СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории "Русская культура середины XV—XVII в." 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к теме  "Российское государсво в ХIV-XVII  веках" .Учебник  "Россия и мир" под редакцией О.В.Волобуева. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  русской культуры XV-ХVII века.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Русская культура середины XV—XVII в." 10 класс»

Урок 24. Русская культура середины XV—XVII в.

Урок истории для 10 класса

Учитель: Феоктистова Елена Константиновна

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  русской культуры XV-ХVII века.

 

Ожидаемые результаты

- Личностные:

 развить у учащихся интерес к русской истории, культуре; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность.

- Метапредметные:

сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами;

-Предметные:   выявить характерные черты русской культуры ХV-XVII века



Фомы урока: проблемно – диалоговая.

Технологии: исследовательская деятельность, ИК технология .

Основные виды учебной деятельности:

• раскрывать причины подъема культуры России в XV—XVII в.;

• характеризовать основные направления развития русской культуры и ее отдельных выдающихся представителей;

• отмечать многонациональный характер формирования русской культуры изучаемого периода;

• выделять особенность русской культуры в XV -XVII в.  — проникновение в нее светских элементов.

План изучения нового материала

1. Основные тенденции в развитии культуры.

2. Книжное дело и литература.

3. Архитектура: новые стили.

4. Живопись: от иконы к парсуне.

Средства обучения: учебник, § 23; видеофрагменты, иллюстративный материал.

Рекомендации по проведению урока

Данный урок позволит учащимся на основе обобщения материала темы определить особенности развития русской культуры в XV—XVII вв.

Главный вопрос урока

Как проявлялась проблема традиции и новации в русской культуре XV—XVII вв.?

Для решения поставленной проблемы целесообразно организовать практическую работу учащихся с текстом § 23, применив элементы творческой работы школьников по подбору наглядного и дополнительного информационного материала

Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на четыре группы. Перед каждой группой в процессе подготовки к уроку ставится определенная задача, в соответствии с которой отбираются материал для сообщений, дополнительная литература, документы, иллюстративное сопровождение.

Основная задача подготовительного этапа урока — организация групповой и индивидуальной де- ятельности учащихся. Старшеклассники самостоятельно подбирают материалы по вопросу, готовят сообщения о наиболее ярких представителях русской культуры изучаемой эпохи.

Задача учителя — помочь группам сориентироваться в многообразии литературы по теме и правильно отобрать материал.

В начале урока ученикам следует предложить вспомнить сущность понятия культура. Обучающиеся должны определить, как соотносятся между собой материальная и духовная культура, в чем состоит их взаимосвязь, а также выявить факторы, оказавшие воздействие на подъем русской культуры в этот период ее истории, обусловливавшие своеобразие культурного развития (культура, материальные и духовные ценности, созданные человечеством в процессе трудовой деятельности).

На развитие культуры Московского государства в XVII в. повлияло Смутное время и как следствие ориентация на Запад. Это отразилось в «обмирщении» русской культуры того времени. Раскрывая каждый из вопросов темы, необходимо постоянно обращать внимание деся- тиклассников на взаимосвязь важнейших задач, которые стояли перед обществом и государством в ту или иную эпоху.

Первая группа учащихся разрабатывает и готовит к уроку материал о развитии книжного дела и древнерусской литературы.

Основная задача подготовительной работы группы — дополнить материал параграфа по своему вопросу. На уроке представители группы работают с текстом п. 2.

Вопросы 1. Какие факторы влияли на развитие грамотности в русском обществе?

Как прослеживается взаимосвязь между историческими событиями и развитием древнерусской литературы?

2. Какие факты свидетельствуют о проявлении «обмирщения» русской литературы XVII в.?

Вторая группа обучающихся готовит материал по вопросу «Соединение традиций древнерусской культуры и итальянского Возрождения в архитектуре XV—XVI вв. Московское барокко». Основная задача — демонстрация изобразительного ряда достижений русской архитектуры на основе содержания текста п. 3 и дополнительной информации.

Предполагается также составление карты памятников русской архитектуры XV—XVII вв. и ее пре- зентация.

Третья группа старшеклассников разрабатывает вопрос о развитии традиций иконописи в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, новых тенденциях художественного творчества XVII в. На уроке можно использовать красочный буклет произведений русского изобразительного искусства XIV—XVII вв., подготовленный учащимися.

Четвертая группа учащихся исследует вопрос о еретических движениях в России, который отсутствует в материале учебника (ересь стригольников-жидовствующих, вольнодумцы: Матвей Башкин и Феодосии Косой). Освещение этой проблемы необходимо, поскольку позволяет охарактеризовать общественное движение, его роль в развитии русской культуры, понять то, каким образом проникли в нее рационалистические идеи. Подготовленный учащимися материал может быть оформлен в виде жалобы-прошения митрополита царю

. Пятая группа учащихся анализирует тексты. Вопрос и задание

Прочитайте фрагменты текстов. На иностранцев, побывавших в России в XVI—XVII вв., большое впечатление производил быт московитов. Какие особенности жизни русских людей современникам показались необычными и почему?

1) Пьют они пиво, приготовленное из размоченных зерен, и мед, это смесь меда и воды; а из них затем приготовляют водку или горилку, как они ее называют, подогревают на огне и по своему обыкновению пьют всегда на пирах, чтобы уничтожить вздутие живота, которое вызывают местная пища и напитки. Пьянство среди простого народа карается самым суровым образом; законом запрещено продавать водку публично в харчевнях... (Из сочинения Дж. Паоло Компани «Московское по- сольство»)

2. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и вели- кий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится о их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» (Из сочинения Дж. Паоло Компани «Московское посольство») 3) В праздничные дни московиты не освобождаются от занятий и телесного труда, они считают, что в эти дни запрещается не труд, а греховные поступки... Прекращение работы подобает богатым и духовным лицам, бедные же, так как они живут одним днем, не могут прекратить работу. (Из сочинения Дж. Па- оло Компани «Московское посольство»)

4) Они строят свои храмы и церкви преимущественно в вышину, как я раньше уже указывал, и почти на турецкий лад: с пятью или тремя круглыми башнями (главами), с тройными крестами на них, намекая сим на Пресвятую Троицу... Колокола у них в большом употреблении, но они звонят в них совсем иначе, нежели это делается у нас, а именно: ударяя языком колокола то в один бок его, то в другой... (Из сочинения Г. Фон- дер-Ябель «Краткое, но правдивое описание путешествия в Персию...»)

5) У них (в России) нет ни одной школы, ни университета. Только священники учат молодежь читать и писать, что привлекает немногих. Бóльшая часть их букв греческая, и почти все их книги написаны от руки, за исключением нескольких печатных книг. (Из сочинения Ж. Маржерета «Состояние Российской империи и великого княжества Московии»)

6) Одежда их сходна с греческой. Бояре одеваются таким об разом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опа- ле у царя. Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо, как можно уродливее и безобразнее. Сверх тафьи носят большую шапку из меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой или длинной тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими (детьми), или дворянами. Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же. (Из сочинения Дж. Флетчера «О государстве Русском»)

Шестая группа учащихся — эксперты. Их задача — проанализировать и обобщить работу групп на уроке, а также сделать основные выводы по теме. В процессе подготовки к уроку они знакомятся с материалами, которые учащиеся из других групп подбирают по теме, советуют, подбирают дополнительный материал, который, по их мнению, необходим на уроке для полноты раскрытия вопросов, изучают различные точки зрения на проблемы духовного развития страны с позиций современника эпохи и человека нашего времени. После выступлений школьников от каждой группы слово предоставляется экспертам, которые делают выводы о развитии русской культуры конкретного направления, вносят необходимые дополнения, дают оценку представленной работе. При необходимости эксперты предлагают классу обсудить проблемы, которые не были затронуты представителями творческих групп либо не нашли достаточного освещения в выступлениях (часто при этом необходима помощь учителя).

На завершающем этапе урока эксперты вместе с учителем подводят итоги, делают общий вывод и отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Домашнее задание: § 23, выполнить задания 1—2 к параграфу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!