Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе."Родовые общины охотников и собирателей".»
Родовые общины охотников и собирателей
Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
Ход урока
Организационный момент.Мотивация
Актуализация опорных знаний учащихся по теме«Древнейшие люди»
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»
Для этого вспомни:Когда появились на Земле первобытные люди?Где жили древние люди?
Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.Чем отличались древние люди от животных?Какие занятия были у первобытных людей?
Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.
Изучение новой темы
План
Жизнь в суровых климатических условиях.
Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
Родовая община.
На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18
Михайловского.
Рассказ учителя.
Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.
Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
Закрепление изученного материала
- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
Рефлексия.Подведение итогов урока
Д.з.п2