СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока:Искусство Гжели.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока:Искусство Гжели.»

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« РЫБИНОБУДСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








Конспект открытого урока

по изобразительному искусству

5 класс

на тему: Искусство Гжели.






Разработана

Поляковой Лидией Михайловной

учителем изобразительного

искусства,

соответствие занимаемой должности


Сл.Рыбинские Буды

2017 .

Тип урока:  Урок комплексного использования знаний.

Деятельностная цель: воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, , продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

Образовательная цель: расширить умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Формирование УУД:

Личностные действия: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. 

Регулятивные действия: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные действия: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные действия: проявлять активность для решения познавательных задач

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Наглядный и дидактический материалы: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».

Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л. Куликовой «Гжель» и др.

Оборудование:

Для учителя: образцы декоративно-прикладного ис-ва, русская народная музыка, учебная таблица, репродукции мастеров, ноутбук, проектор, фотоаппарат, кисти, краски (для мк), шкатулки с заданиями, динамическая таблица, предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель»

Для учащихся:

Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски.

Учебные понятия (на доске): промысел, гжель, майолика



























Технологическая карта открытого урока.




Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.





Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.


Подготовка класса к работе

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

-Связано ли наше сказочное оформление с этой темой?


А вы хорошо помните эти промыслы?


Если я правильно вас понимаю, вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках.


Задание 1


1.Работа по карточкам - «Тест» (желтый цвет)

«Древние корни народного искусства»-2 уч-ся

Тест№1

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки; б) солярные знаки.

2. Как называются постройки из дерева:

а,) зодчество; б,) архитектура.

3. Орудие для ручного прядения

а) прялка; б) иголка.


Тест№2

4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:

а) роспись; б) вышивка

5. Как называется главный угол в избе:

а) красный,. б,) синий.

6. Где находились лавки в избе:

а) вокруг стола, б) вдоль стен.

Задание 2

б)Собрать пазлы (синий цвет)

Задание3

Фронтальная беседа по вопросам: (белый цвет)

Тема «Древние образы в народных игрушках»

1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка:

а) пластилин; б) глина, в)дерево.

2. Особенности узоров дымковской игрушки:

а) круг; б) квадрат, в)елочка.

3. Особенности филимоновской игрушки:

а) круг; б) полосы, в)крест.

4. Как называется посуда из глины:

а) хрусталь; б)пластик, в)керамика.

5.Поднос расписанный цветами:

а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский.









Уч-ся:

-Народные промыслы.












Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.






Ответ: глина


Ответ: круг



Ответ: Полосы



Ответ: керамика



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

Ребята, а как вы думаете, все ли мы промыслы изучили?

- Внимание на экран!

Выход на тему урока.

- найдите в сетке название промысла, о котором пойдет сегодня

речь.

Розы, листья, птицы.

Г

Г

О

Л

Ж

Ш

И

Е

Н

Н

Л

И

А

Ь

К

Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)





Так какая же тема нашего урока будет?

это конечно волшебство и чудо.

-И первое наше волшебство- тема урока на доске( написана свечкой, при раскрашивании голубой краской появляются буквы»

- А, что мы знаем о гжели?

-Что бы вы хотели узнать о Гжели?

Чему мы должны сегодня научиться?

-Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла и о приемах росписи

Вывод:

Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся работать кистью и красками.

Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся эти знания?

Вам понятна тема и цели?

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя





Ответ: гжель









тема: «Искусство гжели».





(Дети дают ответ)




Ответ: знать народные промысла.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Задание1 Фронтальная работа.

1.«Работа со справочным материалом» (зеленый цвет)

«История Гжельской керамики»

- Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?


Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»

История промысла. Начиналось всё с глины.

Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину


Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.


Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали……


Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.


Гжельская роспись делится на три вида.

1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики».

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п.


ГОНЧАР- название профессии по производству глиняной посуды

МАЙОЛИКА- изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому.

ФАРФОР- керамические изделия

ПРОМЫСЕЛ —  Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования

ГЖЕЛЬ— один из традиционных российских центров производства керамики

Задание 2

(На столе лежат иллюстрации разных промыслов).

В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами?


1






Задание3.

Составление композиции. (светло-желтый цвет) 2 уч-ся

Человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы.


Составляют план достижения цели и определяют средства( алгоритм, модель и т.д)













Кувшин с элементами росписи разных промыслов






















Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

Фильм о гжели

Расскажите на каких изделиях мы видели гжельский узор или роспись?


ФИЗМИНУТКА (музыка народная)

-А есть ли у нас в классе изделия, которые выполненные в стили гжели?

В суете предновогодней ждет чудес народ честной.

Разрешите мне сегодня стать волшебницей-зимой.

Свой наряд я надевая, кисть волшебную возьму

Вас в мир гжели приглашая, за собой я уведу .


«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.


Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!


Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый?

- а как можно получить такие оттенки?


Учитель обращает внимание детей, что у них на столе 2 кружка: синий и белый. Именно эти 2 цвета совершают сказочные чудеса.


Демонстрация через веб камеру.

Итак – я приглашаю вас в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству


Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок.

Положив под ламинированную бумагу шаблон, повторяю контуры рисунка. При этом меняя нажим кисти. Кисть держу вертикально.


- Можно синий цвет смешать с белым; добавить

больше воды в синий цвет…… Тогда я получу оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи-РОЗА. Она царица узора.


При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки.

Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета.



Ответ

Дети сами проводят физкультминутку (выходит один человек и показывает упражнения)

Дети обращают внимание на костюм,











Ответ: нет

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общекультурные умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и правильно строить речевые высказывание, рефлексия способов и условия действия; Коммуникативные: управление повидением.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Можно много интересного показать вам на уроке, но наше время не бесконечно.

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы!

Знайте, сейчас мы с вами художники-волшебники, а в конце урока будем зрителями и дадим оценку своим чудным картинам.


Для работы необходимо иметь:

Гуашь художественную белого и синего цветов

Кисти круглые

Баночку с водой

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски

Пластмассовую


Не забывайте о правилах работы при работе с художественным инструментам и конечно о технике безопасности.!!!!!!!!!!!

А теперь приступим за работу.

Задание

Контурные шаблоны.

2. На столе лежат вырезанные из бумаги предметы быта.

Вам необходимо придумать и нарисовать сказочный узор, применив элементы гжельской росписи.

Желаю удачи! Вам на работу 10-15 минут



Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивают с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности ( итог урока)

Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в жизни.

Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания . Меня не подвели.

Я предлагаю оценить свою работу вам так.

Перед вами на столе 2 кружочка белый синий, вам необходимо поднять кружочки.

Если вы считаете что у вас все получается и вы довольны своей работой поднимите свои кружочки повыше. Вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками.

Спасибо, мои волшебные мастера, мои помощники за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше! Знать, не пропадет красота на Руси!


“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

До свидания.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!