СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории: «Петр I- на троне вечный был работник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект крока, посвященный важнейшим событиям Российской истории начала 18 века и юбилею рождения Петра Великого

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории: «Петр I- на троне вечный был работник»»

Лобанова Татьяна Васильевна,

МОУ «СОШ №6 г. Коряжма»,

учитель истории и обществознания,



Конспект урока истории: «Петр I- на троне вечный был работник»


Эпиграф, написанный на доске:

«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.

Цели: - Обобщение пройденного материала по главе: «Преобразования Петр I»

-Обобщение и систематизация знаний по проведению в различных сферах общественной жизни и по Северной войне.

-Продолжить формирование умений работы с документами, картой, умений сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории.

Регулятивные: Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).

Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, материалов. Устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

Коммуникативные: Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: портреты Петра I, Ивана, Софьи, презентация. раздаточный материал.

Возраст обучающихся: 8 класс

Вступительное слово учителя:

- Как вы понимаете смысл высказывания, сказанного Иваном Неплюевым, российским послом в Константинополе в эпоху Петра Великого ? О ком идет речь?

- Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается правителя страны.  И как вы уже догадались по эпиграфу к сегодняшнему уроку, мы будем  подводить итоги правления Петра Великого. На протяжении 350 лет историки спорят о том, как оценивать личность Петра I и проведённые им преобразования.

Этап урока

Действия учителя (вопросы, задания)

Действия обучающихся (ответы)

Организационный этап.

Проверяет готовность класса к уроку

Класс делится на 2 группы, на столах учебники, тетради с записями, доп литература, контурные карты

Постановка цели и задач урока.


1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?


2. Каковы наши задачи?


3. На какой главный вопрос мы должны ответить в конце

урока?

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и оценим свои знания по этой теме

Повторить материал о Петровской эпохе: понятия, хронологию, персоналии ,факты.

- Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

- Кем же был император Петр – тиран или все-таки великий реформатор?

Актуализация знаний






Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.

Экономическое и военное отставание России от европейских стран, «бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность, необходимость совершенствования государственного аппарата управления и преодоления отставания в военной сфере, необходимость совершить прорыв к незамерзающим морям

Обобщение и систематизация знаний

Задание 1. Представление.

1.Какими качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справиться с решением таких задач.

2.Назовите основные даты жизни 1 русского императора

Любознательный, трудолюбивый, энергичный,  дальновидный, решительный, волевой, добрый, невысокий, ленивый, плаксивый, жесткий, тихий, скромный, сильный………

Запись в тетради качеств Петра 1




Учащиеся перечисляют основные вехи жизни и указывают даты

Задание 2. «Угадай слово»

Учитель предлагает на слайде презентации ведущие термины связанные с правлением Петра 1

1.Солдат-новобранец (рекрут)  

2. Место для постройки и ремонта судов (верфь)

3. Церковный орган власти, появившийся при Петре 1 (Синод).

4. Титул, который Петр 1 принял после Северной войны («Отец Отечества, Петр Великий, Император Всероссийский»)

5. Первый общественный музей (Кунсткамера)и другие

Задание 3. «Дай определение понятию.  Подтвердите фактами»

Учитель дает список терминов на 2 слайде

Ученики дают значение слов:

меркантилизм,

протекционизм, ассамблея и другие,

поясняют какое значение они имели во времена Петра 1.

Задание 4. «Время» 

Учитель организует индивидуальную парную работ на доске.






Какое слово получилось?  

Дети сопоставляют даты и события:

Дата 1700   1696    27 июня 1709

1721   1708    1703

Событие

а) окончание Северной войны (Ништадский мир)

о) первая морская победа

п) начало Северной войны                            

ь ) начало строительства Петербурга

т) битва у деревни Лесная

д) Полтавская битва

Подать -…. Поясняют слово.

Тем временем: 1 гр. Работает с датами

Учащиеся должны ответить, каким события они соответствуют: 1721 –… 1722 –…    

 1718 – … 1709 – … 1703 – … 1714 –…

2 гр. располагает в хронологической последовательности события Северной войны:

Полтавская баталия

Битва под Нарвой

Победа русского флота у острова Гренгам

Битва у деревни Лесной

Морское сражение у мыса Гангут

Задание 5. Работа с картой.

Каждая группа получает контурную карту и задания


На карте указывают:- границы государства до правления Петра 1 и после его правления;

-Г. С- Петербург;

-места сражений в годы Северной войны;

-места, где были заложены верфи;

-мест, связанные с другими реформами Петра 1 и указывают их название.


Задание 6. «Персоналии»

Учитель называет фамилия деятеля петровской эпохи, а класс отвечает



- Магницкий (автор учебника «Арифметика»)

- Демидов (владелец металлургических заводов на Урале)

- Меншиков (сподвижник Петра, полководец)

- Трезини (архитектор)

- Шереметев (полководец)

- Нартов (изобретатель токарного станка)

- Зотов (дьяк, первый учитель и наставник)

- Брюс (сподвижник, организовал Навигацкую школу)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Мы с вами повторили важный материал по эпохе Петра 1, но давайте вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока: 1. Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

2. Кем же был император Петр – тиран или все-таки великий реформатор?

Что нам надо сделать, что бы ответить на них?

Какие стороны жизни российского общества реформировал первый русский реформатор?

Перечислите мне наиболее важные его реформы? Соотнесите реформу с направлением политики, допишите список реформ


Но список преобразований Петра Великого будет не полный, если мы не вспомним, зачем проводились все эти реформы?

Предлагаю посмотреть репродукции некоторых картин, схемы сражений и вспомнить причины войны, главные сражения, итоги


Учащиеся отвечают, что для решения проблемных вопросов им необходимо проанализировать реформы Петра Великого, их значение и отношение к ним в обществе.

Обучающиеся отвечают, что Петр 1 реформировал все сферы российского общества



Дети делятся на группы и работают с реформами:

Направление политики

Реформы


1. Военные р

2. Реформы в области культуры   

3. Церковные

4. Административные реформы
5. Экономические реформы

6.

-«Табель о рангах»

- учреждение Академии наук

-цифирные школы

-упразднение патриаршества

-создание регулярной армии

- ассамблеи

-«Ведомости»

-создание флота

-новое летоисчисление

-рекрутская система

- введение гражданской азбуки

- сенат

-указ о бритье бород и ношении европейской одежды

-синод

-начало строительства Петербурга
-кунсткамера

и) коллегии……….

Ответ учащихся: Главная задача Петра 1- победа в Северной войне


Учащиеся по группам называют причины, участников Северной войны, рассматривают репродукции, посвященные крупным сражениям, называют их, определяют итоги войны.

Преобразования Петра 1 изменили облик страны. Но его политика имела  и положительные, и отрицательные последствия. Работаем в группах: 1 гр. - называет положительные последствия, 2 гр. - отрицательные последствия.





А что вы скажите об отношении к реформам современников Петра1?

Перед вами фразы великих людей, поясните, почему о Петре 1 такие разные отзывы?










Учащиеся в группах обсуждают последствия, записывают, озвучивают классу, корректируют свои записи

Положительные последствия

Отрицательные последствия реформ

те, которые способствуют экономическому подъему, повышению международного престижа государства: создание боеспособной армии и флота, развитию образования и науки.

те, которые затрудняют экономический подъем, развитие страны, образуют культурный разрыв между народом и верхами общества, устраняют ценности русской культуры.

Взаимопроверка

Учащиеся вспоминают неоднозначное отношение, указывают слой населения, отношение и причину (бояре, дворяне, церковнослужители, старообрядцы, крестьяне, работные люди и т.п.)

Дети поясняют цитаты:

А. С. Пушкин « Стансы»

  То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

 Он всеобъемлющей душой

На троне верный был работник.

 М. В. Ломоносов.

« Человек, каков не слыхан был от века»

Л. Н. Толстой « Гениальный…., но зверь»

А. И. Герцен   « Гений…, но палач»

Е. Р. Дашкова            « Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал»

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Учитель задаёт вопросы классу и проверяет на сколько усвоен материал: 1.Именно после смерти этого человека, Петр стал полноправным правителем России ? 2.Именно этот человек был преданный царю, образования никакого не получил, стал первым губернатором Санкт-Петербурга

3. Почему во время поездки за границу в 1697-1698 гг. Петр был вынужден вернуться в Москву? Из за кого это произошло?

4. Перед вами, на столе разложены предмет. Вам нужно отобрать из них те, которые связаны с эпохой Петра I.

Обучающиеся дают ответы:





( Иван)



(А. Меньшиков)





( Софья)




На столе: герб, флаг, капуста, картошка, медаль, елка, фрегат, медаль, иллюстрации с видами Москвы, Петербурга, газета, лук, календарь, шахматы, кружка.

Дети записывают в тетрадь. Объясняют, почему? ( по одному каждый)

Правильный ответ: флаг, елка, фрегат, картошка, медаль, газета, иллюстрация с видом Петербурга.

Учитель задает вопрос: А теперь Вы  выскажите свою оценку деятельности Петра 1.


Отвечают: …С одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело…

…Но проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной...

..Россия стала в один ряд с европейскими монархиями...

…То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше…

Рефлексия (подведение итогов занятия)


Ответьте на вопросы, указанные на доске:

-Уже знал

-Это новое

-Думал иначе

-Повторил

-Я поработал на оценку

-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

-Как вы считаете, всё ли задуманное  нам удалось реализовать?

Учащиеся отвечают, ставят оценки


Список используемой литературы

  1. Золотов В.А. История Петра Великого.: Москва, 2012.- 107 с.

  2. История России XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Захаров В.Н., Пчелов Е.В, под редакцией Ю.А. Пеорова,-М; «Русское слово»,2017,-240с.

  3. Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества.: М., Издательство Санкт-Петер, 2011. -382 с.

  4. Мережковский Д.С., Каменский А.Б. Реформы и реформаторы.:- Москва, ДРОФА, 2007.- 672 с.

  5. Павленко Н. И. История Петра Великого.: Москва, Вече, 2006.- 592 с.

  6. Соловьёв С.М. Петровские чтения.: Санкт-Петербург, 2011.- 130 с.

  7. Устрялов Н.И. История царствования Петра Великого: Санкт-Петербург, 2012.- 493 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!