Конспект урока информатики в 5 классе
Тема «Табличное решение логических задач»
Учитель: Байдакова В.А.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных умений, информационно-коммуникационные.
Планируемые образовательные результаты:
Освоить табличный способ решения логических задач
Формируемые УУД:
Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознавать уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы, строить логические цепочки рассуждений, сравнивать, анализировать, делать выводы, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Компетенции:
-
предметные – умение представлять информацию в табличной форме; решать логические задачи.
-
метапредметные – формирование основ ИКТ - компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.
-
личностные – воспитание чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;
2) дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
3) формировать умение решать логические задачи с помощью таблиц и создавать простые таблицы средствами текстового редактора MS Word.
Ход урока
-
Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. (Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.). Сейчас я отмечу присутствующих в классе.
-
Актуализация знаний. (5 мин)
Ребята, давайте вспомним с вами тему нашего прошлого урока, что мы с вами учились делать? (Тема – Представление информации в форме таблиц, на уроке учились решать логические задачи, представлять текстовую информацию в форме таблиц).
Приведите примеры таблиц и где вы их используете? (таблица умножения, дневник погоды, классный журнал, и др.)
А теперь давайте повторим структуру таблицы. На слайде. (Учащиеся называют основные элементы таблицы). Молодцы.
Теперь проверим домашнее задание: задача №4 на стр.68. (Учащиеся озвучивают ответ задачи). (БУТ-Л, СТАК-В, КУВ-М, БАНКА-К)
- Сегодня на уроке мы продолжим решать логические задачи с помощью таблиц и создавать простые таблицы средствами текстового редактора MS Word.
3. Изучение нового материала
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами. Например, при решении логических задач.
- Перед предстоящей работой вспомним правила поиска решения логических задач.
Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, вероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.
Работа в парах. Решим логическую задачу и построим таблицу в текстовом редакторе MS Word.
Задача: Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш?
- Приготовьте ноутбуки. Начинаем построение таблицы.
| Красный карандаш | Синий карандаш | Желтый карандаш | Зеленый карандаш |
Красная коробка | - | - | + | - |
Синяя коробка | - | - | - | + |
Желтая коробка | - | + | - | - |
Зеленая коробка | + | - | - | - |
Для построения таблицы в редакторе воспользуемся закладкой «Вставка» - «Таблица» - «Вставить таблицу». Затем укажем количество строк и столбцов с учетом головки и боковика таблицы, нажмем на ОК. Таблица автоматически построится. Остается ввести данные: названия строк и столбцов, затем заполнить прографку (ячейки).
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала
Работа в группах. Игра «Эксперты». Ученики «вживаются» в образ экспертов по решению логических задач. Необходимо проверить правильность решения задачи, обнаруженные ошибки нужно исправить.
Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.
Задача. После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
• Руслан не был вторым.
• Эдуард отстал от Руслана на два места.
• Ярослав не был первым.
• Галина не была ни первой, ни последней.
• Карина финишировала сразу за Ярославом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?
Карточка с правильным ответом:
| 1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место |
Руслан | + | - | - | - | - |
Эдуард | - | - | + | - | - |
Ярослав | - | - | - | + | - |
Галина | - | + | - | - | - |
Карина | - | - | - | - | + |
Карточка с ошибкой:
| 1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место |
Руслан | + | - | - | - | - |
Эдуард | - | - | + | - | - |
Ярослав | - | + | - | - | - |
Галина | - | - | - | + | - |
Карина | - | - | - | - | + |
VII. Практическая работа «Решение логических задач с помощью текстового редактора MS Word»
Задача: В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Известно, что Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
Для решения задачи составим таблицу, где заголовки строк – это фамилии, а заголовки граф – это профессии. Сколько столбцов будет в наше таблице? (6 – пять профессий + один столбец для фамилий). Сколько строк будет в таблице? (6 – пять фамилий + одна для профессий). Таблица на слайде. Начинаем работу. Создаем таблицу и начинаем ее заполнять. (Учащиеся самостоятельно рассуждают и заполняют таблицу).
| Иванов | Петров | Сидоров | Гришин | Алексеев |
Маляр | - | - | - | - | + |
Мельник | - | - | + | - | - |
Плотник | - | + | - | - | - |
Почтальон | - | - | - | + | - |
Парикмахер | + | - | - | - | - |
Вводный инструктаж.
Повторение правил техники безопасности во время работы за компьютером.
Организация рабочего места.
-
Самостоятельное выполнение практической работы.
Последовательность выполнения работы:
-
Включить компьютер.
-
Открыть текстовый редактор.
-
В текстовом редакторе создать таблицу, состоящую из 4 столбцов и 6 строк.
-
Заполнить таблицу.
-
Выделить и оформить таблицу, используя один из стилей (автоформатов) по своему усмотрению.
-
Сохранить файл в своей папке под именем Таблица.docx
-
Текущий инструктаж.
Проведение индивидуальных консультаций.
Контроль выполнения правил техники безопасности.
Контроль организации рабочего места.
-
Заключительный инструктаж.
Определение недостатков, допущенных в работе.
Обсуждение уровня самостоятельности при выполнении практической работы.
Анализ выполненной работы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
IX. Домашнее задание - Задача