Предмет «Искусство», 8 класс. Составитель: Плетнева Л.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения | |
Класс | 8 |
Предмет | Искусство |
Тема урока | Искусство вокруг нас |
Цель урока | Образовательная: формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «Искусство»; сформировать представления уч-ся о сущности искусства, его видах и признаках совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, аудиоматериалами); Развивающая: развитие у обучающихся умения анализировать свои действия и координировать их со своими партнерами - участниками учебного процесса. развитие способности анализировать произведения искусства с целью определения образов, в них заложенных Воспитательная: воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих совершенствовать навыки работы в группе. |
Ожидаемые результаты: | Личностные результаты: понимание культурного многообразия мира, сущности искусства, его видов и признаков уважение культуры другого народа формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «Искусство» Метапредметные результаты: развитие способности решать творческие задачи формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации. Предметные результаты: умение систематизировать уже полученные исторические знания умение и готовность применять исторические знания. |
Место урока в системе уроков данного раздела | Урок №1 в Главе 1 «Искусство в жизни современного человека» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Межпредметные связи | ИЗО, музыка, литература |
УМК | Искусство. 8-9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская CD. Комплекс уроков искусства. 8 класс |
Средства обучения | Мультимедиа презентация Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись презентация к уроку «Искусство вокруг нас» аудиозапись «Адажио» Томаза Джованни Альбинони в эпоху барокко в исполнении Эльмиры Калимуллиной в исполнении Анны Резниковой |
План урок | Организационный этап Организация работы с текстом учебника Реферирование Этап эмпатии Прослушивание музыкального произведения Работа с персоналиями Работа с произведением ИЗО Реферирование Работа с иллюстрациями учебника Соотнести признаки искусства с обозначенными в учебном тексте произведениями Работа с визуальным рядом (реставрация исторических знаний) Определение сходства и различий произведений прошлого и современности Региональный компонент (информационный блок) Домашнее задание |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Приемы обучения | беседа с фрагментами проблемной ситуации, работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом, прослушивание музыкальных произведений |
Домашнее задание | выучить записи в тетради индивидуальные сообщения, подготовленные учителем презентация необычные памятники мира (кому посвящен памятник, в какой стране находится) презентация о памятниках г. Морозовск и Морозовского района) |
КОНСПЕКТ УРОКА
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | УУД учащихся |
1 | Орг.момент Слайд №2 «Домашнее задание» | Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами начнём знакомство с новым для вас учебным предметом – «Искусство». Само слово «искусство» вы уже встречали на уроках музыки и истории. Вопрос уч-ся: Что в вашем понимании означает понятие искусство | Рассуждения уч-ся по вопросу о сущности искусства |
2 | Организация работы с текстом учебника (стр.6-7) | В учебном тексте упоминаются несколько определений понятия искусство. Мы с вами не просто прочитаем текст, мы попытаемся определить признаки искусства. | Комментированное чтение с целью определения по учебному тексту признаков искусства |
3 | Реферирование Слайд №3 «Признаки искусства» | Признаки искусства является результатом искусной и мастерской деятельности человека существует в художественных образах отражает и формирует определенные ценности и идеалы выражает определенные эмоции | Реферирование проблемы «Признаки искусства» |
4 | Этап эмпатии | Результатом искусной деятельности человека являются произведения искусства Назовите произведения искусства, которые вызывают в вас определенные эмоциональные переживания | Реставрация – уч-ся называют произведения искусства, вызывающие в них определенные чувства |
5 | Прослушивание музыкального произведения | Я хочу рассказать вам о тех произведениях искусства, которые во мне вызывают определенные чувства. «Адажио» Томаза Джованни Альбинони в эпоху барокко Эта же мелодия звучит в современной обработке следующим образом в исполнении Эльмиры Калимуллиной (слова Лары Фабиан) Как вы думаете, о чем поет певица? в исполнении Анны Резниковой на русском языке | Прослушивание музыкального произведения «Адажио» Томаза Джованни Альбинони в эпоху барокко в исполнении Эльмиры Калимуллиной в исполнении Анны Резниковой |
6 | Работа с персоналиями Слайд №4 Тома́зо Джова́нни Альбино́ни Слайд №5 Фотографии известных вокалистов, исполняющих «Адажио» | Автором музыки является Тома́зо Джова́нни Альбино́ни (1671-1751, Венеция) — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка. Исходя из факта, что музыкальное произведение, написанное в 17 веке, пользуется популярностью среди известных исполнителей в наше время, позволяет нам сделать вывод о еще одном признаке искусства. Попытайтесь его сформулировать. | Сформулировать признак искусства после прослушивания музыкального произведения Предполагаемый ответ: Искусство отражает связь исторических эпох (уч-ся дополняют «Признаки искусства») |
7 | Работа с произведением ИЗО Слайд №6-10 Репродукции картин «Последний день Помпеи» «Утро стрелецкой казни» | На примере «Адажио» мы убедились с вами, что произведение искусства, в частности музыкальное, формирует в слушателе определенные образы. А как вы думаете, можно ли из произведения искусства почерпнуть новую информацию? Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом. Под каменным дождем, под воспаленным прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин Такой символ можно встретить еще на древних тибетских наскальных изображениях. Изначально он изображал змею, кусающую себя за хвост. Согласно легенде волшебный змей Уроборос попытался съесть самого себя. Но пока он съедал одну свою часть, его тело продолжало расти. Процесс этот оказался бесконечным. | Прослушивание информации об интересных фактах, связанных с картинами «Последний день Помпеи» «Утро стрелецкой казни» |
8 | Реферирование (дополнить «Признаки искусства») Слайд №11 | Таким образом, произведение искусства несет в себе и определенную информацию В результате нашего исследования мы с вами определили следующие признаки искусства является результатом искусной и мастерской деятельности человека существует в художественных образах отражает и формирует определенные ценности и идеалы выражает определенные эмоции отражает связь исторических эпох является носителем информации Выпишите из учебного текста любое значение понятия искусство | Реферирование дополнить «Признаки искусства») + уч-ся по своему выбору записывают любое значение понятия искусство |
9 | Работа с иллюстрациями уч-ка Слайд №12 «Виды искусства» | Все произведения искусства, безусловно, можно сгруппировать по видам. Перед вами на слайде перечислены виды искусства: пространственные или пластические виды искусств - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. временные или динамические виды искусств – музыка и литература пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство. На страницах 6-7 фотографии произведений, относящихся к определенному виду искусства: Никольская церковь в Верхотурье - ? (архитектура) Сцена из балета «Баядерка» - ? (хореография) Японская живопись – ? жанр живописи (миниатюра) Портрет сестер Гагариных худ. Боровиковского Скульптура на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге М.Клодта | Анализ иллюстраций уч-ка стр.6-7 Определение видов искусства, к которым относятся изображенные в учебнике произведения |
10 | Соотнести признаки искусства с обозначенными в учебном тексте произведениями | Мы с вами определили признаки искусства. Соотнесите эти признаки с произведениями, обозначенными в учебнике (стр.6-7) | Соотнести признаки искусства с произведениями, обозначенными в учебнике |
Задание на соотнесение:
Произведение искусства | Признак искусства |
Никольская церковь в Верхотурье | Информация об архитектурном стиле (классицизм) |
Сцена из балета «Баядерка» | Эмоции: восхищение утонченностью Мастерское исполнение танца |
Японская живопись | Информация: прически, одежда жителей Китая |
Портрет сестер Гагариных | Информация: стиль женской одежды второй половины 18 века – ампир (влияние Франции) |
Скульптура на Аничковом мосту | Информация: по элементам скульптуры мы можем определить стиль, в котором выполнено данное произведение – драпировка в одежде - классицизм |
11 | Работа с визуальным рядом (реставрация исторических знаний): Слайд №13-17 Слайд №18-22 | Предложить уч-ся визуальный ряд самых известных произведений искусства прошлого и современности Оценивание: 1 балл за верный ответ Прошлое Современность «Черный квадрат» Храм Христа спасителя «Родина-мать зовет» Плакат «Потеряла я колечко» Мамаев Курган Памятник советскому солдату в Трептов-парке | Реставрация исторических знаний: уч-ся определяют авторство и время создания произведений прошлого и современности |
12 | Определение сходства и различий произведений прошлого и современности | Как вы считаете: свойственно ли произведениям прошлого и современного времени сходство и различия | предполагаемые ответы: сходство – эмоции, определенная информация различие – взгляды на окружающий мир, средства выражения |
13 | Региональный компонент (информационный блок) Слайд №23-28 | Ребята, а как вы считаете: в нашем городе существуют произведения искусства? В нашем городе действительно существуют произведения искусства и к ним относятся: памятники (Ленину, на территории в/ч, Сталину) архитектурные сооружения - здание ДДТ, музей, горсовет, МЧС | восприятие уч-ся информации регионального характера |
14 | Домашнее задание | выучить записи в тетради индивидуальные сообщения, подготовленные учителем презентация необычные памятники мира (кому посвящен памятник, в какой стране находится) презентация о памятниках г. Морозовск и Морозовского района) http://foto-planeta.com/np/5471/morozovsk.html | |
СООБЩЕНИЕ
Из истории создания «Адажио»
В 1945 году в разбитом бомбардировками Дрездене сидел итальянец Ремо Джацотто и перебирал пыльные разрозненные нотные листы. Ему уже давно и сильно хотелось есть. А потому Ремо решил: еще один, последний лист – и надо пойти перекусить. Он потянулся к нотам, не подозревая, что от всемирной славы его отделяло одно мгновение.Музыковед Ремо Джацотто заканчивал биографию композитора эпохи барокко Томазо Альбинони, в те годы известного лишь в очень узких кругах. Как и полагается в любой серьезной биографической работе, Ремо пытался найти как можно больше достоверных исторических материалов, связанные с творчеством композитора.В Дрездене, в собрании Саксонской земельной библиотеки он и наткнулся нечаянно на неизвестное ранее произведение XVII века, которое посчитал медленной частью какой-то струнной сонаты. Ноты содержали только шесть начальных тактов мелодии Adagio и партию баса. А дальше произошло невиданное и непонятное: Джацотто «досочинил» Adagio полностью в той форме, которая нам сейчас так хорошо известна. И выпустил в свет в 1958 году под таким названием: «Ремо Джацотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони». Успех у Адажио был ошеломляющим, мир узнал имя гениального итальянца Альбинони!
Джацотто умер в 1998 году. И все эти годы он хранил стойкое молчание относительно любых сомнений в авторстве Адажио. Тем самым подтверждая версию удачно дописанных им шести гениальных тактов Альбинони. Хотя специалисты сразу же подметили, что пьеса стилистически сильно отличалась от несомненных произведений барокко вообще и музыки Альбинони в частности.
Так оно и оказалось. Через год после смерти Джацотто известный музыковед, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с коллегой Фолькером Шютцем в журнале «Praxis des Musikunterrichts» раскрыл тайну авторства Адажио. В статье утверждается, что, во-первых, какой либо музыкальный фрагмент Адажио из наследия Альбинони в собрании Саксонской земельной библиотеки отсутствует. Во-вторых, его там никогда и не было, а значит, никогда и никем оно обнаружено быть не могло. Вывод: музыка Адажио целиком и полностью принадлежит Джацотто.
Но зачем, а главное, как он это сделал?
Ответ на вопрос «зачем» Джацотто унес с собой в могилу. Можно лишь предположить, что понятное слушателю мелодичное и волнующее произведение должно было привести к возрождению славы Альбинони. Впрочем, его биограф лучше всех знал, что особой славы-то у Альбинони и не было: хотя он и написал около 50 опер, из них были поставлены лишь 28. И то, только в Венеции. И тем не менее, биографу было обидно, что Европа ХХ века напрочь забыла композитора, который писал хорошую музыку даже не век, не два, а три века тому назад! Так вот: благодаря Адажио Европа Альбинони вспомнила! После чего на концертах можно было услышать его сонаты, симфонии, даже отрывки из опер... но они только подтверждали, что по мощи своего воздействию на слушателя эта музыка и рядом не стояла с Адажио. Знатоки иронично говорили, что услышь Альбинони «свое» Adagio, он бы его просто не узнал. А вот ответ на вопрос, «как» могло у ученого-биографа родиться столь прекрасное музыкальное произведение, не дал бы и сам Джацотто. Не иначе, промысел божий...
Автор слов: Лара Фабиан
Автор музыки: Томазо Джованни Альбинони
Перевод: Мишель Серова
----------------------------------------------------
АДАЖИО
Я не знаю, где вас найти
Я не знаю, как с вами связаться
Я слышу твой голос в ветре
Я чувствую, что вы под моей кожей
За мое сердце и моя душа
Больной ждать тебя
Адажио
Все эти ночи без тебя
Все мои мечты окружают тебя,
Я вижу, и мне прикоснуться к вашему лицу
Я упаду в твои объятия
Когда настанет время, я знаю,
Youll быть в моих руках
Адажио
Я закрываю глаза, и я найду способ
Не надо на меня молиться
Я шел так далеко
Ive бились так сильно,
Больше ничего объяснять
Я знаю все, что остается,
- Пианино, на котором играет
Если вы знаете, где меня найти
Если вы знаете, как меня найти
Прежде, чем этот свет исчезает,
Прежде чем я бегу из моей вере
Быть единственным мужчиной, чтобы сказать,
Что вы будете слышать мое сердце
Что вы будете давать вашей жизни
Вечно вы будете оставаться
Dont пусть этот свет исчезнуть
No No No No No
Dont позвольте мне бежать из веры
Быть единственным мужчиной, чтобы сказать,
Что вы верите, заставить меня поверить
Вы не отпускаете
Адажио
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
"Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон."
(А. Пушкин)
Объекты культурного наследия федерального значения
№ п/п | Наименование памятника, дата сооружения, автор | Документ об отнесении памятника к объектам федерального значения см.примечания | Местонахождение памятника |
1. | Дом, в котором в 1918 г. находился штаб V-ой Красной армии. | Пост. СМ РСФСР № 1327 | г. Морозовск, ул. Ляшенко,38 |
Объекты культурного наследия регионального значения
№ п/п | Местонахождение объекта культурного наследия | Наименование объекта культурного наследия | Номер и дата документа о принятии на охрану см.примечания |
1 | х. Чекалов | Православная церковь | Пост. № 69 от 14.03.94 г. |
Выявленные объекты культурного наследия
№ п/п | Местонахождение объекта культурного наследия | Наименование объекта культурного наследия | Номер и дата документа о принятии на охрану см.примечания |
1 | г. Морозовск, ул. Ленина, 67 | Храм Рождества Пресвятой Богородицы (нижний ярус) | Пр-з № 124 от 31.12.02 г. |
По данным ЧГК: Сентябрь 1942 уничтожено 248 евреев (по другим данным - около 110). Данные не ЧГК: В г. Морозовске и его окрестностях - около 400 евреев.
ГА РФ 7021-40-5-67. "… при временной оккупации города Морозовска… было замучено и расстреляно 350 стариков мужчин, членов семей и детей евреев".
В Морозовске и его окрестностях было казнено около 400 евреев. Несколько десятков детей, эвакуированных с Украины, были умерщвлены здесь ядом. (И.Альтман. Холокост и еврейское сопротивление)
8