Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Слово учителя: «С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети и подростки – активные пользователи интернета. Сейчас я предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы узнать, сколько среди нас активных пользователей интернета.» Учащиеся отвечают на вопросы с помощью Google Forms. Вопросы: 1. Сколько времени ты проводишь в Интернете в среднем в сутки? 15-30 минут 30-60 минут 1-2 часа 2 часов 2. На какой вид деятельности в Интернете ты тратишь наибольшее количество времени? Общение в социальных сетях Онлайн-игры Поиск информации для образовательных нужд Просмотр фильмов Другое… 3. Какой главный вред несет Интернет? Слово учителя: «Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.» | Экспресс-опрос |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний | Слово учителя: «Интернет опасности могут подстерегать на каждом шагу. С какими из них вы сталкивались? О каких угрозах вы еще знаете? На какие группы их можно разделить?» https://mm.tt/1251898961?t=Talre1Kcu1 Учащиеся отвечают, учитель делает вывод: 1. Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др.), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т.д. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции. Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, в том числе и порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. 2. Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты, киберпреследования. Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Киберпреследование (или кибер-буллинг) — преднамеренные агрессивные действия, осуществляемые систематически на протяжении длительного периода. Киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы. 3. Электронные риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов. К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный и финансовый ущерб. 4. Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др. Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ. | Мозговой штурм, объяснение нового материала, объяснительно-иллюстративный метод |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | IV. Закрепление Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащегося; провести коррекцию | Слово учителя: «Перед вами интеллект-карта – инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Я предлагаю и вам создать совместную интеллект-карту, на которой мы отразим способы защиты от интернет-угроз. Каждая группа должна добавить как можно больше способов защиты от определенной угрозы (минимум три пункта). В случае затруднений разрешается пользование поисковой системой.» Обучающиеся разбиваются на 4 группы и дополняют интеллект-карту по определенной угрозе. Учитель консультирует учащихся по построению интеллект-карты. | Работа в группах, проблемный метод, частично поисковый метод |