СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "И грянул бой, Полтавский бой!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет конспект интегрированного урока истории и литературы в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "И грянул бой, Полтавский бой!"»

Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.



Тема урока

«И грянул бой, Полтавский бой!»


Цели урока:

- показать нарастание мощи российской армии;

- показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;

- дать характеристику полководцам Северной войны;

- познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;

- определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;

- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.


Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы с лексикой к уроку, материал к словарной работе по истории).


Оформление доски: тема урока; портрет Петра Великого; высказывание А.С.Пушкина; домашнее задание по истории и литературе.


Ход урока.

Организационный момент.


Учитель истории.

С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.

Следовательно, тема урока «Полтавская битва» ,

С.А. а если бы эту тему определял великий русский поэт А.С.Пушкин, то он бы поэтично воскликнул «И грянул бой, Полтавский бой» (запись темы в тетрадь по истории) Это сражение Северной войны.

Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.


Учитель литературы: Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Почему? Какими литературными средствами ему удаётся это сделать? -Соотнесите  термины и их  определения.

ЭПИТЕТ -

форма  поэтической речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

СРАВНЕНИЕ -

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

МЕТАФОРА -

 

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-

 

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или  явления. 


Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Тест на слайде

ответы


Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд )

Зачем нужно было получить выход к морям?

Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?

Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.

Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).

Можно ли было решить эту задачу мирным путем?

Скорее всего, нет.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.




Начало войны для Швеции поражение под Нарвой Причины Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед Какие уроки извлекли

Определяют

Работа со словарём


Работа с документами Газета Ведомости информирует о подготовке к будущим сражениям реформа армииПоражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур

Анализ документа


Первые победы слайд

карта


в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.

Сражение у Лесной Меньшиков Мать полтавской победы Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»?


-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.

- Найдите на карте Полтаву.

-После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока.

-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?



Знакомство с отрывком из поэмы Полтава».

Учитель читает отрывок из поэмы «Тиха Украинская ночь» Как отражает Пушкин обстановку накануне битвы Как поэт показывает образ Мазепы, его предательство


Читают

Анализ отрывка




Анализ текста.

Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.)

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

(Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел). Образ «горит восток зарею новой»

имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока

над Западом.

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)


- Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

.

- Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…


Чтение отрывка


Отвечают.

Анализ текста

Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариями


ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.

-Поясните всю важность генерального сражения.

-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.

-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?

-Верно. Преимущества были у русской армии. одно из них – редуты.

РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т».

-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.

Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк.




Отвечают.
















Выполняют.

















Отвечают.


Работа со схемой сражения.Записывают определение в тетрадь.

Отвечают.


Перед началом второй части боя, самой важной Пётр и Карл обращаются к своим войскам Давайте посмотрим как это сделал Петр. (Не за Петра, а за Отечество)

А как Пушкин представляет появление Петра I.

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру Iи Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев.

- Какой приём использует А. С. Пушкин?

-Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

- Как поэт добивается этого эффекта? Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими: «лик, глас», «Божия гроза». Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:


Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы? (« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное , трудное, как труд пахаря)

- Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей

.

4) Образы Петра и Карла.( Какой прием использует Пушкин в изображении этих героев?) - антитеза

Портреты Петра и Карла.

- Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников )

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла ?

(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его

безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.


Карл в недоумении, увидев подготовленные войска,

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган
могуществом Петра

Работа с документом

Пушкин – поэт, человек творческий. Мог ли он отразить реальную картину, ведь он жил на столетие позже. Предлагаем познакомиться с воспоминаниями очевидца событий стр 114 док№2 Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа













Работа с фрагментом поэмы.

Учитель литературы:

-Давайте выделим фрагмент поэмы, изображающий сам бой. Прочтите его.

-Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использовал Пушкин? Какой эффект достигался с их помощью?

-С помощью этих средств и премов поэт достигает яркости и динамичности в изображении.

-Обратите внимание на следующие строки:

«ШвЕд, русский – кОлет, рУбит, рЕжет,

Бой барабАнный, клИки, скрЕжет,

ГрОм пУшек, тОпот, ржанье, стОн,

И смЕрть, и Ад со всех сторон».

-Отметьте особенности звукописи и их роль в описании боя. Какое впечатление производит сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников?

-Прочтите следующую строфу, повествующую о завершении битвы. Каков тон автора?

Выразительно читают.


Находят. Чтение вслух.

Находят. Отвечают.











Отвечают.




.


Сообщение учащегося.

Учитель истории:

-Русская конница под руководством Меньшикова преследовала отступающих шведов. У крепости Переволочны на левом берегу Днепра шведы оказались прижаты к берегу и 30 июня капитулировали. В Северной войне Александр Данилович Меньшиков получил высший чин в армии – генералиссимуса.











Учитель истории Прутский поход и морские победы

А как Пушкин изображает победу Пир

- За каких учителей поднимает кубок Петр I? (Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).


- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).


- Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.


Рассказ учителя

Чтение отрывка

Работа в группах

Учитель истории:

1 Ознакомиться с результатами Ништатского мира определить территории, которые отошли к россии, показать их на карте

2Обсуждает и определяет причины победы россии в Палтавской битве и Северной войне

3. Определить значение победы России в Палтавской битве

4 Определить значение победы России в северной войне

Мир со Швецией был торжественно отпразднован в России. Все дома в Петербурге были иллюминированы, состоялся грандиозный маскарад. Сенат попросил ПетраI принять титул императора всероссийского. Русь превращалась в Российскую империю. Переменой подчеркивались возросшая мощь страны и ее влияние в ЕвропеКульминацией Северной войны стала Палтавская баталия.



Рефлексия.

- Учитель литературы:

-С какой целью А.С.Пушкин обращается к теме Полтавской битвы?

-Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?



Учитель истории:

-Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?

- урок хочется закончить словами А.С. Пушкина, который писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».



Отвечают.





Отвечают.






Отвечают.



Постановка домашнего задания:

По литературе – выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» (описание боя)

По истории п. 14

Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.


Синквейн




Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Полтава

Славная выносливая

Сражались погибали побеждали

Окно в Европу

генеральное сражение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!