СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 9 классе на тему "Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 9 классе на тему "Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен"»

Конспект урока истории в 9 классе дата проведения _________

Учитель: Васильева Т.Н.

Тема урока:Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

Африка: континент в эпоху перемен

Цель:узнать как произошла колонизация Индии европейскими державами;

какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами.

Планируемые результаты изучения материала

1.Учащиеся узнают, что слабоорганизованные традиционные общества не обладали той силой, которую можно было бы противопоставить европейским колонизаторам; различия в уровне развития государственности, хозяйственной жизни, материальной культуры привели к тяжелым последствиям.

2.Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи; делать сравнительный анализ; выделять общее и особенное; решать познавательные задачи; развивать творческие способности; видеть изучаемую эпоху глазами современников; сотрудничать с одноклассниками

Возможная личностно значимая проблема:вмешательство «чужого» (иностранного) в жизнь общества рождает чувство вражды, неприятия чужих ценностей, укрепляется внутренняя сплоченность общества для борьбы против «чужого»

Тип урока:комбинированный

Оборудование: учебник, тесты, задания для групп, презентация

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

2.1. Тест по теме «Япония» (19 в) -5 мин (Взаимопроверка)

3.Работа над новым материалом

3.1. Постановка целей и задач урока.

3.2.Какие черты хозяйственной жизни были характерны для Индии в 16-17 вв?

-Почему произошла колонизация Индии?

(Колонизация Индии была облегчена раздробленностью страны, национальной , религиозной и кастовой разобщенностью страны)

Традиционное общество (Индия) Встреча Индустриальное общество (Англия)

- Как эта встреча отразилась на развитии страны?

3.3. Работа с текстом учебника: с.259-261

1.Власть с 1858 г. в руках английского правительства и королевы;

2.Эксплуатация индийского общества:

  • взимание налогов;

  • введение монополии на соль;

  • сбыт в Индии английских товаров;

  • вывоз в Англию сырья для фабрик, пшеницы

3.4.Работа с текстом учебника с.260-263

-Каковы последствия вторжения Запада и колонизации страны


Последствия

Упадок национального ткацкого производства

Начало модернизации, развитие капиталистических отношений:

Разорение ткачей

1.Строительство шахт

Обнищание индийской деревни

2.Строительство железных дорог

Превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток

3.Развитие внутренней и внешней торговли

Преимущественное разведение монокультур (чай, кофе, хлопок)

4.Развитие средств связи


5.Появление фабричного производства

Вывод:в 19 веке в период колониального господства Англии происходит насильственное разрушение традиционного общества


3.5. Слово учителя об общей характеристике Африканского континента.

«К началу XIX в. населяющие Тропическую Африку народы находились на уровне традиционного первобытного или полупервобытного общества. Между ними существовали и их разделяли языковые, этнические, культурные барьеры. Никакого движения вперед здесь не происходило. Некоторые разросшиеся сельские общины, превращавшиеся в города-государства, находились в полупервобытном состоянии и были непрочными политическими образованиями. В чем же причина этого? Востоковед Л. С. Васильев выделяет две главные причины:

во-первых, климатические и природные условия этого региона были крайне неблагоприятны для жизни человека и его производственной деятельности. Скудные почвы, с трудом отвоеванные у тропической растительности, были неплодородны. Это расхолаживало земледельцев, которые считали бессмысленным прилагать большие усилия там, где будет небольшой результат. Низкая производительность труда приводила к тому, что в этих обществах не появлялись излишки продуктов, а это, в свою очередь, не создавало условий для создания развитого общества, состоящего из различных слоев населения. Без создания таких обществ, как мы знаем, не могут возникнуть устойчивые государства. Возникавшие государственные объединения, основанные на общинных и кастовых нормах, на строгом соблюдении кровнородственных связей, племенной общности и пр., существовали за счет средств, полученных от контроля за транзитной торговлей над караванными путями, за счет использования природных ресурсов (золота, алмазов и пр.).

во-вторых, низкий уровень культуры населения определял непрочность государственных образований и вытекающую из этого зависимость от внешних сил. Естественно, что наличие слабых государственных образований или их отсутствие не способствовало защите от колониальных захватов.

Северная и Северо-Восточная Африка представляла собой особый мир высокой культуры, развившейся на базе ислама, отличный от негритянского (следует учитывать благоприятные плодородные и климатические факторы побережья Средиземного моря), хотя и связанный с ним общей судьбой. Но и арабская Африка была колонизована одновременно с остальной частью континента. Одна из причин - политическая слабость враждующих между собой арабских государств, находившихся на уровне традиционного общества и лишенных защиты со стороны ослабевшей Османской империи. Иностранный капитал содействовал экономическому развитию стран Северной Африки, менялось и общество — формировалась местная администрация, создавалась система образования, но все изменения затрагивали лишь небольшой слой городского населения».

Работа с картой на развороте учебника (Приложение1)-с.257


3.6.Работа в группах (материал учебника с.269- 274) -10 мин

1-я группа. Культы и религии Африки.

Задание: ознакомьтесь с верованиями народов Африки. Подумайте, существовала ли связь между верованиями народов Африки, их занятиями и государственным устройством.

2-я группа. Раздел Африки. Задание: подумайте, какими были социальные, экономические и политические последствия колониального раздела Африки.

3-я группа. Цветок из европейских садов на африканской почве. Эфиопия - страна, оставшаяся самостоятельной. Задание: выскажите ваше мнение, почему Либерия и Эфиопия смогли сохранить свою политическую независимость.

4-я группа. Европейская колонизация. Задания на карточке: дайте оценку факту вхождения Африки в мировой рынок. Согласны ли вы с тем, что это явление имело положительное значение для развития африканских народов?


4.Подведение итога урока.

1.Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества?

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание: пар.29,30.* подготовить по изученным темам (пар.27-30) тесты или утверждения


Дополнительные источники.

Фредерик Лугард, английский верховный комиссар в Нигерии, долго жил в Тропической Африке и написал книгу «Двойной мандат в Британской Тропической Африке» (1914). Некоторые извлечения из нее позволят увидеть Африку и африканцев глазами колониального чиновника, понять отношение колонизаторов к африканцам.

«Африканский негр не жесток от природы, хотя его нечувствительность к боли, его безразличие к жизни — своей либо чужой — делает его равнодушным к страданию. Он легко жертвует жизнью под влиянием укоренившегося предрассудка (верования), или в пылу сражения, или ради отправления ритуала. Африканец внутренне не собран, не в состоянии быть организатором производства или торговли. Он уважает силу, но не имеет ответственности. Самой сильной чертой его натуры является склонность к красноречию и риторике. Он не отличается трудолюбием и не в состоянии работать долго с равной интенсивностью. Он сражается с львиной храбростью, которую, однако, скорее можно считать проявлением инстинкта, нежели результатом осознанного долга.

Африканец склонен к подражательству в одежде и поведении: с гордостью может щеголять в мусульманском тюрбане и длиннополом одеянии или же в европейском цилиндре и брюках. Однако это чисто поверхностное подражательство. Глубоких изменений в его быту и условиях существования не происходит. Он — способный ученик, может быть верным, преданным другом.

Вкратце: достоинства и недостатки этой расы те же, что присущи в массе детям, которые с доверием и без зависти относятся к людям старшего возраста, преклоняясь перед их мудростью и опытом».

«...Система образования должна быть нацелена на воспитание поколения, способного к достижению собственных идеалов без рабского подражания европейцам, желающего и могущего сформировать общественные отношения по собственному разумению и самому построить свое будущее. Тем, кто желает продолжать традиции своих предков, образование должно помочь расширить кругозор, повысить их конкурентоспособность, улучшить комфортность их существования, позволить им понять намерения администрации, притом, однако, что оно не должно повлечь разлад в их внутреннем мире, недовольство своей жизнью. Образование должно способствовать формированию нового поколения туземных вождей, обладающих такими качествами, как неподкупность, справедливость, ответственность за благосостояние своей общины».

Лугард отдавал себе отчет в том, что власть колонизаторов недолговечна. Он писал: «Под действием Запада пробуждается самосознание цветных рас. В Африке происходит разрушение власти традиционных правителей племен. Характер отношений африканских народов с миром белых людей будет зависеть от того, какие формы приобретут их надежды на перемены».

«...Карательные и принудительные экспедиции в этой стране пока, к сожалению, являются необходимостью и имеют целью защитить слабого от насилия, пресечь беззаконие и дикие проявления варварства... Когда же, однако, использование вооруженной силы оказывается неизбежным, я предпочитаю лишать людей жизни, нежели пищи, поскольку в первом случае наказание несут непосредственные виновники беспорядков, в то время как во втором страдают наименее виновные: голод прежде всего поражает слабых — детей, женщин, престарелых. Опыт свидетельствует, что единственный способ избежать повторных карательных санкций — это подвергнуть участников неповиновения суровому наказанию. Нецивилизованный человек, к сожалению, признает только силу и оценивает ее своими собственными потерями. Возмездие поэтому должно быть настолько запоминающимся, чтобы окончательно отвратить людей от попыток повторить преступление».







Приложение 1.

Обратимся к карте на развороте учебника страницы 257

Северо-Восточная и Северо-Западная Африка – арабы;

Восточная и Южная Африка – банту, зулусы, кафры;

Западная Африка – готтентоты и бушмены;

Юго-Западная Африка – бушмены ( в кам. веке);

О-в Мадагаскар – мальгаши (потомки индонезийских переселенцев)

Р. Конго – пигмеи (первобытный строй).


СЛОВАРЬ


Тотемизм – мифы, обряды и обычаи связанные с верой в родство в родстов душ между животными и людьми, растениями.

Анимизм – вера в существование душ и духов в наличие фантастических сверхъестественных существ, управляющих предметами и явлениями.

Ислам – Северная Африка.

Православие – Эфиопия.

Католичество – Марокко и Алжир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!