-Обобщение и систематизация знаний по проведению в различных сферах общественной жизни и по Северной войне.
-Продолжить формирование умений работы с документами, картой, умений сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
- Как вы понимаете смысл высказывания, сказанного Иваном Неплюевым, российским послом в Константинополе в эпоху Петра Великого ? О ком идет речь?
- Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается правителя страны. И как вы уже догадались по эпиграфу к сегодняшнему уроку, мы будем подводить итоги правления Петра Великого. На протяжении 350 лет историки спорят о том, как оценивать личность Петра I и проведённые им преобразования.
Этап урока | Действия учителя (вопросы, задания) | Действия обучающихся (ответы) |
Организационный этап. | Проверяет готовность класса к уроку | Класс делится на 2 группы, на столах учебники, тетради с записями, доп литература, контурные карты |
Постановка цели и задач урока. | 1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? 2. Каковы наши задачи? 3. На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока? | Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и оценим свои знания по этой теме Повторить материал о Петровской эпохе: понятия, хронологию, персоналии ,факты. - Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? - Кем же был император Петр – тиран или все-таки великий реформатор? |
Актуализация знаний | Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. | Экономическое и военное отставание России от европейских стран, «бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность, необходимость совершенствования государственного аппарата управления и преодоления отставания в военной сфере, необходимость совершить прорыв к незамерзающим морям |
Обобщение и систематизация знаний | Задание 1. Представление. 1.Какими качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справиться с решением таких задач. 2.Назовите основные даты жизни 1 русского императора | Любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, добрый, невысокий, ленивый, плаксивый, жесткий, тихий, скромный, сильный……… Запись в тетради качеств Петра 1 Учащиеся перечисляют основные вехи жизни и указывают даты |
Задание 2. «Угадай слово» Учитель предлагает на слайде презентации ведущие термины связанные с правлением Петра 1 | 1.Солдат-новобранец (рекрут) 2. Место для постройки и ремонта судов (верфь) 3. Церковный орган власти, появившийся при Петре 1 (Синод). 4. Титул, который Петр 1 принял после Северной войны («Отец Отечества, Петр Великий, Император Всероссийский») 5. Первый общественный музей (Кунсткамера)и другие |
Задание 3. «Дай определение понятию. Подтвердите фактами» Учитель дает список терминов на 2 слайде | Ученики дают значение слов: меркантилизм, протекционизм, ассамблея и другие, поясняют какое значение они имели во времена Петра 1. |
Задание 4. «Время» Учитель организует индивидуальную парную работ на доске. Какое слово получилось? | Дети сопоставляют даты и события: Дата 1700 1696 27 июня 1709 1721 1708 1703 | Событие а) окончание Северной войны (Ништадский мир) о) первая морская победа п) начало Северной войны ь ) начало строительства Петербурга т) битва у деревни Лесная д) Полтавская битва | Подать -…. Поясняют слово. |
Тем временем: 1 гр. Работает с датами | Учащиеся должны ответить, каким события они соответствуют: 1721 –… 1722 –… 1718 – … 1709 – … 1703 – … 1714 –… |
2 гр. располагает в хронологической последовательности события Северной войны: | Полтавская баталия Битва под Нарвой Победа русского флота у острова Гренгам Битва у деревни Лесной Морское сражение у мыса Гангут |
Задание 5. Работа с картой. Каждая группа получает контурную карту и задания | На карте указывают:- границы государства до правления Петра 1 и после его правления; -Г. С- Петербург; -места сражений в годы Северной войны; -места, где были заложены верфи; -мест, связанные с другими реформами Петра 1 и указывают их название. |
Задание 6. «Персоналии» Учитель называет фамилия деятеля петровской эпохи, а класс отвечает | - Магницкий (автор учебника «Арифметика») - Демидов (владелец металлургических заводов на Урале) - Меншиков (сподвижник Петра, полководец) - Трезини (архитектор) - Шереметев (полководец) - Нартов (изобретатель токарного станка) - Зотов (дьяк, первый учитель и наставник) - Брюс (сподвижник, организовал Навигацкую школу) |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Мы с вами повторили важный материал по эпохе Петра 1, но давайте вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока: 1. Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? 2. Кем же был император Петр – тиран или все-таки великий реформатор? Что нам надо сделать, что бы ответить на них? Какие стороны жизни российского общества реформировал первый русский реформатор? Перечислите мне наиболее важные его реформы? Соотнесите реформу с направлением политики, допишите список реформ Но список преобразований Петра Великого будет не полный, если мы не вспомним, зачем проводились все эти реформы? Предлагаю посмотреть репродукции некоторых картин, схемы сражений и вспомнить причины войны, главные сражения, итоги | Учащиеся отвечают, что для решения проблемных вопросов им необходимо проанализировать реформы Петра Великого, их значение и отношение к ним в обществе. Обучающиеся отвечают, что Петр 1 реформировал все сферы российского общества Дети делятся на группы и работают с реформами: Направление политики | Реформы | 1. Военные р 2. Реформы в области культуры 3. Церковные 4. Административные реформы 5. Экономические реформы 6. | -«Табель о рангах» - учреждение Академии наук -цифирные школы -упразднение патриаршества -создание регулярной армии - ассамблеи -«Ведомости» -создание флота -новое летоисчисление -рекрутская система - введение гражданской азбуки - сенат -указ о бритье бород и ношении европейской одежды -синод -начало строительства Петербурга -кунсткамера и) коллегии………. | Ответ учащихся: Главная задача Петра 1- победа в Северной войне Учащиеся по группам называют причины, участников Северной войны, рассматривают репродукции, посвященные крупным сражениям, называют их, определяют итоги войны. |
Преобразования Петра 1 изменили облик страны. Но его политика имела и положительные, и отрицательные последствия. Работаем в группах: 1 гр. - называет положительные последствия, 2 гр. - отрицательные последствия. А что вы скажите об отношении к реформам современников Петра1? Перед вами фразы великих людей, поясните, почему о Петре 1 такие разные отзывы? | Учащиеся в группах обсуждают последствия, записывают, озвучивают классу, корректируют свои записи Положительные последствия | Отрицательные последствия реформ | те, которые способствуют экономическому подъему, повышению международного престижа государства: создание боеспособной армии и флота, развитию образования и науки. | те, которые затрудняют экономический подъем, развитие страны, образуют культурный разрыв между народом и верхами общества, устраняют ценности русской культуры. | Взаимопроверка Учащиеся вспоминают неоднозначное отношение, указывают слой населения, отношение и причину (бояре, дворяне, церковнослужители, старообрядцы, крестьяне, работные люди и т.п.) Дети поясняют цитаты: А. С. Пушкин « Стансы» То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне верный был работник. М. В. Ломоносов. « Человек, каков не слыхан был от века» Л. Н. Толстой « Гениальный…., но зверь» А. И. Герцен « Гений…, но палач» Е. Р. Дашкова « Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал» |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель задаёт вопросы классу и проверяет на сколько усвоен материал: 1.Именно после смерти этого человека, Петр стал полноправным правителем России ? 2.Именно этот человек был преданный царю, образования никакого не получил, стал первым губернатором Санкт-Петербурга 3. Почему во время поездки за границу в 1697-1698 гг. Петр был вынужден вернуться в Москву? Из за кого это произошло? 4. Перед вами, на столе разложены предмет. Вам нужно отобрать из них те, которые связаны с эпохой Петра I. | Обучающиеся дают ответы: ( Иван) (А. Меньшиков) ( Софья) На столе: герб, флаг, капуста, картошка, медаль, елка, фрегат, медаль, иллюстрации с видами Москвы, Петербурга, газета, лук, календарь, шахматы, кружка. Дети записывают в тетрадь. Объясняют, почему? ( по одному каждый) Правильный ответ: флаг, елка, фрегат, картошка, медаль, газета, иллюстрация с видом Петербурга. |
Учитель задает вопрос: А теперь Вы выскажите свою оценку деятельности Петра 1. | Отвечают: …С одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело… …Но проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной... ..Россия стала в один ряд с европейскими монархиями... …То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше… |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ответьте на вопросы, указанные на доске: -Уже знал -Это новое -Думал иначе -Повторил -Я поработал на оценку -Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока? -Как вы считаете, всё ли задуманное нам удалось реализовать? | Учащиеся отвечают, ставят оценки |
Золотов В.А. История Петра Великого.: Москва, 2012.- 107 с.
История России XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Захаров В.Н., Пчелов Е.В, под редакцией Ю.А. Пеорова,-М; «Русское слово»,2017,-240с.
Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества.: М., Издательство Санкт-Петер, 2011. -382 с.
Мережковский Д.С., Каменский А.Б. Реформы и реформаторы.:- Москва, ДРОФА, 2007.- 672 с.
Павленко Н. И. История Петра Великого.: Москва, Вече, 2006.- 592 с.
Соловьёв С.М. Петровские чтения.: Санкт-Петербург, 2011.- 130 с.
Устрялов Н.И. История царствования Петра Великого: Санкт-Петербург, 2012.- 493 с.