СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории по теме "На оккупированной территории СССР"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект содержит адаптированный материал для учащихся 11 классов, изучающих историю на углубленном уровне. Он разработан с учетом системно-деятельностного подхода на основе технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме "На оккупированной территории СССР"»

Абулгасанова Ирина Халилулаевна


План-конспект урока

по истории России в 11 классе

(социально-гуманитарный профиль)

Абулгасанова И.Х

учитель обществоведческих дисциплин, МОУ «Краснояружская СОШ№1»

Тема: «На оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны»

Цель урока: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс изучения партизанского движения и движения подпольщиков на оккупированной территории Советского Союза.

Задачи урока:

  • создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о роли движения сопротивления на оккупированной территории СССР на ход войны, показать его особенности;

  • подвести уч-ся к пониманию причин массового героизма и самоотверженности нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины и его вклад в победу; сформировать представление причинах массовости движения Сопротивления на территории СССР ;

  • Воспитание уважения к героизму наших родных, тех, кто окружает сегодня нас, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

  • Развивать коммуникативную культуру уч-ся, учебно-логические умения.

Тип урока – изучение нового материала

Использованная технология – технология критического мышления.

Ход урока:

1.Организационный этап.

2. Этап «вызов» (Актуализация субъективного опыта учащихся

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Этап «вызов» (Актуализация субъективного опыта учащихся)


1.Учитель просит уч-ся записать тему урока сделать маркировочную таблицу.

2.Учитель просит уч-ся записать в своих тетрадях все, что они знают по этой теме.

3. Учитель просит уч-ся обменяться своими мнениями.

4. Организует обсуждение результатов работы


5.Учитель записывает все, что говорят учащиеся в аналогичную маркировочную таблицу на доске.



Каждый учащийся заполняет первую колонку маркировочной таблицы «Что я знаю»



Уч-ся обмениваются информацией, дополняют записи.

По очереди уч-ся информируют класс о том, что они узнали об изучаемом объекте

(Помнят, что такое сопротивление, знают некоторых героев сопротивления, знают план «Ост»)

Учащиеся записывают новую информацию в свои тетради.

Этап «Осмысление»

Учитель предлагает классифицировать записанные на доске знания, сделать план работы.

На доске оформляется структурно-логическая схема.

Совместно формулируется проблема урока: Определить вклад тыла в победу, понять, почему работа в тылу называлась трудовым фронтом.

Учащиеся записывают примерный план изучения темы

Сопротивление

  • цели

  • участники

  • методы и формы борьбы

  • Герои

  • Крупнейшие операции партизан

Этап «Чтение с пометками»

Учитель организует работу уч-ся по чтению текста с пометками, фиксирует время (10-15 минут)

Оказывает помощь при необходимости учащимся.

Учитель организует проверку выполнения задания.

В ходе обсуждения учитель задает уч-ся вопросы «Как вы думаете, из каких источников мы можем узнать ответы? Обращает внимание на выставку художественной литературы и видеокассет, посвященных героическому подвигу советского народа

В конце обсуждения учитель обращает внимание уч-ся на проблему урока и просит ответить на поставленные вопросы

Учащиеся читают с пометками, делают записи в колонку таблицы «Что я узнал», записывают возникающие вопросы в колонку таблицы «Что я хочу узнать?»


Учащиеся сообщают по очереди полученную новую информацию. Информация обсуждается

Затем уч-ся задают вопросы


Уч-ся отмечают массовый характер героизма бесстрашие, способность к самопожертвованию тяжелый труд, карательные действия немцев в отношении мирного населения.

Этап «Рефлексия»

Учитель предлагает написать синквейн или возможен другой вид рефлексии (Письмо безымянному герою-подпольщику, погибшему в немецком застенке)

Учащиеся в смятении. Примеры беззаветного героизма потрясают.

Этап инструктирования по выполнению домашнего задания

Учитель предлагает уч-ся найти ответы на вопросы, написать эссе о героях-подпольщиках Красной Яруги

Или написать эссе «Движение Сопротивления в СССР и Европе: общее и различия».

В конце урока учитель благодарит учащихся за работу на уроке, дает оценку деятельности каждого учащегося.

Учащиеся выбирают тип задания

Материал к уроку

« На оккупированной территории Советского Союза.

Начиная агрессию, Гитлер провозгласил: «Речь идет о войне на уничтожение, на Востоке сама жестокость - это благо для будущего». В мае 1940 года фашисты начали разрабатывать план покорения народов Восточной Европы - «Ост». Согласно этому чудовищному плану, предусматривалась ликвидация нашей страны как единого целого, поголовное уничтожение или выселение значительной части населения Польши и западных областей СССР. Планировалось онемечить эстонцев и латышей, лишив их языка и культуры. Планировался геноцид не только цыган и евреев, но и славян. По разным данным, в оккупации погибло 12-17 миллионов советских людей. Нацисты уничтожили четверть населения Белоруссии -2,2 мил. Человек. Только за сутки в конце сентября 1941 года в Киеве, в Бабьем Яру, расстреляли 30 тысяч евреев. Всего в Германию из СССР вывезли 6 миллионов человек, занятых на заводах, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания.

Устанавливая на советской земле «новый порядок», фашисты нарушали принятые международные конвенции. Действовала разработанная система грабежа: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы, одежду, обувь, культурные и исторические ценности.

На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти и концлагеря, тысячи тюрем и гетто. Методично уничтожались советские военнопленные. Все, что делали с советскими военнопленными, настолько ужасно, что трудно в это верить. Свыше 3-4 миллионов советских военнопленных погибло в немецком плену. На оккупированных территориях немцы расстреливали заложников и «подозрительных» лиц (связанных с партизанским движением)

Партизанская война на оккупированной немцами территории занимала важное место в военных планах советского командования почти с самого начала войны. Сталин в выступлении по радио 3 июля 1941 г. призвал к широкому развертыванию партизанского движения во вражеском тылу. ]8 июля Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», в котором указывалось на необходимость «создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь и т.п.

В декабре 1941 г., в разгар битвы под Москвой, Зоя Космодемьянская, партизанка, публично повешенная немцами в деревне Петришево, недалеко от Москвы, стала народной героиней и символической фигурой.

В историческом плане партизанское движение в СССР
1941-1944 гг. является одним из самых сложных и наименее
исследованных аспектов советско-германской войны. В значительной мере оно не только не исследовано, но, так же как движение Сопротивления в Югославии, Франции и других странах, и не может быть исследовано по той простой причине, что участники многих партизанских операций погибли и некому рассказать об их делах.

Современные советские историки различают более- или
менее организованное и в основном неорганизованное парти-
занское движение 1941-1942 гг. и (в основном) хорошо орга-
низованное движение в 1943 г.

В первый период войны вза-
имодействие партизан с Советской Армией выражалось в на-
падении партизан па вражеские штабы, на небольшие гарни-
зоны, на автоколонны противника». Это свидетельствует о
том, что действия партизан сводились главным образом к
налетам, во время которых они и захватывали нужное им
имущество.

В ходе битвы за Москву и часто в результате того, что
значительные подразделения забрасывались в тыл противника,
масштабы партизанских действий расширились. Так, в Москов-
ской, Тульской и Калининской областях в тылу врага действо-
вало 10 тыс. партизан, и их нападения на эшелоны и автоколон-
ны немцев имели определенное значение в тот период.

Уже тогда появились партизанские командиры вроде М.
Гурьянова; его бойцы уничтожили около 600 немцев, но сам
он был захвачен и повешен немцами, и ему посмертно было
присвоено звание Героя Советского Союза. Другой партизан-
ский командир Солнцев был публично повешен в Рузе, в
Московской области, 21 декабря 1941 г.

10 тыс. партизан, которые (так или иначе) принимали
участие зимой 1941/42 г. в битве за Москву, уничтожили, как
утверждают, 18 тыс. немцев.

Только 30 мая 1942 г. по инициативе Центрального Комитета партии при Ставке в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. В 1942 году партизанское движение не приобрело еще массового характера, который появился в 1943 году. Это было связано с недостатком оружия.

В 1942 году появились партизанские края- районы, где немцев не было и где партизаны в большинстве случаев восстанавливали советскую власть. Такие края были созданы в северных (лесных районах Украины, на значительной части Белоруссии, в брянских лесах, в Орловской области, в Ленинградской и Смоленской областях.

Они стали базами снабжения для партизанских отрядов. С середины 1942 года в этих районах стали сооружать посадочные площадки для самолетов с Большой земли. Характер широкого движения партизанское движение приобрело только после Сталинградской битвы.

От лесов Карелии до побережья Крыма партизаны и подпольщики наносили врагу удары, 30 мая 1942 г. создается Центральный штаб партизанского движения во главе с первым секретарем ЦК КП (б) Белоруссии П. К. Пономаренко.

В конце августа — начале сентября в Москву были вызваны командиры крупнейших партизанских соединений. На совещании были обобщены успехи и неудачи первого года борьбы. С трудом удалось
изжить стремление ряда военных руководителей штаба заорганизовать партизанское движение, сделать его строго централизованным, по образу и подобию Красной Армии, с уставами, инструкциями, типовыми штатами.

Единообразия здесь и быть не могло. Патриотическая активность советских людей рождала различные формы борьбы:
диверсии на коммуникациях, разгром вражеских штабов, разрушение линий связи, дорог, мостов, «рельсовая война», организация побегов военнопленных и т. д. Подпольные группы и организации патриотов выпускали газеты и листовки, распространяли
сведения о положении на фронтах.

Гитлеровцы так и не смогли получить рассчитанное ими количество сельскохозяйственной продукции для армии и населения
Германии. Для сокрытия положения сотрудникам экономической
службы восточных областей — штаба «Ольденбург» пришлось
прибегать к самым обыкновенным припискам.

Партизанские отряды множились и крепли. Летом
и осенью 1942 г. гитлеровцам пришлось отвлечь с фронта и
использовать для борьбы с патриотами 24 дивизии регулярных
войск.

Что же было главным в самом характере деятельности участников Сопротивления? Глубокое чувство патриотизма? Безусловно. Но необходимо сознавать, что перед каждым человеком, оказавшимся на оккупированной территории, имелся выбор: либо идти на сотрудничество с захватчиками (а изменники, предатели, каратели-полицаи это реальность войны, борьба с ними велась беспощадная), либо попытаться отсидеться, либо же в той или иной форме оказывать сопротивление.

Последний вариант обязательно был связан с огромным риском для жизни не только отдельного человека, но и его родных и близких, а зачастую и еще многих других людей. Трудный был выбор. Но
именно поэтому страна будет всегда ценить тех людей, кто выбрал борьбу.

Во главе многих партизанских соединений стояли подлинные самородки, действовавшие активно изобретательно, умевшие
объединить и повести за собой людей. Одной из наиболее значимых фигур партизанского движения стал С. А. Ковпак. Участник гражданской войны, в 1941 г. он был председателем исполкома горсовета маленького городка Путивля. Оставшись с небольшой группой товарищей на оккупированной территории, Ковпак
сумел вовлечь в свой отряд тысячи людей. Внешне всегда спокойный, уверенный, он проявил себя как хитроумный, талантливый командир, сторонник активной и гибкой партизанской тактики.
Летом 1943 г. соединение Ковпака провело успешный в несколько
сот километров рейд на Западную Украину и в Карпаты с целью
уничтожения нефтяных источников снабжения горючим гитлеровской армии.

Крупное партизанское соединение сумел создать партийный
работник, первый секретарь обкома партии А. Ф. Федоров. Но
реальную основу массового партизанского движения составляли
все же небольшие мобильные отряды с относительно небольшим
радиусом действий, хорошо ориентировавшиеся в районе, имев-
шие тесные связи с местным населением.

С весны 1943 г. действия партизан стали координироваться
с ударами Красной Армии. В период наступления под Курском
разворачивается операция «Рельсовая война», а во второй половине сентября 1943 г. ее продолжение — «Концерт», имевшие целью подрыв коммуникаций противника, и прежде всего вывод из строя железных дорог. Партизаны действовали активно, самоотверженно, организовав сотни диверсий.

Легендарными стали подвиги разведчика, Героя Советского
Союза Н. И. Кузнецова. Владея в совершенстве немецким язы-
ком, он действовал в г. Ровно под именем немецкого обер-лейте-
нанта Пауля Зиберта. Кузнецов сумел добыть ценную информа-
цию, лично уничтожить главного судью Украины, имперского
советника рейхскомиссариата Украины, вице-губернатора Гали-
ции, во главе группы партизан похитил командующего
ными войсками на Украине.

Е. Г. Мазаник по заданию командования уничтожила
генерального комиссара Белоруссии Кубе. Работая служанкой
гитлеровского ставленника, она подложила ему в кровать мину.
Подвигу героини посвящен фильм «Часы остановились в полночь.».

Но сопротивление врагу имело и свои сложности. Немало людей по убеждению или по слабости перешло на службу к врагу. Особенно трудная обстановка сложилась в Прибалтике и других районах страны, где Советская власть существовала недолго. Здесь возникали вооруженные формирования, поддерживавшие оккупантов.

Но основная масса народа осталась верна своей стране.

Основные формы сопротивления:

  • Саботаж

  • Создание крестьянами отрядов самообороны

  • Организация подпольных групп в городах





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!