Конспект урока по теме
«Реакции ионного обмена» (9 класс)
Р.А. Новикова, учитель химии МОУ «Коркатовский лицей», д. Коркатово, Моркинский район, Республика Марий Эл
Цель:
Образовательная: изучить реакции ионного обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, справочные таблицы.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Мотивация учебной деятельности:
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Аристотеля:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
Выполнение теста. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.
Организационный момент.
1.Актуализация опорных знаний.
1. Какие вещества называются электролитами.
2. Какие вещества называются неэлектролитами.
3. Кто является основоположником теории электролитической диссоциации?
6. Какие электролиты относятся к сильным, какие к слабым?
7.Что такое степень электролитической диссоциации?
8. Дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД.
9. На какие ионы диссоциируют кислоты.
10. Дайте определение солям с точки зрения ТЭД.
11. На какие ионы диссоциируют соли.
12. Дайте определение основаниям с точки зрения ТЭД.
13. На какие ионы диссоциируют основания.
2. Внимание химический эксперимент! Демонстрация учителя.
1.Слить растворы хлорида магния и сульфата натрия.
2.Слить растворы хлорида железа (III) и гидроксида натрия. Объясните наблюдаемое явление.
Какие реакции называются реакциями обмена?
В каких случаях реакции обмена протекают до конца?
Каким образом можно определить, является ли данное вещество нерастворимым, выделится ли оно в виде осадка или останется в растворе? (По таблице растворимости.)
3. Цель нашего урока: изучение реакции ионного обмена, формирование умение записывать уравнения в ионном виде. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.
4. Изучение новой темы. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными уравнениями.
При составлении ионных уравнений реакций следует руководствоваться правилами написания ионных уравнений. (на стр. 36 учебника с алгоритмом составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде и правила написания уравнений реакций в ионном виде).
Учащиеся работают в парах. Класс делится на три группы (1 ряд- первая группа, 2 ряд- вторая группа, 3 ряд- третья группа). Карточки с заданиями на столах.
Каждой группе предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работая в паре. После работы идет обсуждение результатов, и формулируем выводы. Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение;
Опат №1. Задание для группы № 1
Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.
Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества - воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:
NaOH (р) + HCl (р) = NaCl(р) + H2O (слабый электролит!)
Полное ионное уравнение реакции:
Na+ + OH– + H+ + Cl– = Na+ + Cl– + H2O
Cокращённое ионное уравнение реакции:
H+ + OH– = H2O
Задание для группы № 2.
Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.
Проделайте реакцию между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:
CuSO4 (р) + 2NaOH (р) = Na2SO4(р) + Cu(OH)2↓
Полное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + SO42– + 2Na+ + 2OH– = 2Na+ + SO42– + Cu(OH)2↓.
Cокращённое ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓
Задание для группы № 3
Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.
Проделайте реакцию между карбонатом натрия и серной кислотой. Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с серной кислотой:
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Полное ионное уравнение реакции:
2Na+ + CO32- + 2H+ + SO42– = 2Na+ + SO42– + CO2↑ +H2O
Cокращенное ионное уравнение реакции:
CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O
О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).
Задание по группам. Опыт №2
Одно из взятых исходных веществ практически нерастворимо: CuO, Fe2O3, Cu(OH)2, Zn(OH)2, CaCO3, Fe(OH)3 и др.
1группа – действие серной кислоты на гидроксид меди (II)
2 группа – действие соляной кислоты на оксид меди (II)
3группа – действие соляной кислоты на карбонат кальция Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Самостоятельная работа. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения – по сокращенным ионным уравнениям. Задания в карточках.
5. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги нашего урока, точно сформулируем понятия:
1.Реакция ионного обмена
2.Реакция нейтрализации
3.Условия течения реакции между растворами до конца
Подведение итогов урока. Значение реакции ионного обмена.
Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. А нарушение обмена веществ приводит к заболеванию.
Ионообменная очистка применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды. Ионный обмен широко распространен при обессоливании в процессе водоподготовки.
Рефлексия
Закончите предложение или дайте ответ на вопрос
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было сложно…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я попробовал…
Домашнее задание. Упр.1,2,3,4,5 стр. 39 Задания: №2-21, 2-25,2-26 стр. 21
Творческое задание. Составьте кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация».
Тест. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.
1. К электролитам не относится:
1) MgCl2; 2) Ba(OH)2; 3) Na3PO4; 4) СaCO3.
2. К электролитам относится:
1)BaO; 2) СaCO3 3) K3PO4; 4) Al(OH)3.
3. Слабая кислота – это:
1) HNO3; 2) H2SiO3; 3) H2SO4; 4) HСlO4.
4. Сильная кислота – это:
1) H2SO3; 2) H2SiO3; 3) H2S; 4) H2SO4.
5. Вещество, которое при растворении в воде диссоциирует с образованием карбонат – ионов, - это:
1) Na2CO3; 2) CO2; 3) H2CO3; 4) MgCO3.
6. Слабое основание – это:
1) Mg(OH)2; 2) Ba(OH)2; 3) KOH; 4) NaOH.
7. Ионы металла и гидроксид - ионы при электролитической диссоциации образует:
1) гидроксид меди (II); 3) азотная кислота; 2) гидроксид калия; 4) нитрат кальция.
8. Ионы водорода и кислотного остатка при электролитической диссоциации образует:
1)серная кислота; 3) аммиак;
2)хлорид аммония; 4) сульфат калия.