СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Интернет-безопасность"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Интернет-безопасность"»


Разработка урока

1. Тема урока

Интернет-безопасность.

2. Цель урока

Формирование целостного представления у учащихся об угрозах, таящихся в сети Интернет, и способах защиты от них.

3. Задачи урока

Образовательные:

• организовать активную учебно-познавательную деятельность школьников в

приобретении новых учебных знаний;

• создать условия для развития умений самостоятельно применять новые

знания при выполнении различных учебных заданий;

Развивающие:

• создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

• содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

• создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;

• содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

Воспитательные:

• способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

• способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

• содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

4. Перечень формируемых УУД

• личностный блок (Л): самоопределение, смыслообразование, самооценка;

• регулятивный блок (Р): саморегуляция, контроль, коррекция, оценка;

• познавательный блок (П): целеполагание, поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера, рефлексия способов и условий действия;

• коммуникативный блок (К): планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

5. Технологическая карта формирования УУД

Формулировка УУД (блок)


Этап урока


Содержание учебного задания


Описание учебной ситуации (формы, методы, приемы работ)

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя: «Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое.»

Вступительное слово учителя


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Слово учителя: «С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети и подростки – активные пользователи интернета. Сейчас я предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы узнать, сколько среди нас активных пользователей интернета.»

Учащиеся отвечают на вопросы с помощью Google Forms.

Вопросы:

1. Сколько времени ты проводишь в Интернете в среднем в сутки?

  • 15-30 минут

  • 30-60 минут

  • 1-2 часа

  • 2 часов

2. На какой вид деятельности в Интернете ты тратишь наибольшее количество времени?

  • Общение в социальных сетях

  • Онлайн-игры

  • Поиск информации для образовательных нужд

  • Просмотр фильмов

  • Другое…

3. Какой главный вред несет Интернет?

  • Интернет-зависимость

  • Нехватка времени на сон/общение/учебу

  • Нарушение зрения

  • Другое…

  • Интернет безвреден

Слово учителя: «Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.»

Экспресс-опрос


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Слово учителя: «Интернет опасности могут подстерегать на каждом шагу. С какими из них вы сталкивались? О каких угрозах вы еще знаете? На какие группы их можно разделить?»

https://mm.tt/1251898961?t=Talre1Kcu1

Учащиеся отвечают, учитель делает вывод:

1. Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете.

Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др.), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т.д. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, в том числе и порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка.

2. Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты, киберпреследования.

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — преднамеренные агрессивные действия, осуществляемые систематически на протяжении длительного периода. Киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы.

3. Электронные риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов. К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный и финансовый ущерб.

4. Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др. Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Мозговой штурм, объяснение нового материала,

объяснительно-иллюстративный метод


Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV. Закрепление

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащегося; провести коррекцию

Слово учителя: «Перед вами интеллект-карта – инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Я предлагаю и вам создать совместную интеллект-карту, на которой мы отразим способы защиты от интернет-угроз. Каждая группа должна добавить как можно больше способов защиты от определенной угрозы (минимум три пункта). В случае затруднений разрешается пользование поисковой системой.»

Обучающиеся разбиваются на 4 группы и дополняют интеллект-карту по определенной угрозе. Учитель консультирует учащихся по построению интеллект-карты.


Работа в группах, проблемный метод, частично поисковый метод



Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащегося своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Учитель демонстрирует результат работы над интеллект-картой. (пример)

Слово учителя «Сегодня мы рассмотрели 4 группы интернет-угроз и способы защиты от них.

На своих компьютерах в текстовом документе запишите 1-2 предложения, начинающихся с фраз:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…»

Демонстрация, Беседа




6. Педагогические технологии

  • коллективное взаимодействие

  • компьютерное обучение

  • проблемное обучение

7. Методы и приемы обучения

  • беседа

  • объяснительно-иллюстративный

  • интеллект-карта

  • мозговой штурм

  • частично-поисковый

  • демонстрация

8. Список использованных источников и литературы

1. Беспалова Е.Н. Основы безопасности в сети Интернет: методические рекомендации для педагогов по работе с родителями [Текст].

2. Майндмеппинг – Ментальные карты онлайн: https://www.mindmeister.com/ [Электронный ресурс].

3. Потемкина С. А. Разработка урока на тему «Безопасность в сети Интернет» [Текст].

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!