Конспект урока-исследования по ИЗО по теме: "Уроки Герники" Пабло Пикассо (графические картины). 7 класс
Цель урока: через знакомство с историей создания картины, поиск ассоциативных связей, анализ художественного языка и символического строя ”Герники”, исследовать природу тотального зла и способов борьбы с ним.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте ребята .Я уверен, что наш урок пройдет плодотворно .
Картины истории чему они учат? Способны ли мы воспринять их? – такова тема нашего урока-исследования. В историческом жанре множество заслуживающих внимания картин, но сегодня мы поговорим не о живописной, а графической работе выдающегося испанского художника Пабло Пикассо «Герника»
Слайд. (портрет П.Пикассо)- Пикассо произвел в живописи революцию, ниспровергнув все привычные точки зрения (сокрушая при этом и свои взгляды, если они становились ему помехой). Авантюрный художник — возможно, это самое точное определение его личности известный и противоречивый подаривший миру, не мало своих работ, которые до сих пор будоражат воображение и вызывают противоречивые мысли. Одна из самых знаменитых его работ «Герника» . Сегодня мы пытаемся расшифровать мудрое послание П.Пикасо.
Учитель. Все внимание на экран (показ фрагмента фильма)
Учитель. А действительно что может сделать искусство перед лицом зверств???
Быть постоянным укором тем, кто вершит зло…
Представьте маленький испанский городок Герника солнечный день 26 апреля 1937 года как и в любом маленьком городе люди все знают друг друга ходят в гости празднуют ,как вдруг без всякого предупреждения на них обрушивается град из металлических снарядов…
Учитель. Что происходит ?
Ученики. Хаос, паника, крики, люди мечутся ….
Учитель. А теперь взгляните на полотно – есть все это на картине?
«Герника» относится картинам исторического жанра, а этот жанр подразумевает что?
Ученики. Изображение историч. Событий отображение отрибутов времени костюмы обстановка архитектура.
Учитель. Даёт ли Пикассо нам подсказки о месте, времени, действии…?
Конечно Пикассо мастерски владеющий кистью и работающий в разных жанрах мог бы изобразить это так как изобразил тоже известный художник Брюлов «Гибель Помпеи» там тоже ужас и паника только от извержения вулкана . Здесь мы не видим ни самолетов не разрывающихся снарядов, не крови…..как вы думаете почему художник выбирает эту манеру подачи образов?
В какой технике написана картина ? Графика , кубизм. В чем особенности графических изображений?..(вспоминайте материал 6 класса).
Учитель. Каков колорит картины, и какую роль он играет?
Учащиеся. Колорит картины предельно сдержан и скуп.
Учитель. Гениальный мастер цвета Пикассо, однако, ограничивается в “Гернике” оттенками голубовато-серого, черного и белого. В страшном мире, который изображает художник, погасло солнце, этот мир стал чем-то вроде подземелья, куда злодейство загнало все сущее на земле. В кромешной тьме, лишь подчеркнутой колючим, диким светом лампы, фигуры людей и животных выглядят как лики страдания, разодранные криками ужаса и скорби. Трагическое ощущение смерти и разрушения художник создает агонией самой формы, которая разрывает предметы на множество острых осколков.
Учитель. А теперь попробуем расшифровать послание гениального художника.
Давайте, попробуем найти через какие образы Пикассо передает темную сторону всего произошедшего? А какие образы все таки дают надежду на спасение на то что это недолжно повторится.
Учитель . Какой образ создаёт художник ? какую цель преследует? Какой урок он нам преподносит? Чему учит?
Учитель. П.Пикассо создает образ войны, воплощает дух тотального разрушения не человека, не города, – всей земли, всей человеческой цивилизации и культуры.
Учитель. Пикассо убеждает нас в одной непреложной истине – силой можно убить Минотавра, а очеловечить его можно лишь светом, светочем добра, разума. И это урок великого гения. В момент, когда весь мир рушится, разламывается на куски, Пикассо все-таки дает надежду. Античный профиль и мерцающий свет лампы олицетворяет эту надежду на возрождение мировой гармонии, сил добра и справедливости.
Хотя Пикассо создаст ещё серию картин посвященных войне, но образ надежды он воплотит ещё в1952г в одном своём, на мой взгляд, бессмертном произведение – это графическая работа «голубь мира» (слайд с изображением графической работы Пикассо)
Это произведение поражает своей простатой
Учитель. В какой технике выполнен рисунок. Графика. Посмотрите все те же не четко прорисованные линии упрощенный образ (Почему именно голубь –это христианский образ святого духа )линия вы ей хозяин и во что превратится она зависит только от вас.
Учащиеся. Голубь выполнен в технике абрис (контурное изображение объекта без конкретизации отдельных деталей).
Показ учителя.
Учитель. Для выполнения следующего задания мне понадобятся две группы .посмотрите на ваших столах лежат разноцветные жетоны .у тех у кого жетоны только красного и синего цвета будут господа «практики», ну а те у которых на столах по три цвета являются господа «теоретики». Практики выполняют графический рисунок голубя, а теоретики продолжают предложенные на карточках предложения для подведения итогов урока.(содержание карточек с незаконченными предложениями);
Сегодня на уроке я узнал…..
Был интересен тот факт что ….
Было трудно….
На уроке мы вспомнили такие жанры в изобразительном искусстве как….
Что может сделать искусство перед лицом зверств….
Учитель. Прежде чем обе группы приступят к выполнению своих заданий.
4. Арт-терапия
Прежде чем Вы приступите к работе …..
Я попрошу Вас закрыть глаза.
Какие чувства вы сейчас испытываете?
Практики представьте вашего голубя какой он, мысленно прочертите его абрис плавные мягкие линии , теоретики представят, что их речь при ответе льется как ручей без запинки, говорят четко громко и грамотно.
А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение.
Медленновыдохнули.
Открыли глаза.
Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальнаяосьточек – посерединезрачка.
Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представить результат вашей работы.
Перед уроком на парты разложены цветные житоны (красного, синего и зеленого цвета но 3 цвета достанется не всем тем кому достается зеленый цвет становится теоретиком и с группой теоретиков подводят итог урока продолжая фразы;
Сегодня на уроке я узнал…..
Был интересен тот факт что ….
Было трудно….
Что может сделать искусство перед лицом зверств…..(служить вечным укором и напоминанием )
После отведенного времени теоретикам дается слово, практики имеют право дополнить.
Практики проходят к доске и вывешивают голубей –учитель дает несколько комментариев к листочкам с голубями ребята приклеивают цветной листок(кр- понравилось, синий было не интересно)
(тем самым проводя рефлексию урока)
(Мое настроение после урока….(хорошо что этот урок уже закончился, мне было интересно
Учитель. Наш урок подошел к концу. Благодарю за работу.