СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Горожане и их образ жизни.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к конспекту урока в 6 классе по теме "Формирование средневековых городов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Горожане и их образ жизни.»

Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте! У нас с вами сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Пожалуйста, присаживайтесь. Приготовьтесь к уроку». Дети садятся, слушают учителя.

Проверка домашнего задания. Учитель: «Ну что, вы готовы?!»

Ученики: «Даа!».

Учитель: «Отлично. Тогда приступим. Сегодня домашнее задание по теме «В рыцарском замке» будет проверяться в форме тестирования.(СЛАЙД 2)

Напоминаю как работать с тестами». Учитель раздает бланки с заданием и одновременно объясняет: «Вам предлагаются вопросы. Каждый вопрос содержит три варианта ответа, один из которых правильный. Букву правильного варианта вы должны обвести. Самое главное, по окончанию тестирования, вы сами будете проверять свои результаты. Приступайте, вам будет достаточно пяти-семи минут».

Ученики выполняют тестирование. По окончанию тестирования учитель продолжает:

-Теперь я попрошу вас обменятся своей работой с соседом по парте. Вы будете проверять правильность выполнения теста и сами выставлять оценки друг друга. Как это делать у вас обозначено в тесте.

(СЛАЙД 3) Щелчок. Учитель благодарит учащихся за работу.

Постановка целей и задач урока. Актуализация новой темы.

-Теперь мы готовы перейти к изучению нового материала. Давайте послушаем с вами песню. (СЛАЙД 4-6)

-Итак, ребята, вы догадались, как называется тема нашего урока?

-«Формирование средневековых городов». (СЛАЙД 7 )

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

- Мы с вами попытаемся узнать, что собой представляли средневековые города, и как складывалась их хозяйственная жизнь

Изучение новой темы. Слова учителя: «Для этого мы должны рассмотреть следующие вопросы (появляется слайд с планом изучения новой темы): (СЛАЙД 8)

  1. Особенности возникновения средневековых городов;

  2. Рост городов;

  3. Городское ремесло;

  4. Города против сеньоров;

  5. Городское общество;

  6. Облик средневекового города.

1-2. Особенности возникновения средневековых городов. Рост городов. (СЛАЙД 9)

Слова учителя: «Как мы уже говорили, часть европейских городов возникла еще в древности, в эпоху Римской империи. Однако в период германских вторжений, городская жизнь надолго пришла в упадок. Численность населения городов уменьшается, теряется значение города как экономического и культурного центра. Вспомните, что стало с Римом, после того, как его захватили варвары?».


Рим был разорен. Город пришел в упадок

-Именно! Тем не менее, в определённый период истории Европы положение городов меняется.


РАБОТА С КАРТОЙ Давайте обратимся к карте.(СЛАЙД 10)

- Что можно сказать о количестве городов в этот период?

Ученики рассматривают карту, после чего отвечают на вопрос учителя:


«В этот период в Европе было много городов. Они были связаны между собой торговлей».


Учитель: «Все верно, вы молодцы. Действительно в этот период, а именно XI – XIV вв. в средневековой Европе было уже достаточно большое количество городов, известных нам и сегодня. Теперь попробуем выяснить, что способствовало росту городов именно в данный период».

(СЛАЙД 11) Задание: составим кластер


ВОПРОСЫ:

Мы уже знаем, что города пришли в упадок из-за набегов варваров. А что происходит в данное время?

(ЩЕЛЧОК)

-Давайте вспомним какие орудия труда применяли крестьяне в земледелии в XI-XII веках? (тяжёлый колёсный плуг, который глубже вспахивал землю; применяли лошадей как тягловую силу, подковы , оберегавшие копыта от повреждений)

Теперь урожаи выросли вдвое, выросло поголовье скота. (ЩЕЛЧОК)


-Как отделялось ремесло от сельского хозяйства.

- Давайте вспомним, что такое «Натуральное хозяйство»?

Но постепенно среди крестьян выделялись «умельцы»- профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно они меньше занимались с/х и ремесло становилось их основным занятием. А крестьяне, занятые в с/х, могли обменять часть своих продуктов на изделия ремесленников. А ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от с/х. (Щелчок)

- Но ремесленники стремились уйти от феодалов: Почему?

1) при сборе налогов большую часть изделий забирал себе.

2) в поисках покупателей и заказчиков

Происходил отток умельцев из деревень. Они оседали в определённом месте. Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей. Так появлялись посёлки ремесленников, которые быстро росли. (ЩЕЛЧОК)

От нападений рыцарей, грабителей они огораживали и укрепляли свой посёлок каменными стенами.

Так возникали города. (СЛАЙД 12)

Город-это центр ремесла и торговли. (записать определение)



Рост населения

ПРЕКРА-ЩЕНИЕ НАБЕГОВ

ВОЗРОС УРОЖАЙ





РОСТ ГОРОДОВ






Возрос урожай

Развитие ремесла






- В каких местах раньше всего могли возникать новые города? И как влияли места их возникновения на происхождение их названий?

Давайте послушаем сообщение.


3. Городское ремесло.(СЛАЙД 13) «Как правильно заметили, некоторые города имели между собой торговые связи. Города ещё являлись центрами ремесленного производства. Да, именно ремесло сыграло важнейшую роль в становлении средневековых городов. Это стало возможным благодаря окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства». Задается вопрос:

-Напомните, пожалуйста, что такое ремесло, и какие виды ремесла вы помните?

(ЩЕЛЧОК) «Ремесло – это вид хозяйства, направленный на изготовление различных предметов. Посуда, ткань, стекло, кузнечное дело и др.».


Работа с источником

-В подтверждение ваших слов, давайте обратимся к источнику. Учитель использует раздаточный материал, ученики знакомятся с источником


- Что вы можете сказать о средневековом городском ремесле?

В городах существовали самые разнообразные виды ремесел. Некоторые средневековые методы, используемые в ремесле, сейчас кажутся необычными


Учитель: «Верно! Не забывайте, что многие научные знания, имеющиеся у нас сегодня, еще не были известны в средние века. Запоминаем, что рост многих городов связан с успехами в развитие ремесла. Это очень важно. Часто ремесленники объединялись в специальные союзы – гильдии, для защиты своих интересов и успешной конкуренции.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД14)

-А теперь перейдем к следующему вопросу


4-5. Города против сеньоров. Городское общество. (СЛАЙД 15)


-Как вы думаете, средневековые города были свободными или же они зависили от кого-то?

«Они зависели от короля? Они принадлежали феодалу?».


Учитель: «Действительно, средневековые города возникали на земле сеньора, и некоторые города пытались освободиться от его власти по определенным причинам.


Задание: По тексту параграфа учебника ( стр.105) найдите ответ:

- Как складывались отношения сеньоров и городов? На какие этапы их можно поделить?

Работа с текстом учебника

(СЛАЙД 16)

1—й этап Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов. (ЩЕЛЧОК)

2—й этап. По мере того как города росли и богатели, сеньор старался получить от них всё больше доходов. Сеньоры судили горожан, взимали с них пошлины, нередко просто грабили. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.


Задание 3. Заполните таблицу (СЛАЙД 17)

Проверяем (СЛАЙД 18)

Причины борьбы


Формы борьбы

Результаты

Сеньор всё больше подчинял город соей власти, грабя его. Город стремился к свободе

1.Восстание

2. Откуп от сеньора деньгами

3. Долгие войны

Города получили свободу. Создали коммуны.


-А что такое коммуна? Давайте обратимся к нашему словарю.

Коммуна –это городская община, добившаяся самоуправления.

( определение записывают в тетрадь) (СЛАЙД 19)

Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление-выборный городской совет. (ЩЕЛЧОК) Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан, а также руководил рынком, строительством и т.д.

(ЩЕЛЧОК)

- Кто из вас ответит, кто такой «мэр»?

Мэр такая должность. Этот тот, кто управляет городом.

Учитель: «Совершенно верно! Казалось бы, вспоминая должность мэра, мы говорим о современных городах. Однако должность мэра существовала и в средние века. В немецких городах его называли бургомистром. (ЩЕЛЧОК) Как правило, мэр был из числа знатных людей.

(ЩЕЛЧОК) Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным».

6. Облик средневекового города. «А теперь я хочу услышать от вас, как вы себе представляете средневековый город? Как он выглядит?».

Ученики: «Крепостные стены, башни, узкие мощеные улочки… Готические соборы и т.д.».

Учитель: «Для того, чтобы вы более подробно могли представить облик средневекового города, мы сейчас послушаем сообщение.


Подведение итогов урока. Слова учителя. «Таким образом, мы сегодня узнали много нового о средневековых городах.»

Закрепление: Даайте поиграем в игру «ДаНетки». На вопросы нужно ответить «да» или «нет».


1. Город – это огороженное место?  (ДА)

2.Мэр – это глава города  (ДА)

  1. Городской совет ведал судом, казной. (ДА)



  1. На улицах средневекового города было электрическое освещение?  (НЕТ)

  2. Улицы средневековых городов были широкими? (НЕТ)



  1. Город – это поселение ремесленников и торговцев? (ДА)



  1. Посыльные передавали сообщения от одного человека другому по сотовому телефону? (НЕТ


Домашнее задание. (СЛАЙД 20)Учитель: «Сегодня вы поработали хорошо, Выставление оценков.

зафиксируйте себе домашнее задание (изначально написано на доске):

  1. прочитать параграф 13

задание: 1.Составить синквейн со словом «ГОРОД»

2.Написать короткое историческое сочинение на тему «Средневековый город в моём представлении»

3) Нарисовать рисунок средневекового города

Рефлексия: (Слайд 21) Ребята по кругу высказывают одним предложение, выбирая начало фразы:

  1. сегодня я узнала…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. меня удивило…
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!