СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изготовление посуды как искусство" 6 класс СКОУ VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В этом конспекте есть интересная информация не только для урока истории, но и для уроков ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изготовление посуды как искусство" 6 класс СКОУ VIII вида»


Тема: Изготовление посуды как искусство.( 6 класс)

Цель ; расширить представление о разнообразии видов посуды.

Задачи: 1.Обучающая: познакомить с разными промыслами и видами посуды.

2.Коррекционная: развивать память, словарный запас, фантазию, мелкую моторику рук.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к изучению истории человечества.

Ход урока:

 1/ Организационный момент. 

2/ Повторение д/з:.- когда и где появился шёлк?( 4тыс. лет наз. В Китае),

- где родина хлопка? (Южная Азия)

- какие новые занятия/профессии появились с появлением одежды? (плетение, прядение и ткачество)

3/ Новая тема: - Вначале нашего урока разгадаем загадки.

  1. Посуда, в которую наливают чай.

  2. Он пыхтит, как паровоз Важно кверху держит нос.
    Прошумит, закипятится – Пригласит чайку напиться.

  3. Купили новенькое, Такое кругленькое, А все в дырках.

  4. На голове пуговка, Одна рука, да и та на спине.


- Как все эти предметы можно назвать одним словом? (посуда)

-Когда слова «посуда» еще не было. То, из чего пили - называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.

- А из каких материалов делают посуду?  ( дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)    

- Бывает металлическая посуда: алюминиевая,  чугунная, серебряная и даже золотая.  Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.

-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?

- Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.



-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?   (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?(сервиз)

-  Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. 

- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).

- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Мастера (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).



- Представьте, что мы оказались в древней Руси.

- Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

 - Сейчас мы послушаем об уникальном в мировом народном декоративном искусстве –

о Хохломе.

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки слава по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды ) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

-  Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную. (плакат)

История керамической посуды.

 - Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами.

Гончарное дело.  -Давайте послушаем о глиняной посуде.

- Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины.

- Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке.

Физминутка - Давайте немного отдохнём и потом будем работать дальше. 
Чудо – птицы прилетели (взмах руками вверх), Прилетели к нам из Гжели (опустить руки). На ветвях они присели (присесть), Вдруг вспорхнули, улетели (встать).



История ложки.

- Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

- А вы знаете как называли мастеров, которые изготавливали ложки?(ложкари столяры)

- Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

- Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. Знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками.

-Сейчас мы послушаем историю ложки.(держа большую деревянную ложку)

-Я – такая незаметная, привычная… Но и у меня есть своя история! Послушайте. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

 - Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас подумайте и назовите последствия, которые нас ждут.

Ученики:  Последствия исчезновения ложки:

  • употребление супов и каш стало бы проблематично;

  • помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;

  • сложности с меркой соли, сахара, уксуса , лекарств и т.д.;

  • риск инфекционных заболеваний (есть руками);

  • невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.

  • большие проблемы на природе, в походе.


4/ Рефлексия : с какой темой вы сегодня познакомились, что узнали нового, что особенно понравилось?

5/ Д/З: запомнить новые профессии по изготовлению посуды и её украшению.

6/ Итог урока, оценивание работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!