Региональный педагогический Интернет-конкурс учебно-методических материалов учителей общественных дисциплин
«Лучшие уроки педагогов Дона»
-
номинация:
Кислякова Галина Гавриловна,
г. Новочеркасск, МБОУ СОШ №24,
учитель истории
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ
«ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО»
Аннотация : Данная разработка предназначена для проведения урока в 7-х классах. Дети на полученных знаниях могут проанализировать и оценить реформы Ивана Грозного. Это урок обобщение и систематизация пройденного материала по ФГОС. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. На уроке используются разные методы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе.
Ключевые слова: Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы.
Новочеркасск, 2022 г.
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать изученный материал об эпохе Ивана грозного, его правлении и событиях этого периода;
2. Развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать выводы;
3. Прививать интерес обучающихся к историческому прошлому России.
Задачи:
1. определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;
2. проанализировать реформы 1550-х годов и выяснить их последствия;
3. дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
1) Систематизация знаний по истории России 16 века, раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода
2) Развитие умений формулировать выводы и оценочные суждения о личности и политике Ивана IV через работу с различными видами исторической информации, определять собственную аргументированную позицию по данной теме, а также значение данного периода для дальнейшей истории
3) Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
Метапредметные:
-
Развитие навыков поиска и анализа информации в разных источниках;
-
Развитие навыков анализа, сравнения, синтеза, обобщения, исследования;
-
Умение решать проблемные задачи; пониманию друг друга и позитивного общения;
-
Уметь давать характеристику и объективную оценку исторической личности.
-
Умение доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Личностные
1) Воспитание толерантного отношения к собственной истории;
2) Формирование чувства ответственности и гражданской позиции;
3) Формирование культуры ведения коллективного спора;
4) Формирование самостоятельности обучающихся в процессе познания.
Использованные образовательные технологии:
-
Технология критического мышления;
-
SWOT – анализ, работа с документами, групповая работа;
-
технология проблемного обучения.
-
Ресурсы урока:
-
карта «Образование и расширение Российского государства (ΧIV – ΧVI вв.)»;
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация;
-
раздаточный материал (документы);
-
фрагменты х\ф « Иван Грозный»;
-
репродукции картин И. Репина « Иван Грозный и сын его Иван», С.В. Иванов « В стрелецкой слободе»;
-
Учебник: Андреев И.Л, Федоров И.Н. История России. А.Н. М.: «Дрофа», 2018 г
Основные понятия и термины: Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы.
Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе. Работа с текстом, заполнение таблицы, продуктивные методы.
Способы контрольно-оценочной деятельности учителя на данном уроке: устный опрос.
Основные даты: 16 января 1547 г., 1550 г., 1551г., 1556 г. 1558-1583гг.
Тип урока: обобщение и систематизация пройденного материала.
План урока:
I. Актуализация знаний.
II. Изучение нового материала
1. Личность Ивана Грозного.
2. Реформы Ивана IV.
3. Противоречивость эпохи Ивана Грозного.
III. Индивидуальная рефлексия.
IV.Закрепление (тест).
Ход урока.
I Актуализация знаний. (Слайд 1)
Для того, что определить тему сегодняшнего урока, я прочитаю несколько цитат о человеке с именем, которого в русской истории связано много важных событий и легенд. (Слайд 2 )
Цитата первая: В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. И замечательно, что по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное».
Цитата вторая:
Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский).(Слайд 4 )
«Грозный, которого некоторые историки считают воплощением абсолютизма, на самом деле, несмотря на все свои жестокости, был одним из русских государей, наиболее чутким к народной воле.
Желая оградить народ от хищений бояр, царь учредил систему областного самоуправления, которая, не будь Смутного Времени и последующей разрухи, смогла бы предотвратить некоторые пагубные результаты Петровых реформ.
Н.Н. Воейков (историк Русского Зарубежья). (Слайд 5 )
-Назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока. (Ответы учащихся).
Итак, тема урока: « Эпоха Ивана Грозного».
Записать тему урока в тетрадь.
“Иван Грозный до сих пор притягивает к себе взоры ученых, людей интересующихся историей. Много труднопонимаемых фактов имеется в этом царствовании, возникновение которых объясняют не всегда одинаково”. В.О.Ключевский(Слайд 6 )
II. Изучение нового материала.
1. Личность Ивана Грозного
Вопрос урока: Иван Грозный – это тиран или реформатор? (Слайд 7 )
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с одной из ярких, вызывающих много споров и мнений – временем правления Ивана Васильевича IV – Грозного. Попытаемся дать свою оценку личности царя, охарактеризовать государственный строй и реформы правления Ивана Грозного. (Слайд 8 ).
Записать годы правления
Разные прозвища давал народ своим правителям, которые в различной степени отражали характеристику самого человека или его дел. Например: Ярослав Мудрый, Владимир Красно Солнышко или Владимир Святой, Василий Тёмный. Но прозвище Грозный, данное Ивану IV отражает не только его характер, но и время его правления, его отношения с окружающими людьми. Очень выразительный, грозный образ царя показан в художественном фильме «Иван Грозный», фрагменты которого мы с вами сейчас посмотрим.
Просмотр фрагментов х/ф «Иван Грозный».(Слайд9 )
-Беседа: Какое впечатление произвёл на вас образ Ивана IV?
-Какие чувства вызвал у вас фильм?
Какое прозвище вы дали бы этому царю?(Слайд 10 )м.06-57
(Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение).
Учитель: Да, народ дал меткое и объёмное прозвище своему правителю. Перед нами образ жестокого, непредсказуемого, мрачного, недоверчивого человека.
-Но почему он такой?
-Что и кто оказывает влияние на формирование личности любого человека?(Слайд 11 )
Прочитайте документы и ответьте на поставленные вопросы (5мин)
Раздаточный материал об Иване Грозном.
(Учащиеся указывают факторы, влияющие на формирование мировоззрения и характера человека).
Учитель:После смерти Василия III (1533 г.) великим князем стал его сын, трехлетний Иван. (Слайд 12 )
Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана (ей было примерно 25 лет) В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Началась реформа местного управления (которую закончил Иван IV), объединены московская и новгородская денежные системы – введен единый московский рубль. Усилен контроль за ростом церковного землевладения, введен запрет на покупку земли у служилых людей. По ее приказу была сооружена Китайгородская стена, при ней было заключено перемирие с Литвой (1536 г.) (Слайд 14-15 )
В 1538 г. Елена умирает. Иностранцы писали об ее отравлении. После ее смерти началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских, Шуйских, Воронцовых. Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских. Одни из бояр выступали за ограничение власти наместников и волостелей. Другие, наоборот, выступали за усиление феодальной аристократии. К власти приходят то одни, то другие.
Семья, родители, родственники, друзья, окружающие люди, нравы и устои оказывают влияние на формирование личности. Что знаем мы о том времени, о той атмосфере, в которой рос и воспитывался будущий царь Иван Грозный
Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он дал в своих письмах к князю Курбскому. Сам Иван Грозный вспоминал: « Ни в чём не поступали с нами так, как следует поступать с детьми».(Слайд 16-17 )
-Обида и горечь слышится в этих словах, не правда ли?
-Но как поступает он сам, будучи взрослым человеком?(Слайд 18 )
Учитель: Известен и такой случай. Когда князь Курбский бежал в Литву, отправил послание Ивану IV. Он в своей «епистолии» к царю, которую доставил верный слуга Курбского, осудил его действия, опричнину. Истекая кровью, читал слуга послание. Грозный пробил ему ногу своим посохом, опёршись на который стоял и слушал чтение.
Работа по парам: Можно ли оправдать жестокость Ивана Грозного?
( Обсуждение мнений). (3 минуты)(Слайд 19 )
Подведем итог: Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Любознательный, начитанный Иван, видя интриги бояр, зачастую неправый суд и казни, отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу.(Слайд 20 )
В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна, раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом. Поэтому все слои населения все свои надежды возлагали на нового царя Ивана IV. (Слайд 21 )
В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Россия ждала перемен. Хотел перемен и молодой царь.
В 1547 г. Иван женился на Анастасии Романовой. (Слайд 23 )
2. Реформы Ивана Грозного.
Учитель: Поместный дворянский служилый люд с открытой завистью смотрел на княжеско – боярские и церковные угодья и устами своего публициста Ивана Пересветова звал царя возвысить «воинников» и обуздать вельмож.
«Не мочно царю без грозы бытии: как конь под царём без узды, тако и царство без грозы»,вельможи рускаго царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают». (Слайд 24 )
Реформы Ивана Грозного были ответом власти на это требование, но в условиях России с её крепостническими порядками, с посадским населением городов, придавленных боярством, эти реформы приобрели своеобразные деспотические черты.
Перед нами стоит задача определить, в чём положительное и отрицательное значение реформ. Можно ли сказать, что Иван Грозный, несмотря на нравственное падение, сделал хорошее, что пережило его.(Слайд 25 )
Работа по группам. Каждая группа получает задание. (Слайд 26 )
« Реформы Ивана Грозного и их значение», заполняется в тетради.
В течение 10 минут учащиеся работают над поставленными задачами, затем в течение 15 минут подводятся итоги.
1 группа - Реформы, направленные на уничтожение обособленности княжеств и земель. ( «Избранная рада» 1547 г., и созыв Земских соборов 1549 г.)(Слайд 27-28)
2 группа – Реформы, направленные на укрепление централизованного аппарата управления. ( Система приказов, управление на местах).(Слайд 29-30-31 )
3 группа - Реформы, направленные на упорядочение церковно - бытовой жизни.
(Церковный собор Стоглав 1551 г., Судебник 1550 г.).(Слайд 32-33 )
4 группа – Реформы, направленные на организацию военного дела в стране. ( Уложение о службе, создание из горожан личных государевых вооружённых отрядов стрельцов.).(Слайд 34 )
5 группа - Реформы, направленные на укрепление самодержавной власти. ( Опричнина 1565 г.)(Слайд 35 )
6 группа - Внешняя политика (удачи и поражения). (Слайд36 )
( Учащиеся указывают положительные и отрицательные значение реформ).
Значение реформ
-
ограничены права родовитого боярства во всех сферах государственного управления;
-
социальной базой самодержавия становится дворянство, экономически зависящее от царя;
-
новая система управления ликвидировала исторически сформировавшиеся местные особенности управления;
-
все звенья системы управления в значительной степени подчинены царю;
-
Земские соборы играют роль противовеса боярству, формируется сословно-представительная монархия;
-
в России формируется централизованное государство и укрепляется самодержавная власть царя;
укрепилась военная мощь страны (Слайд37)
3. Противоречивость эпохи Ивана Грозного.
Учитель: подведем итог: Реформы, проведенные Иваном Грозным были направлены на укрепление централизованной власти и усиления русского государства. Но можно ли оправдать ту жестокость с которой они проводились?
Подведение итогов, обсуждение противоречивости эпохи правления Ивана IV.
Учащиеся делятся впечатлениями и высказывают свои мнения как “за”, так и “против”.
Кто же он Иван IV Грозный? Славы или позора он достоин?
Деятельность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его личность необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Оценивая политического деятеля, прежде всего, нужно исходить из результатов его деятельности.
Что же принесло царствование Ивана IV России?
III. Индивидуальная рефлексия:
Посмотрите таблицу и продолжите фразу «В результате сегодняшнего урока я понял, что Иван Грозный…» (зачитать ряд мнений по желанию)
Положительные. | Отрицательные. |
Сформировалось централизованное государство. | Закрепощение крестьян. |
Реформы управления государством. | Опричнина и ее последствия. |
Расширение территории. | Борьба дворян и бояр. |
Развитие торговли. | Последствия Ливонской войны. |
Создание регулярного войска. | |
Учитель: возвращаемся к вопросу урока: Иван Грозный – это тиран или реформатор?
Учащиеся дают свои ответы.
IV. Закрепление материала (тест).
1. Найдите лишнее.
Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:
А) изъятие уголовных дел из ведения наместников
Б) денежная реформа
В) создание полков нового строя
2. Регентство Елены Глинской начинается с:
А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.
3. Регентство Елены Глинской заканчивается в:
А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547
4. Избранная рада – это:
А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ
Б) сословно-представительный орган власти
В) орган местной власти
Г) орган для подготовки конституции в России
5. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
А) Б.Ф. Годунов Б) М.И. Воротынский В) А.Ф. Адашев
6. В каком году был принят «Стоглав»:
А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556
7. Продолжите логический ряд.
Посольский приказ, Разбойный приказ,___________________________________________________
8. Найдите лишнее:
«Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы:
А) купечества Б) землевладельцев В) духовенства
Домашнее задание: п. 25, подготовить сравнительную характеристику правления Ивана IV и Ивана III.
Раздаточный материал.
Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется “страхом с великими глазами”. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что он окружен только врагами. Это заставляло его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Дворцовые перевороты оставили болезненный след в сознании малолетнего Ивана. На его глазах происходили безобразные сцены своеволия, насилия, убийств.
«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»
С.М. Соловьёв.
«…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
История злопамятнее народа!»
/Н.М.Карамзин/
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники.
Супротив его всё бояре да князья.
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Из ''Песни…'' М. Ю. Лермонтова
«Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».
И.В.Сталин.
Работа с текстом:
Карамзин Н.М. “История государства Российского”: “Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”
“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…
Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!
Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…
Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Фёдора Басманова убить отца своего, тогда или прежде заставив князя Никиту Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере сын – изверг не спас себя отцеубийством: он был казнён вместе с другими.
Жёны избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.
Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.
Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.
Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами , супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”
“В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательную экспедицию в Новгород. По дороге проводились дикие насилия и грабежи в городах Клине, Торжке, Вышнем Волочке. В одной Твери, по свидетельству современников, погибло несколько тысяч человек.
В Новгороде погибших было ещё больше. Сотни людей погибли в Волхове. Опричники также совершали карательные набеги по новгородским окрестностям, захватывая помещичье, монастырское и крестьянское имущество, уничтожая скот. На 200 – 300 километров вокруг Новгорода гибли люди, стлался дым пожарищ. В результате похода Ивана IV богатый людный Новгород был разорён, окружающие города, деревни надолго запустели.”
Ключевский В.О. “Курс русской истории.”: “Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…
Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…
Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…
Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”
Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам, наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени; вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.”
Соловьёв С.М. “История России с древних времён.”: “Выговаривая себе неограниченное право казнить своих лиходеев, учреждая опричнину, Иоанн жаловался на духовенство, что оно покрывало виновных, и требовал у него отречения от обычая печаловаться.
Выслали соловецкого игумена Филлипа, сына боярина Колычова; Филипп объявил , что он согласится быть митрополитом только под условием уничтожения опричнины; Иоанн рассердился; наконец Филипп уступил убеждениям, что его обязаннасть нейти прямо против царской воли, но утолять гнев государя при каждом удобном случае.
Но, отказавшись от вмешательства в опричнину, Филипп не отказался от права печаловаться. Начались казни вследствие дела Козлова; опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал,что привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать. Тщетно Иоанн избегал свиданий с митрополитом, боялся печалований; встречи были необходимы в церквах, и здесь-то происходили страшные сцены заклинаний. “Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! – говорил Иоанн, содерживая дух гнева, который владел им. – Молчи и благослови нас!”
“Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .” Защитник Русской земли – “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.”
Кобрин В.Б. “Иван Грозный”: “То “барство дикое”, о котором писал Пушкин, родилось в России не только благодаря опричнине – но и опричнина способствовала его появлению.
Тот путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.
Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты был неприемлем для деятелей Избранной рады. Суровый и неприклонный Адашев не был добреньким. Но всё же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жестокое, и по сегодняшним меркам, быть может жесткое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.”
С.М. Соловьёв.
Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется “страхом с великими глазами”. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что он окружен только врагами. Это заставляло его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Дворцовые перевороты оставили болезненный след в сознании малолетнего Ивана. На его глазах происходили безобразные сцены своеволия, насилия, убийств.
«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»
«…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
И.В.Сталин.
«Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».
Карамзин Н.М. “История государства Российского”: “Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”
“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…
Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!
Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…
Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Фёдора Басманова убить отца своего, тогда или прежде заставив князя Никиту Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере сын – изверг не спас себя отцеубийством: он был казнён вместе с другими.
Жёны избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.
Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.
Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.
Ключевский В.О. “Курс русской истории.”: “Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…
Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…
Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…
Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”