2.Формулирова ние темы урока | | | | | | | | 1 | Т | Р | А | К | Т | О | Р | | | | | | | 2 | В | Е | С | Ы | | | | | | | | | | 3 | Д | У | Х | О | В | К | А | | | | | | | 4 | Т | Р | А | Н | С | П | О | Р | Т | | | | | | 5 | Р | А | Д | И | О | | | | | | 6 | М | Я | С | О | Р | У | Б | К | А | | | | | | | 7 | П | Л | О | Т | И | Н | А | | | | | | | Едет конь стальной, рычит, Сзади плуги волочит. Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились – Остановились. Попало наше тесто В горячее место. Попало – Не пропало. Румяной булкой стало. Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! Человек-невидимка В коробке сидит. Он все время играет, Поет, говорит. Ей набили мясом рот, И она его жует, Жует, жует и не глотает – В тарелку отправляет. На виду у детворы Речка прыгает с горы. Как она не разобьется? А река в ответ смеется: - Я не просто прыгаю, Я турбину двигаю. Запишите тему урока: Инструменты активной техники. Механизмы и устройства для обработки конструкционных материалов. Вспомните, что называется техникой. Какую технику можно назвать пассивной, а какую – активной? Приведите примеры и обоснуйте. | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Устные ответы |
3.Изучение нового материала | Производственная и непроизводственная техника делится на: Пассивная техника – здания заводов, фабрик и других предприятий, трубопроводы, линии электропередачи, железнодорожные пути, средства связи. Активная техника – орудия труда. К ней относятся инструменты, механизмы, машины, агрегаты, аппараты, установки. Инструменты и механизмы – это орудия труда человека. Существуют ручные и механизированные (ручные машины) инструменты. Инструменты и механизмы используются в повседневной жизни (ножи, вилки, ложки, шариковые ручки, карандаши, коляски, велосипеды). Они до сих пор широко применяются на производстве ( ножовки, напильники, рубанки, дрели, измерительные инструменты). Без них не обходится сельскохозяйственное производство (грабли, лопатки, тяпки). Они нужны даже в искусстве (кисти, музыкальные инструменты). Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и средства жизнеобеспечения (рис. 4.3). Техническими устройствами являются машины, аппараты, приборы, приспособления и т.д. Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации (рис. 4.4). По своему назначению машины можно разделить на 3 группы: Энергетические машины преобразуют любой вид энергии в другой. К ним относятся двигатели, преобразующие один вид энергии в механическое действие, и генераторы (насосы, электрогенераторы). Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала. К ним относятся технологические машины и аппараты (мельницы, станки прессы, печи), транспортные и подъемные средства (автомобили, подъемные краны, лифты, самолеты). Информационные машины – машины для преобразования, переработки и передачи информации (компьютеры, музыкальные инструменты, аппараты связи). По функциям машины можно разделить на 3 группы: Производственные машины предназначены для производства материальных благ. К ним относятся машины для производства электроэнергии, добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственные машины, станки и машины заводов и фабрик (рис. 4.4,б). Транспортными машинами являются машины наземного, надземного и подземного, воздушного и космического транспорта (рис. 4.5). К военным машинам (рис. 4.6) относится стрелковое оружие, артиллеристские установки, истребители, военные корабли. Аппаратами и приборами называются технические устройства или наборы предметов, служащие для какой-либо работы. Существуют приборы для проведения измерений и наблюдений. Это, например, весы, медицинские приборы для измерения давления, счетчики для измерения расхода воды (рис. 4.7, а, б). К аппаратам относятся устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции. Примерами таких устройств из различных областей деятельности являются сварочный аппарат (рис. 4.7, в), акваланг, рентгеновский аппарат и т.п. Агрегат (рис. 4.8.) или машинный агрегат, - техническая система, состоящая из соединенных между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агрегат предназначен для решения какой-либо одной определенной технологической задачи. Рабочие машины делятся на технологические и транспортные. Технологические машины предназначены для обработки материалов. Сверлильный станок (рис. 4.12), предназначенный для сверления различных отверстий, является технологической машиной. Он состоит из 3 основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего органа. Рабочим органом сверлильного станка является сверло. Сверло устанавливают в сверлильном патроне, который, в свою очередь, закрепляют в шпинделе – рабочем валу станка. Вращение от двигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Вращая рукоятку подачи, шпиндель с патроном и сверлом можно поднимать и опускать на колонке, смонтированной на массивной плите станка. | Запись в тетрадях, беседа, объяснение непонятого материала вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале | Устные ответы |