СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация по теме "Класс Паукообразные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит конспект урока и презентацию по теме "Класс Паукообразные". Цель урока: сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, их роли в природной среде и жизни человека.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок Класс Паукообразные 7 класс»

Биология 7 класс

Луганская Наталья Владимировна, ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №26»


Тема: Класс Паукообразные.


Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, их роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Обучающие: раскрыть характерные признаки класса Паукообразные, познакомить с многообразием представителей класса Паукообразных.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать получаемые знания; развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера.

Воспитательные: способствовать формированию информационной культуры и творческих способностей; выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны.

Методы обучения: сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод проектов, метод контрольных вопросов.

Организационные формы: беседа самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: таблица «Класс Паукообразные», медиа проектор, мультимедийная презентация

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, историей, химией. Выдвижение гипотез. Анализ и составление обобщающей таблицы.

Основное содержание урока:                                                                                                     

  1. Места обитания паукообразных.

  2. Особенности внешнего строения паукообразных в связи со средой их обитания.

  3. Взаимосвязь строения и функций систем органов паукообразных.

4. Многообразие паукообразных.

5. Значение паукообразных в природе и жизни человека.



Ход урока:

I.Организационный момент.

Добрый день ребята Я желаю вам сегодня успеха и вы пожелайте мне удачи, надеюсь сегодня для вас урок будет интересен и занимателен.

II.Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы изучали Класс Ракообразные.  Сейчас проверим ваши знания по ранее изученной теме.

Внимание на экран. Вопросы. (Дети отвечают)


III. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

         Вопросы классу:

1.Какие общие особенности внешнего и внутреннего строения характерны для членистоногих?

2. Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

3. С представителями какого класса мы познакомились на предыдущем уроке?

4.Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?

Для проверки знаний об особенностях строения и жизнедеятельности, учащиеся выполняют тест «Класс Ракообразные»

Тесты по теме «Класс Ракообразные».

1. Ракообразные – это: А. наземные животные Б. преимущественно водные животные

В. животные, способные к полету Г. животные, обитающие только в пресных водоемах.

2. К представителям ракообразных относят:

А. дафнию Б. креветку В. большого прудовика Г. мокрицу.

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой:

А. разрушения красящих веществ при варке рака Б. смена наружных покровов у животного

В. передвижение «задом наперед» Г. удаление непереваренных остатков пищи.

4. Органы чувств помогают ракообразным:

А. находить добычу Б. переваривать пищу В. уходить от опасности Г. удалять вредные продукты обмена.

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:

А. дышат при помощи жабр Б. дышат при помощи легких В. брюшко заканчивается хвостовым плавником Г. тело защищено хитиновым покровом.

6. Органом защиты у речного рака служат:

А. глаза Б. брюшные ноги В. Клешни Г. длинные усики.

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:

А. мокрицы Б. дафнии В. Креветки Г. циклопы.

8. органами выделения рака являются:

А. почки Б. анальное отверстие В. зеленые железы Г. кишечник.

9. В результате газообмена:

А. в организм рака поступает только атмосферный кислород

Б. в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды и выделяется в окружающую среду углекислый газ

В. под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии

Г. удаляется из организма углекислый газ.

10. К органам чувств речного рака относят:

А. органы зрения Б. органы осязания В. органы дыхания Г. органы слуха.

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим животных, которое всем вам знакомы.

Узнайте его!

Нашел укрытии в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут -На мух идет охота!

Тема урока: Класс Паукообразные, Запишите в тетрадях

План урока.

1. Общие признаки класса Паукообразные

2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания.

3.Узнать о многообразии паукообразных, их значение в

природе и жизни человека.


– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»?

– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.

Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

(арахнология – наука о пауках)

– А кто знает почему?

– Вспомним древнегреческую мифологию. Где жили боги?

– Как звали дочь Зевса, защитницу и воинствующую богиню?

– Послушайте, что говорит легенда.

Легенда об Арахне.


Легенда об Арахне


Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:

 

— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.


Эй, Паллада, …

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

III. Изучение нового материала                                                           

Итак, мы продолжаем изучать тип членистоногие и сегодня познакомимся с классом Паукообразные.

      Сегодня на уроке пойдет речь о пауках и о животных, сходных с ними по   определенным признакам.

                                                     

    1. Общая характеристика и места обитания паукообразных.

Учитель Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста. И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков.... Представители паукообразных — это восьминогие сухопутные членистоногие, у которых тело разделено на два отдела — головогрудь и брюшко, соединенные тонкой перетяжкой или слитые. У паукообразных нет усиков. На головогруди располагаются шесть пар конечностей — две передние пары (ротовые органы), которые служат для захвата и измельчения пищи, и четыре пары ходильных ног. На брюшке ног нет. Органами дыхания у них являются легкие и трахеи. Глаза у паукообразных простые. Паукообразные — раздельнополые животные. Класс Паукообразные включает более 60 тыс. видов. Длина тела различных представителей этого класса от 0,1 мм до 17 см. Они широко распространены по земному шару. Большинство из них — наземные животные. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы.

Что из себя представляют современные паукообразные.

  • Сообщение “Внешнее строение паукообразных”

  • Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика, используя опорные сигналы. (Опорные сигналы заносятся в таблицу)

Внешнее строение и образ жизни. Паука-крестовика (названного так за крестообразный рисунок на спинной стороне тела) можно обнаружить в лесу, саду, парке, на оконных рамах деревенских домов и дач. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити — паутины.

Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка (рис. 90). Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди сверху есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твердых челюстей — хелицеры. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По каналу яд из ядовитых желез, расположенных у их основания, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди. Тело покрыто легким, прочным и довольно эластичным хитиновым покровом. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.



Учитель Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны. Чудовищные волны, побежавшие по морю, после того как Кракатау плюхнулся в океан, смыли на Яве и Суматре 163 деревни вместе с 36380 их жителями. Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом. Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через “пенку” плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых черепах качались на волнах. Но... Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо...

Вопрос: Кто же оно? Кто первый рискнул поселиться на земле сожженной Плутоном?

Обыкновенный паук. Как проник он на остров? Прилетел на паутинке.

  • Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

  • На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

  • Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.



  • Вопрос: А что может рассказать паутина?

Сообщение учащегося “Как паук плетет паутину”

  • Начать бы с того, что без паутины паук не смог бы появиться на свет, но об этом я расскажу позже. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка (Argyroneta aquatica) строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Короче говоря, я даже не берусь перечислить все те применения паутины, до которых «додумались» эти животные. Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина — наше всё!»

  • Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

  • Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

  • – Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

  • (Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

  • Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (рис. 92). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например, какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Дыхательная система. Органы дыхания у паука — легкие и трахеи. Легкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

Кровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды.

У паука, как и у ракообразных, полость тела имеет смешанную природу — в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей чела. В теле циркулирует гемолимфа.

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами.

Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки маль-пигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система паука состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

Размножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца, оплетает их паутиной и формирует кокон. У них ярко выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца.

Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение паучат.

Систмы оганов

Особенности строения

Опорный сигнал

Пищеварительная система

(Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.)


Кровеносная сиситема

Незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. Жидкость – гемолимфа.)


Дыхательная система

Пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.


Выделительная система

Мальпигиевы сосуды

Нервная система

Головогрудной нервный узел и отходящие от него многочисленные нервы

Половая система

Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Половой диморфизм





Физкультминутка

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянули ручки все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость

И не посетит никогда

Твоё тело слабость!

3) Роль паукообразных в природе и их многообразие.

Наряду с общими признаками, животные Арахниды отличаются друг от друга рядом признаков, которые лежат в основе их деления на группы. Класс паукообразных включает более 10 отрядов, из которых 4 широко распространены.

Пауки – самый многочисленный отряд из паукообразных.

Какова их роль в природе?

(Они важнейшие истребители насекомых. По мнению некоторых учёных, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми вместе взятые, уничтожают   гораздо меньше насекомых, чем пауки).

Решение задачи: Пауки – прожорливы. Каждый день паук может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча - мухи. В лесу на каждом гектаре живёт 5000 пауков. Если каждый паук съест 2 мухи в день, то, сколько этих насекомых погибнет на каждом гектаре (10000)

А если паук плотно покушает, то и все 25000. Какой вывод следует?

- Пауки – основные враги мух, их надо беречь!

Уч-ль: Люди издавна были несправедливы к паукам. Может быть потому, что очень уж живуча легенда об их ядовитости. На самом деле опасных для человека лишь десятка два пауков из 21 тыс. Один из таких пауков – тарантул.

Сообщение учащегося

Тарантулы — род крупных ядовитых  пауков из семейства пауков-волков(Lycosidae).

Тарантулы обитают в засушливых районах: степях, пустынях. Днём они укрываются в вертикальных норках, глубина которых доходит до 60 см. Ночью пауки выбираются на поверхность и активно перемещаются по земле, охотясь на насекомых. Тарантулы не плетут ловчих сетей и используют паутину только в качестве покрытия стен норки и при строительстве яйцевого кокона.

Как и у других пауков, в конечностях тарантулов присутствуют только мышцы-сгибатели: разгибание происходит под давлением гемолимфы. В связи с этим раненый паук становится вялым.

Тарантулы питаются, в основном, насекомыми: гусеницами, жужелицами, медведками, сверчками, тараканами, жуками и т. д. Паук подстерегает жертву, сидя в своей норке или свободно перемещаясь по поверхности. Нападая, парализует или убивает ядом.

Размножаются в конце лета (конец июляавгуста). Найдя подходящую норку, самка откладывает яйца и оплетает их паутиной. Формирующийся в результате яйцевой кокон она до вылупления молоди носит на паутинных бородавках. Молодые особи после выхода из яиц некоторое время остаются на брюшке самки.

Хотя яд тарантула для некоторых животных смертелен, для жизни человека он опасности не представляет. Укус встречающегося на юге России мизгиря, или южно-русского тарантула (Lycosa singoriensis), по болезненности напоминает укус шершня и вызывает отёк.

Гемолимфа тарантула содержит противоядие к секрету его ядовитых желёз.

Уч-ль: Но и это ещё не всё. Живёт в наших водоёмах паук – серебрянка.

Живет в наших водоемах интересный паук. Послушайте о нем Загадку.

Все мои друзья - на суше,
Ну, а я живу в пруду
Когда надо, дом воздушный
Под водою заведу. (Паук - серебрянка)
Почему у него такое название?
Давайте выясним. «Паук серебрянка» 



Паук-серебрянка, или водяной паук (лат. Argyroneta aquatica) — распространённый в Европе вид пауков.

Самец, который больше самки (это предотвращает каннибализм самок), достигает 15 мм в длину, самка — до 12; почти голая головогрудь буроватого цвета, переходящего в черноватый, с чёрными линиями и пятнами; брюшко бурое, покрыто множеством бархатистых волосков и имеет на спинной стороне два ряда вдавленных точек.

При погружении серебрянки в воду волоски брюшка, покрытые особым жирным веществом, не смачиваются, между ними задерживается (так как не вытесняется, благодаря силам поверхностного натяжения воды) воздух и потому оно под водой кажется серебряным. Этот слой воздуха позволяет серебрянке долго оставаться под водой; он изредка поднимается на её поверхность, чтобы возобновить запас воздуха. Водоотталкивающее вещество является видоизменённым секретом паутинных желёз. Водяной паук попадается в стоячих или медленно текущих водах довольно часто.

Питается водяной паук различными мелкими животными, которые запутываются в нитях его подводной паутины, или которых он ловит, плавая в воде. Пойманную излишнюю добычу он иногда вешает в своём гнезде.

Колоколообразное или воронкообразное гнездо серебрянка делает под водой из паутинок, прикрепляя его к различным подводным предметам. Гнездо, открытое книзу и достигающее величины лесного ореха, паук наполняет воздухом и пользуется им в качестве своеобразного водолазного колокола.

Для наполнения гнезда воздухом водяной паук поднимается на поверхность воды и выставляет кончик брюшка, раздвигая при этом паутинные бородавки, затем быстро ныряет и уносит при этом с собой, кроме слоя воздуха, покрывающего всё брюшко, ещё и пузырек воздуха на конце его. Достигнув гнезда, паук отделяет пузырёк задними лапками от брюшка и переводит его в свою постройку.[4] Серебрянки-самцы иногда забираются в пустые раковины улиток и зимуют в них, заткнув вход паутиной.

Самец и самка серебрянки живут рядом в гнёздах, что очень нетипично для пауков.

«Скорпионы» - Скорпионы хорошо представлены в субтропиках и пустынях небольшими животными длиной 4-6 см.

В тропиках обитают крупные скорпионы длиной тела до 15 см. Тело скорпиона, как и у паука, состоит из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Им скорпион убивает свою добычу и защищается от врагов. Для человека укол крупного скорпиона ядовитым жалом очень болезненный, может привести к смерти. Хелицеры и ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней. Однако клешни-хелицеры маленькие, а клешни-ногощупальца очень большие и напоминают клешни раков и крабов. Всего насчитывают около 750 видов скорпионов.

 Среди паукообразных есть животные, с которыми имеют дело агроном, врач, ветеринар. Какие это паукообразные?

-  Почему? «Клещи»

- Агронома клещи интересуют потому, что они бывают паразитирующие на растениях – растительные клещи.

Например, паутинный клещ поселяется на культурных растениях, снижает урожай, вызывает гибель растений.

Амбарные клещи (мучные) – живут в зерновках хлебных злаков, муке, плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными.

- Почему клещи интересуют ветеринара? (клещи – паразиты птиц, животных. Они паразитируют на животных, вызывая их заболевания и гибель),

- Почему клещами интересуются врач? (Клещи являются распространителями многих   инфекционных заболеваний человека)

1. Чесоточный клещ - поселяется на теле человека и животных, вызывая зудную чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Поражает наиболее нежные места.

2. Таёжный лесной клещ – обитает в лесной зоне, передаёт при укусе вирус опасного заболевания - клещевого энцефалита. Может долго сидеть на траве вдоль тропинок и поджидать свою жертву, выставив вперёд пару конечностей.

В отличие от других паукообразных у клещей тело не разделено на головогрудь и брюшко. У клещей, которые питаются твердой пищей (микроскопическими грибами, водорослями и т. д.), челюсти грызущего типа, а у питающихся жидкой пищей они образуют колюще-сосущий хоботок. Обитают клещи в почве, среди опавших листьев, на растениях, в воде и даже в домах человека. Питаются они гниющими растительными остатками, мелкими грибами, водорослями, беспозвоночными, сосут соки растений, в жилых помещениях людей микроскопические клещики питаются сухими органическими остатками, содержащимися в пыли.

Каковы меры защиты от клеща?

1. Одевать светлую с длинными рукавами одежду, заправлять брюки в носки, головной убор обязателен.

2. Каждые 15-20 мин. осматривать свою одежду, обращая внимания на шею, подмышки, паховую область, изгибы в суставах.

3. При обнаружении нельзя раздавливать клеща.

Как удалить впившегося клеща?

1. Захватить клеща пинцетом  или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов.
Если вы пользуетесь ниткой, то прочную нитку завязывают в узел, как можно ближе к хоботку клеща, затем клеща извлекают, медленно раскачивая и подтягивая его вверх.

2. Место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70% спирт, 5% йод, одеколон и т.д.);

Нельзя!

Брать клеща голыми пальцами
Делать резкие движения - клещ разорвется.
Использовать масло – оно помешает вытащить клеща и закупорит дыхательные отверстия клеща и клещ умрет, так и оставшись в коже.
Сдавать кровь сразу после укуса клеща - анализы ничего не покажут.

3. После извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом;

4. В случае отрыва головки или хоботка клеща (случайно или во время его удаления), на коже остаётся черная точка, которую необходимо обработать 5% йодом. Головка или хоботок должны выпасть.

Если во время удаления под кожей осталась голова клеща, то ее обязательно надо вытащить. Для этой операции сначала обработайте пострадавший участок кожи спиртом. Затем прокалите на огне иголку и тоже протрите ее спиртом. Очень осторожно удалите с помощью иголки головку так, как удаляют занозу.

Головку клеща убирать из ранки нужно обязательно, потому что именно в слюнных железах клеща находится основная концентрация вируса.

5. Обратиться к врачу – это желательно сделать, так как согласно статистике, в среднем из 10 клещей 1 является заразным, и по внешнему виду зараженные и не зараженные клещи не отличаются.

Самый верный способ определить наличие заболевания – сдать анализ крови. Через 10 дней после укуса можно исследовать кровь на клещевой энцефалит и боррелиоз. Через две недели после укуса клеща на антитела (IgM) к вирусу клещевого энцефалита. На антитела (IgM) к боррелиям (клещевой боррелиоз) - через месяц.

Куда девать клеща?

- Снятого клеща, если он мертв, следует сжечь или залить кипятком
- Снятого клеща, если он еще жив, можно доставить в лабораторию, где проводят исследования их на зараженность вирусами клещевого энцефалита. 

Важно помнить, что:

-Для исследования пригодны только живые клещи.
-Не следует смазывать клещей маслами, кремами и т.д.
-Удаленного клеща следует поместить в чистую посуду (пробирка, пузырек, баночка и т.п.).
- Хранение и доставка клещей с соблюдением вышеуказанных условий возможны только в течение 2-х суток.

«Самые-самые» -сообщение учащегося
…крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г.
…крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см.
…крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см.
…мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
…распространенные пауки в мире – крабовые.
…редкие – членистобрюхие пауки из Азии.
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч.
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка.

IV. Закрепление знаний.

Составьте синквейн

Пауки
Страшные, ядовитые, ужасные
Плетут, ловят, кусают
Пауки – наземные хищники.
Арахниды.


Паукообразные.

Длинноногие, опасные.

Плетут, бегают, едят.

Пауков не стоит боятся!

Пауки нужны.

Основные термины урока

Хелицеры  видоизмененные конечности, с острым коготком заканчивающиеся ядовитой железой

Педипальпы  видоизмененные конечности, используемые как щупики и хватательные структуры.

Дыхальца или стигмы дыхательные отверстия, расположенные на брюшке


Если вы были внимательны на уроке, то без труда справитесь со следующим заданием. Я буду называть какой-либо признак и если этот признак относится к паукообразным, то поднимаем зеленую карточку, если нет – красную.

1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3.Брюшко членистое.

4. Брюшко нечленистое.

5. Животные имеют 4 пары ног.

6. На голове есть усики.

7. Усиков нет.

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.

11. Органы дыхания – жабры.

12. Дыхание трахейно – лёгочное.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной

нервной цепочки.

15. У животных есть мускульный «сосательный» желудок.

16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

17. Раздельнополые животные.

Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.


VI. Рефлексия.

Что нового о паукообразных вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересными? С каким настроением вы пришли на урок и с каким уходите?

V. Домашнее задание.

Параграф 45, отвечать на вопросы в конце параграфа,

































Приложение

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.




Информационный лист

Внешнее строение паукообразных”

  • Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика

Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка (рис. 90). Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди сверху есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твердых челюстей — хелицеры. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По каналу яд из ядовитых желез, расположенных у их основания, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди. Тело покрыто легким, прочным и довольно эластичным хитиновым покровом. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (рис. 92). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Дыхательная система. Органы дыхания у паука — легкие и трахеи. Легкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

Кровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды.

У паука, как и у ракообразных, полость тела имеет смешанную природу — в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей чела. В теле циркулирует гемолимфа.

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами.Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки маль-пигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система паука состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

Размножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца, оплетает их паутиной и формирует кокон. . У них ярко выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца.

Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение паучат.

Систмы оганов

Особенности строения

Опорный сигнал

Пищеварительная система

(Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.)


Кровеносная сиситема

Незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. Жидкость – гемолимфа.)


Дыхательная система

Пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.


Выделительная система

Мальпигиевы сосуды

Нервная система

Головогрудной нервный узел и отходящие от него многочисленные нервы

Половая система

Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Половой диморфизм












Просмотр содержимого презентации
«Урок Класс Паукообразные 7 класс »

Класс Паукообразные Презентацию подготовил:  учитель биологии  ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №26» Луганская Наталья Владимировна

Класс Паукообразные

Презентацию подготовил:

учитель биологии

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №26»

Луганская Наталья Владимировна

1. Какие общие особенности внешнего и внутреннего строения характерны для членистоногих?  2. Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?  3. С представителями какого класса мы познакомились на предыдущем уроке? 4.Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?

1. Какие общие особенности внешнего и внутреннего строения характерны для членистоногих?

2. Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

3. С представителями какого класса мы познакомились на предыдущем уроке?

4.Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?

Тесты по теме «Класс Ракообразные». Ракообразные – это:  А. наземные животные Б. преимущественно водные животные В. животные, способные к полету Г. животные, обитающие только в пресных водоемах. 2. К представителям ракообразных относят: А. дафнию Б. креветку В. большого прудовика Г. мокрицу. 3. Для рака характерна линька, которая представляет собой: А. разрушения красящих веществ при варке рака Б. смена наружных покровов у животного В. передвижение «задом наперед» Г. удаление непереваренных остатков пищи. 4. Органы чувств помогают ракообразным: А. находить добычу Б. переваривать пищу В. уходить от опасности Г. удалять вредные продукты обмена. 5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде: А. дышат при помощи жабр Б. дышат при помощи легких В. брюшко заканчивается хвостовым плавником Г. тело защищено хитиновым покровом.

Тесты по теме «Класс Ракообразные».

  • Ракообразные – это:

А. наземные животные Б. преимущественно водные животные

В. животные, способные к полету Г. животные, обитающие только в пресных водоемах.

2. К представителям ракообразных относят:

А. дафнию Б. креветку

В. большого прудовика Г. мокрицу.

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой:

А. разрушения красящих веществ при варке рака

Б. смена наружных покровов у животного

В. передвижение «задом наперед»

Г. удаление непереваренных остатков пищи.

4. Органы чувств помогают ракообразным:

А. находить добычу Б. переваривать пищу

В. уходить от опасности Г. удалять вредные продукты обмена.

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:

А. дышат при помощи жабр

Б. дышат при помощи легких

В. брюшко заканчивается хвостовым плавником

Г. тело защищено хитиновым покровом.

Тесты по теме «Класс Ракообразные». 6. Органом защиты у речного рака служат: А. Глаза Б. Брюшные ноги В. Клешни Г. Длинные усики. 7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат: А. Мокрицы Б. Дафнии В. Креветки Г. Циклопы. 8. Органами выделения рака являются: А. Почки Б. Анальное отверстие В. Зеленые железы Г. Кишечник. 9. К органам чувств речного рака относят: А. Органы зрения Б. Органы осязания В. Органы дыхания Г. Органы слуха.

Тесты по теме «Класс Ракообразные».

6. Органом защиты у речного рака служат:

А. Глаза Б. Брюшные ноги

В. Клешни Г. Длинные усики.

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:

А. Мокрицы Б. Дафнии

В. Креветки Г. Циклопы.

8. Органами выделения рака являются:

А. Почки Б. Анальное отверстие

В. Зеленые железы Г. Кишечник.

9. К органам чувств речного рака относят:

А. Органы зрения Б. Органы осязания

В. Органы дыхания Г. Органы слуха.

Класс Паукообразные Узнайте его! Нашел укрытии в цветке И в восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней в восемь ног спешит. Его собратья сети ткут -Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут -На мух идет охота

Класс Паукообразные

Узнайте его!

Нашел укрытии в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -На мух идет охота

Класс Паукообразные   План урока. 1 .Общие признаки класса Паукообразные 2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания. 3.Узнать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека

Класс Паукообразные

План урока.

1 .Общие признаки класса Паукообразные

2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания.

3.Узнать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека

Тип Членистоногие Ракообразные Паукообразные Насекомые

Тип Членистоногие

Ракообразные Паукообразные Насекомые

Класс Паукообразные

Класс Паукообразные

  • Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.
  • Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.
  • А как называются Паукообразные на латинском языке?
  • Арахнология – наука о пауках.
Легенда об Арахне    Богиня Афина Паллада Лидийская вышивальщица и ткачиха Арахна

Легенда об Арахне

Богиня Афина Паллада

Лидийская вышивальщица и ткачиха Арахна

Легенда об Арахне   Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою: Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину

Легенда об Арахне

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину

Палеозойская эра (девонский период- начался 400млн.л.н.,продолжался-55млн.л.

Палеозойская эра (девонский период- начался 400млн.л.н.,продолжался-55млн.л.

Внешнее строение паукообразных

Внешнее строение паукообразных

Как паук плетёт паутину  «Плетение пауком круговых сетей — спектакль,  который можно смотреть, смотреть и смотреть». Теодор Сэйвори

Как паук плетёт паутину

«Плетение пауком круговых сетей — спектакль, который можно смотреть, смотреть и смотреть».

Теодор Сэйвори

Как паук плетёт паутину

Как паук плетёт паутину

Внутреннее строение паука Системы органов  Особенности строения  Опорный сигнал

Внутреннее строение паука

Системы органов

Особенности строения

Опорный сигнал

Внутреннее строение паука Системы органов Пищеварительная система Особенности строения (Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.) Кровеносная система Опорный сигнал   Незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. (Жидкость – гемолимфа.) Дыхательная система Легочные мешки и трахеи.

Внутреннее строение паука

Системы органов

Пищеварительная система

Особенности строения

(Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.)

Кровеносная система

Опорный сигнал

Незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. (Жидкость – гемолимфа.)

Дыхательная система

Легочные мешки и трахеи.

Внутреннее строение паука

Внутреннее строение паука

Внутреннее строение паука Системы органов Выделительная система Особенности строения  Нервная система Мальпигиевы сосуды Опорный сигнал   Головогрудной нервный узел и отходящие от него многочисленные нервы Половая система Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Половой диморфизм

Внутреннее строение паука

Системы органов

Выделительная система

Особенности строения

Нервная система

Мальпигиевы сосуды

Опорный сигнал

Головогрудной нервный узел и отходящие от него многочисленные нервы

Половая система

Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Половой диморфизм

Хочешь быть здоров всегда Повторяй за мной тогда. Потянули ручки все вперед, Разминаем пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Молодцы все девочки и мальчики. Теперь наклоны головой, Из стороны в сторону. Поживее, не ленитесь, И будет все здорово. Вращения плечами начинай, Чтоб прогнать усталость. И не посетить тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да!

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянули ручки все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!

Отряд Пауки

Отряд Пауки

  • Задача: пауки – прожорливы. Каждый день  паук может съесть  столько, сколько  весит сам. Основная их добыча - мухи. В лесу  на каждом гектаре живёт 5000 пауков. Если каждый паук съест 2 мухи в день, то, сколько этих насекомых погибнет на каждом гектаре?
Тарантул

Тарантул

Паук-серебрянка Все мои друзья - на суше,  Ну, а я живу в пруду  Когда надо, дом воздушный  Под водою заведу.

Паук-серебрянка

Все мои друзья - на суше, Ну, а я живу в пруду Когда надо, дом воздушный Под водою заведу.

Скорпионы

Скорпионы

Клещи Паутинный клещ Амбарный (мучной) клещ

Клещи

Паутинный клещ

Амбарный (мучной) клещ

Клещи

Клещи

Клещи Чесоточный зудень Таёжный клещ

Клещи

Чесоточный зудень

Таёжный клещ

Самые-самые…..

Самые-самые…..

Синквейн Пауки  Страшные, ядовитые, ужасные  Плетут, ловят, кусают  Пауки – наземные хищники.  Арахниды.

Синквейн

Пауки Страшные, ядовитые, ужасные Плетут, ловят, кусают Пауки – наземные хищники. Арахниды.

Основные термины урока Хелицеры  –  видоизмененные конечности, с острым коготком заканчивающиеся ядовитой железой Педипальпы  –  видоизмененные конечности, используемые как щупики и хватательные структуры. Дыхальца или стигмы –  дыхательные отверстия, расположенные на брюшке

Основные термины урока

Хелицеры  –  видоизмененные конечности, с острым коготком заканчивающиеся ядовитой железой

Педипальпы  –  видоизмененные конечности, используемые как щупики и хватательные структуры.

Дыхальца или стигмы –  дыхательные отверстия, расположенные на брюшке

Закрепление изученного материала.  1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. 2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. 3.Брюшко членистое. 4. Брюшко нечленистое. 5. Животные имеют 4 пары ног. 6. На голове есть усики. 7. Усиков нет. 8. Усиков 2 пары – длинные и короткие. 9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их. 10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. 11. Органы дыхания – жабры. 12. Дыхание трахейно – лёгочное. 13. Кровеносная система незамкнутая. 14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. 15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок. 16. Органы выделения – мальпигиевые сосуды. 17. Раздельнополые животные.

Закрепление изученного материала.

1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3.Брюшко членистое.

4. Брюшко нечленистое.

5. Животные имеют 4 пары ног.

6. На голове есть усики.

7. Усиков нет.

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.

11. Органы дыхания – жабры.

12. Дыхание трахейно – лёгочное.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной

нервной цепочки.

15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.

16. Органы выделения – мальпигиевые сосуды.

17. Раздельнополые животные.

Закончите предложения:  Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)... “ Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен потому что...

Закончите предложения: 

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

“ Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен потому что...

Домашнее задание. Параграф 45, отвечать на вопросы в конце параграфа ,

Домашнее задание.

Параграф 45, отвечать на вопросы в конце параграфа ,

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!