоятельно, а затем коллективно проверяют.

VII. Рефлексия учебной деятельности

– Что называется синусом (косинусом, тангенсом) острого угла прямоугольного треугольника?



– Какое равенство называют основным тригонометрическим тождеством?

– Что вам осталось непонятным из сегодняшнего урока?

VIII. Анонс домашнего задания

  • Прочитать п. 68

  • Решить № 591 (в, г), № 592 (б, г, е)

  • Решить задачу: Гипотенуза АС прямоугольного треугольника АСЕ равна 50,
    sin A = . Найдите площадь треугольника.

IX. Подведение итогов урока

Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке, тем самым подводит итоги урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя