СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения" (по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Главныеи второстепенные члены предложения. Распространенные и нерастпространенные предложения" по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения" (по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).»

Урок в рамках преемственности



Учитель: Таразанова Елена Валерьевна

Предмет: Русский язык

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Класс: 4-А

Дата проведения: 19.04.2016 год



Тема урока:

Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения



Цель: дать понятие главных и второстепенных членов предложения;

поставить задачу конструирования и использования нового способа действия; сконструировать способ отнесения предложения к распространенному или нераспространенному; учить четвероклассников отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения учебной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы.

Задачи:

Формировать умение характеризовать предложение по составу его членов (распространенные и нераспространенные)

Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий:

- постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования)

- открытие новых знаний.

Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.

Осуществление профилактики утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.



Планируемые результаты:

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развивать этические чувства, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности;

предметные: знать отличие главных членов предложения от второстепенных; отличие распространенных предложений от нераспространенных;

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

познавательные: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа



Этапы урока

Содержание

Средства

1. Установление межличностного контакта. Мотивация к учебной деятельности


- Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему?

Верно, на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке, чему мы уже научились, и чему будем учиться сегодня. Это немного волнительно для вас, но и для меня тоже, ребята. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. От улыбки нам станет чуточку теплей, мы почувствуем положительный настрой, вместе постараемся совсем не волноваться. Думаю, что вы будете активно и успешно работать на уроке, порадуете нас своими ответами. Итак, всем удачи!

Откройте свои тетради, запишите число и вид работы.

Приветствие гостей

2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Работа с интерактивной доской.

  • Анализ текста

























  • Запись слов с пропущенными буквами. Объяснение орфограмм


Лес, точно терем ра(с,з)писной,

Лиловый, з(а,о)лотой, багряный,

В(и,е)сёлой, пёстрою стеной

Стоит над светл(а,о)ю полян(а,о)й.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки т(и,е)мнеют.

А между клён(о,а)ми синеют

То там, то (с,з)десь в листве сквозной

Просветы в неб(о,а), что оконца.

-Прочитайте про себя. Подготовьтесь прочесть вслух выразительно.

Читают

-Прочитайте вслух выразительно.

-Что это? (Стихотворение)

-Где мы встречались с этим стихотворением?

(В прошлом году на уроке литературы)

-Может быть, кто-то помнит автора этих строк и название стихотворения? (И.А. Бунин. Листопад)

-Докажите, что это текст.

(Предложения связаны по смыслу и объединены общей темой: описание красоты осеннего леса)

- Каков тип текста? Докажите.

(Описание, т.к. описывается природа, много прилагательных, можно поменять местами части текста)

-Какое это описание, художественное или деловое? Докажите.

(Художественное: красочное описание, впечатляет, вызывает теплые чувства, использование изобразительных средств:

Эпитеты:

Сравнения:

Олицетворения:

Метафора (скрытое сравнение):

- Как вы думаете, какое будет задание? Зачем я его приготовила для вас?

(Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы)

-Вы почти угадали. Только все списывать не нужно. В тетради выпишите только слова с пропущенными буквами, подчеркните орфограммы. Каждую орфограмму будем объяснять и у доски.

-Несколько учащихся получат карточки с заданиями на повторение пройденного материала. Двое из них будут контролерами, которые проверят правильность выполнения заданий

Выходят к доске по одному и записывают слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

-А теперь скажите, сколько предложений в этом отрывке из стихотворения?

-Охарактеризуйте устно эти предложения.

-По каким признакам можно объединить эти предложения?

-Какие предложения из изученных нами нам не встретились?

-Молодцы, вы хорошо помните изученные орфограммы и типы предложений! Думаю, мы готовы к следующему этапу урока – составлению Лестницы знаний. Вспомним, что мы уже знаем из материала последних двух разделов: «Как связываются слова друг с другом в речи?» и «Какие предложения бывают в русском языке?»

Текст на интерактивной доске


































Индивидуальные карточки: 4 человека (2 за доской, 2 на местах: контролеры)

3. Актуализация знаний. Составление и озвучивание Лестницы знаний


-Вы уже так много знаете, что ваши знания мне пришлось зашифровать в схемы, потому что иначе мы просто не уместили бы все на нашей Лестнице знаний. Давайте расшифруем.

Учитель выставляет на Лестницу карточки-схемы, ученики объясняют каждую схему:

Как слова связываются друг с другом в речи

Три типа грамматической связи

Словосочетание

Работа зависимых слов в словосочетании

Предложение

По цели высказывания

По эмоциональной окраске

-Почему на верхней ступеньке я поставила вопрос?

(Наверное, потому что мы ещё узнаем что-то новое, новые типы предложений)

Карточки для Лестницы знаний выставляются на доске

4. Постановка цели урока. Создание проблемной ситуации.


-Как вы считаете, какова цель нашего урока?

(Узнать, какие еще предложения бывают в русском языке)

-Итак, вы сказали, что сегодня мы будем узнавать, какие еще предложения есть в русском языке. Ну что ж, тогда приступаем к работе.


5. Организация учебных действий по анализу проблемной ситуации

  • Сравнение предложений







  • Составление «многоэтажной» схемы предложения

На доске:

Восходит солнце

Над безбрежным морем восходит солнце.

-Сравните эти предложения. Что вы можете о них сказать?

-Что, кроме подлежащего и сказуемого, есть во втором предложении?

-Какую роль выполняют эти слова?

(В этих предложениях одинаковые подлежащее и сказуемое.

Во втором предложении, кроме сказуемого и подлежащего, есть и другие слова, которые уточняют либо сказуемое, либо подлежащее, т.е. входят в состав словосочетаний, в которых сказуемое и подлежащее являются главными (независимыми) членами).

-Давайте покажем это на многоэтажной схеме этого предложения:

восходит солнце

где? какое?

над морем весеннее

каким?

безбрежным

-Давайте закроем листом бумаги ту часть этой схемы, где отражены уточняющие слова. Что осталось? (Восходит солнце: слова, связанные взаимной связью).

-Как иначе сказать, что получилось? (предложение)

-Теперь закроем листом бумаги слова, которые связаны между собой взаимной связью, т.е. «верхний этаж» этой схемы. (над морем, весеннее, безбрежным) Получилось предложение? (нет)

-Итак, может ли обойтись наше предложение без слов «верхнего этажа»?

(нет, это «каркас», без которого невозможно существование предложения)

-Значит, как мы назовем подлежащее и сказуемое? (главными словами, главными членами)

- У членов предложения, которые уточняют подлежащее и сказуемое, тоже есть свое название – второстепенные. Как вы думаете, почему они так называются?

(Мы убедились: в предложении они необязательны, предложении может существовать и без них)


Предложения записаны на доске

6. Конструирование нового способа действия


  • Работа с учебником


-Посмотрите еще раз на эти два предложения и скажите, какие два типа предложений мы еще нашли?

(состоящие только из главных членов предложения и включающие, кроме главных, второстепенные члены)

-Откройте учебники на с. 152 и найдите, как называется предложение, состоящее только из главных членов (нераспространенное)

-Как бы вы навали предложение, в котором, кроме главных, есть еще и второстепенные члены предложения? (распространенное)

-Сформулируйте способ отнесения предложения к распространенному и нераспространенному

(нужно посмотреть, есть в предложении второстепенные члены или нет)







Учебник с. 152

7. Воспроизведение знаний





  • Работа с таблицей. Запись новых видов предложений.


-Итак, давайте вернемся к началу урока, какой вопрос у нас возник?

(Какие еще виды предложений бывают в русском языке)

-Теперь вы сможете на него ответить?

(Распространенные и нераспространенные)

-Ребята, может, напомните, куда нам нужно занести информацию о новых видах предложения?

(В таблицу «Какие бывают предложения?»)

-Скажите, а как мы назовем первый столбик?

(По составу членов предложения или По наличию второстепенных членов)

-Что запишем в две строки второго столбика?

(Распространенные и нераспространенные)

-Как кратко их охарактеризуем?

(Есть только главные члены; кроме главных, есть и второстепенные члены)


8. Использование нового способа действия

  • Работа с учебником


  • Работа по картине Исаака Левитана «Весна. Большая вода».


-Ребята, а что нужно делать после изучения нового материала, чтобы лучше его усвоить? (Тренироваться)

Упр. 271 с.158 (устно с объяснением)


-Посмотрите, может, вы уже знаете, что это за картина? Кто её написал?

-Перед вами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода».

-Давайте придумаем четыре нераспространенных предложения. Запишем их.

Наступила весна.

Снег растаял.

Река разлилась.

Стоят деревца.



Учебник

с. 158 упр. 271










9.



  • Групповая работа. Музыка (Чайковский. Времена года. Весна)

-Задания группам: преобразуйте эти нераспространенные предложения в распространенные.

  • Представление готовых работ


10.Итоговая рефлексия

Итак, над чем мы сегодня работали? Что важного было сегодня?

-Как отличить распространенные предложения от нераспространенных?

- Принес ли сегодняшний урок пользу? Какую?

- Довольны ли вы своей работой? Что вам сегодня удалось? Что бы вам сегодня хотелось отметить?

-Как думаете, чем будем заниматься далее на уроках русского языка?


11. Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!