СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Инструменты активной техники. Механизмы и устройства для обработки конструкционных материалов.»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Инструменты активной техники. Механизмы и устройства для обработки конструкционных материалов.»»

Технологическая карта урока технологии

Тема урока: «Инструменты активной техники. Механизмы и устройства для обработки конструкционных материалов.»

Класс: 5 Дата:
Учитель: Филиппова В.А.

Цель деятельности учителя

Создать условия для расширения знаний, «открытия» нового знания, для формирования нравственных качеств личности.


Тип урока

Урок-исследование


Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомить учащихся с инструментами активной техники, ознакомить с механизмами и устройствами для обработки конструкционных материалов, познакомить со сверлильным станком и швейной машиной.

Метапредметные (УУД):   совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, исследование


Оборудование

проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, план-конспект урока.


Наглядно-демонстрационный материал

презентации по теме урока.

Основные понятия

Пассивная техника, активная техника, инструменты, механизмы, технические устройства, машина, аппарат, прибор.




Организационная структура урока



Этапы

урока

Содержание урока

Деятельность

учащихся

Промежуточный

контроль

1.Организационный момент

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник)




2.Формулирова

ние темы урока









1

Т

Р

А

К

Т

О

Р







2

В

Е

С

Ы










3

Д

У

Х

О

В

К

А







4

Т

Р

А

Н

С

П

О

Р

Т






5

Р

А

Д

И

О






6

М

Я

С

О

Р

У

Б

К

А







7

П

Л

О

Т

И

Н

А








  1. Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

  1. Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились –

Остановились.

  1. Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало.

Румяной булкой стало.

  1. Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

  1. Человек-невидимка

В коробке сидит.

Он все время играет,

Поет, говорит.

  1. Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает –

В тарелку отправляет.

  1. На виду у детворы

Речка прыгает с горы.

Как она не разобьется?

А река в ответ смеется:

- Я не просто прыгаю,

Я турбину двигаю.

Запишите тему урока: Инструменты активной техники. Механизмы и устройства для обработки конструкционных материалов.

Вспомните, что называется техникой. Какую технику можно назвать пассивной, а какую – активной? Приведите примеры и обоснуйте.


Слушают учителя, участвуют в диалоге

Устные ответы

3.Изучение нового материала


Производственная и непроизводственная техника делится на:

Пассивная техниказдания заводов, фабрик и других предприятий, трубопроводы, линии электропередачи, железнодорожные пути, средства связи.

Активная техника – орудия труда. К ней относятся инструменты, механизмы, машины, агрегаты, аппараты, установки.

Инструменты и механизмы – это орудия труда человека. Существуют ручные и механизированные (ручные машины) инструменты. Инструменты и механизмы используются в повседневной жизни (ножи, вилки, ложки, шариковые ручки, карандаши, коляски, велосипеды). Они до сих пор широко применяются на производстве ( ножовки, напильники, рубанки, дрели, измерительные инструменты). Без них не обходится сельскохозяйственное производство (грабли, лопатки, тяпки). Они нужны даже в искусстве (кисти, музыкальные инструменты). Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и средства жизнеобеспечения (рис. 4.3).

Техническими устройствами являются машины, аппараты, приборы, приспособления и т.д.

Машиной называется техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации (рис. 4.4).

По своему назначению машины можно разделить на 3 группы:

Энергетические машины преобразуют любой вид энергии в другой. К ним относятся двигатели, преобразующие один вид энергии в механическое действие, и генераторы (насосы, электрогенераторы).

Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала. К ним относятся технологические машины и аппараты (мельницы, станки прессы, печи), транспортные и подъемные средства (автомобили, подъемные краны, лифты, самолеты).

Информационные машины – машины для преобразования, переработки и передачи информации (компьютеры, музыкальные инструменты, аппараты связи).

По функциям машины можно разделить на 3 группы:

Производственные машины предназначены для производства материальных благ. К ним относятся машины для производства электроэнергии, добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственные машины, станки и машины заводов и фабрик (рис. 4.4,б).

Транспортными машинами являются машины наземного, надземного и подземного, воздушного и космического транспорта (рис. 4.5).

К военным машинам (рис. 4.6) относится стрелковое оружие, артиллеристские установки, истребители, военные корабли.

Аппаратами и приборами называются технические устройства или наборы предметов, служащие для какой-либо работы.

Существуют приборы для проведения измерений и наблюдений. Это, например, весы, медицинские приборы для измерения давления, счетчики для измерения расхода воды (рис. 4.7, а, б).

К аппаратам относятся устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции. Примерами таких устройств из различных областей деятельности являются сварочный аппарат (рис. 4.7, в), акваланг, рентгеновский аппарат и т.п.

Агрегат (рис. 4.8.) или машинный агрегат, - техническая система, состоящая из соединенных между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агрегат предназначен для решения какой-либо одной определенной технологической задачи.

Рабочие машины делятся на технологические и транспортные. Технологические машины предназначены для обработки материалов. Сверлильный станок (рис. 4.12), предназначенный для сверления различных отверстий, является технологической машиной. Он состоит из 3 основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего органа. Рабочим органом сверлильного станка является сверло.

Сверло устанавливают в сверлильном патроне, который, в свою очередь, закрепляют в шпинделе – рабочем валу станка. Вращение от двигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Вращая рукоятку подачи, шпиндель с патроном и сверлом можно поднимать и опускать на колонке, смонтированной на массивной плите станка.

Запись в тетрадях, беседа,

объяснение непонятого материала вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

Устные ответы

4. Практическая работа

(Исследовательская

деятельность)



Правила безопасной работы на сверлильном станке.

До начала работы:

  1. Начинать работу только разрешения учителя.

  2. Перед началом работы проверить, застегнут ли рабочий халат на все пуговицы, заправлены ли волосы под головной убор и надеты ли очки.

  3. Рабочий стол станка должен быть чистым и свободным от посторонних предметов.

  4. Надежно, без перекосов закрепить сверло в патроне, а патрон в шпинделе станка.

Во время работы.

  1. Сверло подавать к заготовке без усилий и рывков после включения шпинделя.

  2. Не работать на станке в рукавицах.

  3. Во время работы станка не прикасаться к его движущимся частям.

  4. Не отходить от станка даже на короткое время.

  5. Не класть посторонние предметы на поверхность станка.

  6. В конце сверления, когда сверло подходит к выходу из отверстия, уменьшить силу нажима на рукоятку подачи шпинделя.

  7. Производить установку и снятия сверла, замену заготовки, уборку стружки только после выключения станка и полной остановки вращения шпинделя. Сверло должно быть отведено от заготовки.

После окончания работы.

  1. Очищать станок щеткой-сметкой и металлическим крючком.

  2. Не сдувать и не смахивать руками стружку.

Материалы, инструменты и оборудование: металлическая пластина – 1 шт.; деревянная подкладка – 1 шт.; сверлильный станок – 1шт.

Последовательность работы:

  1. Ознакомьтесь с устройством сверлильного станка.

  2. Закрепите пластину в ручных тисках с использованием подкладной доски.

Примечание: подкладную доску устанавливают под обрабатываемую заготовку, чтобы не повредить поверхность тисков и рабочего стола станка (рис. 4.13).

  1. Просверлите несколько отверстий в пластине.




Оценка практической работы

5.Рефлексия учебной деятельности


Самооценка и оценка  результатов работы

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие моменты урока были самые трудные? Почему?

  • Какие моменты урока оказались самыми интересными?

  • Какой посильный вклад в решение проблем энергетики вы можете предложить?


Высказываю

Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины

сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

Отвечают на вопросы

6.Домашнее

задание

Проект: правила безопасной работы на сверлильном станке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!