СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ионный обмен"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение реакции ионного обмена,  формирование умение записывать уравнения в ионном виде. Дать  первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца. При составлении ионных уравнений реакций следует руководствоваться правилами написания ионных уравнений. (на стр. 36 учебника с  алгоритмом составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде и правила написания уравнений реакций в ионном виде).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ионный обмен"»



Конспект урока по теме

«Реакции ионного обмена» (9 класс)

Р.А. Новикова, учитель химии МОУ «Коркатовский лицей», д. Коркатово, Моркинский район, Республика Марий Эл

Цель:

Образовательная: изучить реакции ионного обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, справочные таблицы.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.

Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

Мотивация учебной деятельности:

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Аристотеля:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

Выполнение теста. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.

Организационный момент.

1.Актуализация опорных знаний.

1. Какие вещества называются электролитами.

2. Какие вещества называются неэлектролитами.

3. Кто является основоположником теории электролитической диссоциации?

6. Какие электролиты относятся к сильным, какие к слабым?

7.Что такое степень электролитической диссоциации?

8. Дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД.

9. На какие ионы диссоциируют кислоты.

10. Дайте определение солям с точки зрения ТЭД.

11. На какие ионы диссоциируют соли.

12. Дайте определение основаниям с точки зрения ТЭД.

13. На какие ионы диссоциируют основания.

2. Внимание химический эксперимент! Демонстрация учителя.

1.Слить растворы хлорида магния и сульфата натрия.

2.Слить растворы хлорида железа (III) и гидроксида натрия. Объясните наблюдаемое явление.

Какие реакции называются реакциями обмена?

В каких случаях реакции обмена протекают до конца?

Каким образом можно определить, является ли данное вещество нерастворимым, выделится ли оно в виде осадка или останется в растворе? (По таблице растворимости.)

3. Цель нашего урока: изучение реакции ионного обмена, формирование умение записывать уравнения в ионном виде. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

4. Изучение новой темы. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными уравнениями.

При составлении ионных уравнений реакций следует руководствоваться правилами написания ионных уравнений. (на стр. 36 учебника с  алгоритмом составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде и правила написания уравнений реакций в ионном виде).

Учащиеся работают в парах. Класс делится на три группы (1 ряд- первая группа, 2 ряд- вторая группа, 3 ряд- третья группа). Карточки с заданиями на столах.

Каждой группе предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работая в паре. После работы идет обсуждение результатов, и формулируем выводы. Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение;

Опат №1. Задание для группы № 1

Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.

Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества - воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

NaOH (р) + HCl (р)  =  NaCl(р)  + H2O (слабый электролит!)

Полное ионное уравнение реакции:

Na+ + OH + H+ + Cl = Na+ + Cl + H2O

Cокращённое ионное уравнение реакции:

H+ + OH = H2O

Задание для группы № 2.

Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

Проделайте реакцию между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Какой признак этой реакции?

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuSO4 (р) + 2NaOH (р) = Na2SO4(р)  + Cu(OH)2

Полное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + SO42– + 2Na+ + 2OH = 2Na+ + SO42–  + Cu(OH)2↓.

Cокращённое ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2

Задание для группы № 3

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

Проделайте реакцию между карбонатом натрия и серной кислотой. Какой признак этой реакции?

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с серной кислотой:

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2

Полное ионное уравнение реакции:

2Na+ + CO32- + 2H+ + SO42– = 2Na+ + SO42–  + CO2 +H2

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).

Задание по группам. Опыт №2

Одно из взятых исходных веществ практически нерастворимо: CuO, Fe2O3, Cu(OH)2, Zn(OH)2, CaCO3, Fe(OH)3 и др.

1группа – действие серной кислоты на гидроксид меди (II)

2 группа – действие соляной кислоты на оксид меди (II)

3группа – действие соляной кислоты на карбонат кальция Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Самостоятельная работа. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения – по сокращенным ионным уравнениям. Задания в карточках.

5. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока, точно сформулируем понятия:

1.Реакция ионного обмена

2.Реакция нейтрализации

3.Условия течения реакции между растворами до конца

Подведение итогов урока. Значение реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. А нарушение обмена веществ приводит к заболеванию.

Ионообменная очистка применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды. Ионный обмен широко распространен при обессоливании в процессе водоподготовки.

Рефлексия

Закончите предложение или дайте ответ на вопрос

Мне больше всего удалось…

Сегодня я узнал…

Было сложно…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я попробовал…

Домашнее задание. Упр.1,2,3,4,5 стр. 39 Задания: №2-21, 2-25,2-26 стр. 21 

Творческое задание. Составьте кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация».









































































Тест. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.

1. К электролитам не относится:

1) MgCl2; 2) Ba(OH)2; 3) Na3PO4; 4) СaCO3.

2. К электролитам относится:

1)BaO; 2) СaCO3 3) K3PO4; 4) Al(OH)3.

3. Слабая кислота – это:

1) HNO3; 2) H2SiO3; 3) H2SO4; 4) HСlO4.

4. Сильная кислотаэто:

1) H2SO3; 2) H2SiO3; 3) H2S; 4) H2SO4.

5. Вещество, которое при растворении в воде диссоциирует с образованием карбонат – ионов, - это:

1) Na2CO3; 2) CO2; 3) H2CO3; 4) MgCO3.

6. Слабое основание – это:

1) Mg(OH)2; 2) Ba(OH)2; 3) KOH; 4) NaOH.

7. Ионы металла и гидроксид - ионы при электролитической диссоциации образует:

1) гидроксид меди (II); 3) азотная кислота; 2) гидроксид калия; 4) нитрат кальция.

8. Ионы водорода и кислотного остатка при электролитической диссоциации образует:

1)серная кислота; 3) аммиак;

2)хлорид аммония; 4) сульфат калия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!