Конспект урока истории в 9 классе 31.01.2024
ТЕМА. ПОЛИТИКА МЕТРОПОЛИЙ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ВЛАДЕНИЯХ
Цель:сформировать на уровне понятий, представлений и причинно-следственных связей картину угнетения народов Латинской Америки
Планируемые результаты
- Развитие общеучебных умений и навыков; работа с картой; развитие монологической речи;
-умение высказать личностное отношение к изучаемому явлению;
-устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
-умение работать в группе
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: учебник, карты, схема, рабочий лист
1.Оргмомент.
2.Мотивационно-целевой этап
2.1.Ассоциации к слову: Колония, метрополия; (Правильное написание слов у доски)
2.2. Сколько Америк вы знаете? Перечислите? Что вы уже знаете об Америке?
-Какую будем изучать?
-Наши цели и задачи на уроке.
Проблемные вопросы:
Как управлялись латиноамериканские колонии?
Что было характерно для их экономического развития
3.Работа над новым материалом
3.1.Схема «Управление Латинской Америкой» (по рассказу учителя составляется схема, записываются новые понятия))
В Испании существовала абсолютная монархия.
??? Что такое абсолютная монархия? (ответ…)
Вот и в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.
Схема “Управление Латинской Америкой”
3.2. Работа над понятиями. (учебник с.156)
Метрополия — государство, имеющее колонии или иные зависимые, обычно заморские, территории.
Креолы — этнические общности смешанного происхождения, образовавшиеся в странах Южной Америки, Африки и Азии в колониальный период.
Латифундия — крупное земельное владение, на котором велось сельское хозяйство на основе эксплуатации труда наёмных рабочих или рабов.
Каудильо - вождь.
3.3.На основе рассказа учителя и учебника с.156 построим лестницу
«Латиноамериканское общество»
Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.
Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.
Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.
Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях это были рабы-негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18-20 часов. Для того чтобы они не убежали их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.
Латиноамериканское общество
Дворяне и богатые купцы (уроженцы метрополий)
Креолы
Метисы, мулаты, самбо, индейцы
(не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров)
3.3. “Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке” (информация учителя)
Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности | Ограничения в области торговли |
Строительство мануфактур | Продажа спиртных напитков |
Возделывать виноград и оливы | Продажа табачных изделий |
Разводить шелковичных червей | Продажа соли, бумаги, пороха |
Налоги в пользу короля | Торговля между колониями |
Налоги в пользу церкви | Торговля только с Испанией |
Сделайте вывод______
3.4.работа с учебником пар.17.стр.156-158
Учитель: Восстание на о.Гаити
Запись в тетрадь:
1804 г.- первое независимое государство в Латинской Америке- Гаити (лидер Туссен Лувертюр)
Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр.
Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом “Свобода для всех!”. Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.
В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра Гаити остался независимым.
3.5.Работа в группах (краткий ответ) Карта –вкладыш (Латинская Америка в начале 19 в и в конце 19 в)
1. группа –Борьба за независимость Венесуэлы
2 группа-борьба за независимость Мексики
Представление выполненной работы
3.6.Практическая работа Выписать события к датам (С. 156-161) Даты на доске
1810-1826 гг.-
1810 г.-
1821 г.- (выписать 2 события)
1822 г.-
4.Итог урока. Ответы на вопросы, поставленные вначале урока:
Как управлялись латиноамериканские колонии?
Что было характерно для их экономического развития?
5.Рефлексия: Лестница успеха (верхняя ступень – усвоил материал, многое узнал;
средняя ступень – усвоил материал с трудом;
нижняя- не усвоил материал
6.Домашнее задание: Читать параграф 17 (с.155 -163), просмотреть видео по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2548/main/
7. Самооценивание своей деятельности на уроке.
Оценивание учителем.
Благодарю за урок!!!
РАБОЧИЙ ЛИСТ
1.Схема “Управление Латинской Америкой”
2. Работа над понятиями. (учебник с.156)
Метрополия —.
Креолы —
Латифундия -
Каудильо --.
3. На основе рассказа учителя и учебника с.156 построим лестницу
«Латиноамериканское общество»
4.Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке” (информация учителя)
Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности | Ограничения в области торговли |
Строительство мануфактур | Продажа спиртных напитков |
Возделывать виноград и оливы | Продажа табачных изделий |
Разводить шелковичных червей | Продажа соли, бумаги, пороха |
Налоги в пользу короля | Торговля между колониями |
Налоги в пользу церкви | Торговля только с Испанией |
5.Работа в группах (краткий ответ) Карта –вкладыш (Латинская Америка в начале 19 в и в конце 19 в)
1. группа –Борьба за независимость Венесуэлы
2 группа-борьба за независимость Мексики
Представление выполненной работы
6.Практическая работа
Выписать события к датам (С. 156-161) Даты на доске
1810-1826 гг.-
1810 г.-
1821 г.- (выписать 2 события)
1822 г.-