СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изменение величин" в 6 классе и Самоанализ урока

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Изменение величин" в 6 классе и Самоанализ урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменение величин" в 6 классе и Самоанализ урока»

МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» 2019-2020 учебный год


Урок в 6 классе по теме «Изменения величин»

Учитель Ткаченко О.В.

Форма проведения: Исследовательская работа

Тип урока: Изучение и первичное закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цели:

Образовательные: сформировать у учащихся понятие изменения величины в аспекте положительных и отрицательных чисел; научить применять положительные и отрицательные числа для выражения изменения величин.

Развивающие: внимание и логическое мышление учащихся; развивать грамотную математическую речь; развивать практические навыки у учащихся и умение делать вывод в своей работе; формировать умение контролировать внимание на всех этапах урока и самостоятельно мыслить.

Воспитательные: воспитать интерес к предмету, связь математики с физикой, географией, природоведением.

Оборудование: термометр, пружина, физические стаканы для проведения опытов, весы, гири, координатная прямая (демонстрационная), мензурка с делениями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно - ориентировочный

(1-2 мин)

-Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Чтобы работа шла успешнее, соберитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи.

-Потрите ладошки, предвкушая интересную работу.

- Я знаю, что вы молодцы, Всё знаете и все умеете, И у нас всё получится.

- У вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их. В рабочем листе обозначены этапы урока и есть место для выставления балов. Познакомьтесь с критериями оценивания.

-Как вы думаете, кто будет вас оценивать?

Настраиваются на продуктивную работу






Подписывают рабочие листы, знакомятся с критериями оценивания.


Сами


Актуализация знаний (2-3 мин)

-Прежде чем приступить к работе, вспомним, что вы изучали на прошлых уроках.

-Давайте проведем математический диктант.

Продолжите предложение:

  1. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют …(целыми)

  2. Модули противоположных чисел …(равны)

  3. Числа со знаком «+» называют … (положительными)

  4. Числа со знаком «-» называют … (отрицательными)

  5. Число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным числом … (нуль)

  6. Любое отрицательное число… (меньше нуля)

  7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …(координатой точки)

  8. То из двух отрицательных чисел будет больше…(модуль, которого меньше)

Закончили работу. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Верные ответы вы можете сверить с ответами на слайде.

Заполните оценочный лист.

Повторяют изученный ранее материал, отвечают на вопросы учителя.



Учащиеся записывают ответы в тетради.
















Выполняют взаимопроверку, выставляют отметки в оценочные листы.

Формирование новых знаний

(3 мин)

Звучит фрагмент песни «Непогода» из х/ф «Мери Поппинс, до свиданья».

Изменения в природе действительно происходят год от года. За зимой приходит весна, затем лето, потом наступает осень и снова наступает зима (показ слайдов).

- Как вы думаете, что является основной особенностью перемены времени года?

- Посмотрите на слайд, что вы здесь видите?

-Давайте назовем температуру, которую показывает каждый термометр.


А вот за этой фотографией я спрятала величины. Назовите эти величины, а также единицы их измерения.

Что происходит с этими величинами в жизни?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? Правильно, тема урока: Изменение величин

Давайте попробуем назвать цель урока и связать ее с темой «Положительные и отрицательные числа».








Основной особенностью перемены времени года является изменение климата и температуры.


Читают показания термометра





Называют.

-Изменяются.

Пробуют сформулировать тему урока.

Пробуют сформулировать цель урока


Практическая работа (4 + 4 мин)

Для достижения этой цели мы отправимся с вами в лабораторию знаний.

- Вы видите у себя на столах различные приборы. И я вам предлагаю выполнить вот эти задания с помощью этих приборов. Внимание! При работе с приборами будьте аккуратны и осторожны. Решите, кто из вас будет защищать сделанную работу.


Слово предоставляется первой группе.


- Оцените свою работу в оценочных листах




Каждая группа выполняет опыт, предложенный в раздаточном материале.




Представитель от каждой группы формулирует полученный вывод.


Давайте сделаем общий вывод:

- Итак, температура воздуха повысилась, столбик термометра…….

- Температура воздуха понизилась, столбик термометра ….

- Пружину растянули, ее длина ….

- Пружину сжали, ее длина ….

- А причем здесь положительные и отрицательные числа?

Увеличение любой величины выражается положительным числом, а уменьшение – отрицательным


-Поднимается


-Опускается

-Увеличилась

-Уменьшилась

Увеличение величины выражается положительным числом, а уменьшение – отрицательным

Формулируют вывод.

Первичное закрепление (2 мин)


Давайте попробуем применить это правило, используя координатную прямую. Итак, мы имеем точку А(-2), переместим ее в точку с координатой 2. В какую сторону мы перемещались?

На сколько единичных отрезков? Значит перемещение вправо это изменение координаты на + 4.

Снова находимся в точке с координатой -2. Переместимся в точку с координатой – 5. В какую сторону вы двигались. На сколько единичных отрезков? Значит, перемещение влево это изменение координаты на -3 .

А теперь поработаем с учебником №1001 , стр.168

№ 1004 - Прочитайте самостоятельно задание. И будем работать устно по цепочке.





Вправо

4




Влево

3






Отвечают на вопросы заданий


Физкультминутка (1 мин)


Мы хорошо поработали! Отдохнем! Встаньте! Изобразим с вами сжатую пружинку. Растягиваем пружинку. И отпустили. Сжали пружинку. 2 раза

Теперь представьте температура в термометре летом, что делает? Повышается.

А зимой уменьшается. И еще раз.

Молодцы! Садимся. Продолжаем работу.

Дети повторяют движения

Самостоятельная работа (3 мин)

А теперь у нас самостоятельная работа. Берем розовые листочки. И начинаем работу.


Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте ответы помощью слайда.

Поставьте в оценочные листы баллы.

Выполняют самостоятельную работу



Взаимопроверка

Рефлексия (2 мин)

-Вернемся к цели урока. У нас с вами все получилось?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить наш сегодняшний урок и вашу оценку выразить в виде смайлика.

Мне очень понравилось с вами работать. Всем спасибо за урок.


Отвечают


Выполняют самооценку


















Приложения к уроку

Приложение 1

Лаборатория по изучению изменения величин


Группа 1. Ф.И.______________________________________________________________________


Опыт с пружиной

Оборудование: пружина, линейка.

  1. Измерьте пружину линейкой, запишите данные в таблицу.

  2. Растяните пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу.

  3. Сожмите пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу.


Первоначальная длина пружины, мм

Длина пружины после растяжения, мм

Длина пружины после сжатия, мм





  1. Сделайте вывод. (Что произошло с длиной пружины при растяжении?)

____________________________________________________________________________________


  1. Что произошло с длиной пружины при сжатии? _____________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лаборатория по изучению изменения величин


Группа 2. Ф.И.______________________________________________________________________


Опыт с водой

Оборудование: мензурка, стакан с водой.


  1. Налейте в мензурку воды из стакана.

  2. Запишите в первый столбик таблицы первоначальный объем воды.

  3. Опыт № 1. Отлейте немного воды.

  4. Запишите полученный объем воды.

  5. Изменился ли объем воды в мензурке? Запишите данные в таблицу.

  6. Опыт № 2. Долейте немного воды.

  7. Запишите полученный объем воды.

  8. Изменился ли объем воды в мензурке? Запишите данные в таблицу.


№ опыта

Первоначальный объем воды в мензурке, мл

Объем воды после проведения опыта, мл

Изменился ли объем и на сколько мл. Укажите стрелками изменение объема (если повысился ↑, если уменьшился ↓)

1




2




Сделайте вывод. (Что произошло с объемом воды при проведении опытов?)

При добавлении воды объем ____________________, при отлитии объем______________________


_____________________________________________________________________________________


Лаборатория по изучению изменения величин


Группа 3. Ф.И.______________________________________________________________________


Опыт Динамометр

Оборудование: динамометр, 5 гирь.

  1. Опыт № 1. Повесьте 3 гири на крючок динамометра и измерьте их вес (в граммах);

  2. Запишите показания в таблицу во вторую строчку;

  3. Опыт № 2. Повесьте еще 2 гири и снова измерьте вес.

  4. Запишите показания в таблицу.

  5. Изменились ли показания динамометра и на сколько?

  6. Сделайте вывод. (Что произошло с массой при проведении опытов?)


Опыт №

Первоначальные показания, г

Показания после проведения опыта, г

Изменился ли вес и на сколько единиц. Укажите стрелками изменение веса (если увеличился ↑, если уменьшился ↓)

1




2





Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________





Лаборатория по изучению изменения величин


Группа 4. Ф.И.______________________________________________________________________


Опыт. Координатная прямая

Оборудование: координатная прямая.

  • Отметьте на координатной прямой точку с координатой 3.

  • Переместите точку вправо на 4 единицы.

  • Запишите новые координаты точки _______________________

  • Сравните начальную координату точки и конечную. ________________________

  • Каким числом (положительным или отрицательным) обозначается перемещение точки вправо? __________________________________________

  • Вернитесь к точке с координатой 3.

  • Переместите точку влево на 4 единицы.

  • Запишите новые координаты точки ______________________________

  • Сравните начальную координату точки и полученную. ____________________________

  • Каким числом (положительным или отрицательным) обозначается перемещение точки влево? _______________________________________________________





Вывод: Перемещение точки вправо обозначают _________________________ числами, а перемещение точки влево __________________________ числами.


___________________________________________________________________________________

Лаборатория по изучению изменения величин

Группа 5. Ф.И.______________________________________________________________________


Опыт №1. Опыт с термометром

Оборудование: термометр, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.

  1. Возьмите в руки термометр. Запишите данные термометра в таблицу в первую колонку.

  2. Опустите термометр в стакан с холодной водой, подождите 20 секунд.

  3. Поднимите термометр из стакана с холодной водой, запишите новые данные термометра.

  4. Опустите термометр в стакан с горячей водой/, подождите 20 секунд, запишите показания термометра.

  5. Изменились ли показания термометра и на сколько? Запишите данные в таблицу.


№ опыта

Первоначальная температура, t0С

Температура после проведения опыта, t0С

Изменилась на сколько единиц. Укажите стрелками изменение температуры (если повысилась ↑, если уменьшилась↓)

1




2




  • Сделайте вывод. (Что произошло с температурой при проведении опытов?)

Вывод: Если температура_____________________, то столбик термометра___________________ .

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 2


Самостоятельная работа по теме «Изменение величин» 6 класс Вариант 1


«_____»__________2020 г. Ф.И._________________________________________

Задание 1.

Заполните таблицу, используя показания термометров, и ответьте на вопрос: «Какую температуру будет показывать каждый из термометров, если температура измениться:

а) на -10С, б) на 20С».



1 термометр

2 термометр

3 термометр

1

Текущее показание термометра




2

Показание термометра при изменении температуры на -10С




3

Показание термометра при изменении температуры на 20С




Задание 2.

На координатной прямой отметьте точку А(2).


В(__); Е(__)


Отметьте точку В, в которую перейдет точка А при перемещении на -6 и запишите её координату.

Отметьте точку Е, в которую перейдет точка А при перемещении на 3 и запишите её координату.


Самостоятельная работа по теме «Изменение величин» 6 класс Вариант 2


«_____»__________2020 г. Ф.И._________________________________________


Задание 1.

Заполните таблицу, используя показания термометров, и ответьте на вопрос: «Какую температуру будет показывать каждый из термометров, если температура измениться:

а) на -20С, б) на 10С».



1 термометр

2 термометр

3 термометр

1

Текущее показание термометра




2

Показание термометра при изменении температуры на -20С




3

Показание термометра при изменении температуры на 10С




Задание 2.

На координатной прямой отметьте точку А(2).



Отметьте точку C, в которую перейдет точка А при перемещении на 6 и запишите её координату.

Отметьте точку D, в которую перейдет точка А при перемещении на -7 и запишите её координату.


Приложение3



Лист проверки самостоятельной работы

Вариант 1

Задание 1

Лист проверки самостоятельной работы

Вариант 2

Задание 1

Термометр

Первый

Второй

Третий

Термометр

Первый

Второй

Третий

Текущее показание термометра

0

12

-10

Текущее показание термометра

0

12

-10

Показание термометра при изменении температуры на -10С

-1

11

-11

Показание термометра при изменении температуры на

-20С

-2

10

-12

Показание термометра при изменении температуры на 20С

2

14

-8

Показание термометра при изменении температуры на 10С

1

13

-9

Задание 2

В (-4), Е (5)


Задание 2

С(8); D(-5)






























Самоанализ

урока математики в 6 классе по теме «Изменение величин»

12 февраля 2020 г. Учитель Ткаченко О.В.



1

2

3

4

5

  1. Анализ структуры урока (соответствие целям и типу урока)






- Время, потраченное на опрос - по ходу урока 8 мин; формирование

понятий, умений и навыков 21 мин; анализ 7 мин; подведение итогов 2 мин; объяснение домашнего задания 2 мин.





+

2. Организация выявления знаний по ходу урока 8 мин






-Методы опроса: устные, письменные, графические, практические





+

-Виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный и др.





+

-Активность учащихся при опросе, включение всех учащихся в работу





+

-Подготовка учащихся к практической работе





+

3. Практическая работа 21 мин.






- соответствие материала урока требованиям урока





+

- активизация мыслительной деятельности





+

- самостоятельная работа (научность, идейность, логичность изложения, выявление причинно-следственных связей).





+

- опора на образы (символические, графические)





+

- работа с учебником, первоисточником, словарями, справочниками





+

- использование практического опыта учащихся





+

- степень формирования новых понятий, представлений, навыков и умений





+

- межпредметные связи





+

4.Закрепление (Анализ)






- время, потраченное на анализ практической работы 7мин





+

- способы закрепления: устные, письменные, графические, практические работы.





+

- разнообразие форм самостоятельной работы (с классом, по парам, по группам, индивидуально)





+

- включение учащихся в практическую деятельность





+

- организующая роль учителя при проведении практической работы





+

- результат самостоятельной работы учащихся





+

- взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся





+

5. Подведение итогов урока 2 мин






- подводил учитель, подводили учащиеся, не подведены




+


- выделение главного, выполненного на уроке





+

- выявление типичных ошибок, пути их преодоления




+


6. Задание на дом 2 мин.






- целесообразность: слишком сложно, норма, упрощенное





+

- дозировка: большая, малая, норма.





+

- дифференциация: для сильных, слабых, общая для всех





+

- инструктирование уч-ся к выполнению домашнего задания





+

7. Дифференцированный подход к уч-ся в течение урока






- работа с сильными учащимися





+

- работа со слабыми учащимися





+

Результативность урока






1. Реализация обучающей задачи урока






-полнота знаний, умений, навыков





+

- осознанность и действенность знаний.

- прочность знаний, усвоенных на предыдущих уроках





+

- развитие познавательных интересов





+

- анализ оценок за урок, всего опрошено уч-ся





+

- оценки "5" - 2; "4" - 5; "3"- 2 ; "2" - нет





+

2. Реализация воспитательной задачи урока






- нравственное воздействие, правовое, эстетическое, труд





+

- профориентация, экономическое, экологическое, физическое, санитарно-гигиеническое.





+

- воспитание культуры умственного труда





+

3. Реализация развивающей задачи урока






- развитие воображения - репродуктивного, творческого.





+

- развитие наглядно-действенного образного, абстрактно-логического мышления





+

- развитие критичности, глубины, гибкости мышления.





+

- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.




+


4. Общие итоги урока






- мотивация учения школьников на всех этапах урока





+

- оценка методов обучения





+

- соблюдение дидактических принципов





+

- интерес учащихся к уроку





+

- морально-психологическая обстановка на уроке, демонстрация отношений между учителем и учащимися





+

- реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке





+


Выводы: Цель урока достигнута. Активность детей высокая на всех этапах урока. Я в ходе урока опиралась на жизненный опыт учащихся, на опыт предыдущих уроков. Анализ выполненной работы проходил с использованием презентации, что способствовало осознанному, полному и прочному усвоению знаний учащимися. Решение проблемных ситуаций проходило в комфортных для шестиклассников условиях: они могли обратиться к учебнику, задать деловой вопрос учителю. На уроке удалась работа по развитию и коррекции словесно-логического мышления через формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Мною уделяется внимание усвоению новых терминов и использованию их в речи. Применяемая мной в ходе урока смена видов деятельности и высокая плотность урока способствовала поддержанию высокой работоспособности и профилактики утомления у детей. Использовался индивидуально-дифференцированный подход на всех этапах урока. Домашнее задание индивидуализировано и имеет развивающий и творческий характер. Удалось достичь выполнения воспитательных задач на уроке, развивая усидчивость, ответственность, аккуратность в работе, доведение начатого дела до конца

Считаю, что выбранные мной форма, структура, методы проведения урока способствовали выполнению поставленных задач и достижению высокой результативности. Урок проведён для учителей в рамках педагогического совета «Организация групповой работы на уроках»


12.02.2020 Ткаченко О.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!