МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» 2019-2020 учебный год
Урок в 6 классе по теме «Изменения величин»
Учитель Ткаченко О.В.
Форма проведения: Исследовательская работа
Тип урока: Изучение и первичное закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цели:
Образовательные: сформировать у учащихся понятие изменения величины в аспекте положительных и отрицательных чисел; научить применять положительные и отрицательные числа для выражения изменения величин.
Развивающие: внимание и логическое мышление учащихся; развивать грамотную математическую речь; развивать практические навыки у учащихся и умение делать вывод в своей работе; формировать умение контролировать внимание на всех этапах урока и самостоятельно мыслить.
Воспитательные: воспитать интерес к предмету, связь математики с физикой, географией, природоведением.
Оборудование: термометр, пружина, физические стаканы для проведения опытов, весы, гири, координатная прямая (демонстрационная), мензурка с делениями.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно - ориентировочный (1-2 мин) | -Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Чтобы работа шла успешнее, соберитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи. -Потрите ладошки, предвкушая интересную работу. - Я знаю, что вы молодцы, Всё знаете и все умеете, И у нас всё получится. - У вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их. В рабочем листе обозначены этапы урока и есть место для выставления балов. Познакомьтесь с критериями оценивания. -Как вы думаете, кто будет вас оценивать? | Настраиваются на продуктивную работу Подписывают рабочие листы, знакомятся с критериями оценивания. Сами |
Актуализация знаний (2-3 мин) | -Прежде чем приступить к работе, вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. -Давайте проведем математический диктант. Продолжите предложение: Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют …(целыми) Модули противоположных чисел …(равны) Числа со знаком «+» называют … (положительными) Числа со знаком «-» называют … (отрицательными) Число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным числом … (нуль) Любое отрицательное число… (меньше нуля) Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …(координатой точки) То из двух отрицательных чисел будет больше…(модуль, которого меньше) Закончили работу. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Верные ответы вы можете сверить с ответами на слайде. Заполните оценочный лист. | Повторяют изученный ранее материал, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся записывают ответы в тетради. Выполняют взаимопроверку, выставляют отметки в оценочные листы. |
Формирование новых знаний (3 мин) | Звучит фрагмент песни «Непогода» из х/ф «Мери Поппинс, до свиданья». Изменения в природе действительно происходят год от года. За зимой приходит весна, затем лето, потом наступает осень и снова наступает зима (показ слайдов). - Как вы думаете, что является основной особенностью перемены времени года? - Посмотрите на слайд, что вы здесь видите? -Давайте назовем температуру, которую показывает каждый термометр. А вот за этой фотографией я спрятала величины. Назовите эти величины, а также единицы их измерения. Что происходит с этими величинами в жизни? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? Правильно, тема урока: Изменение величин Давайте попробуем назвать цель урока и связать ее с темой «Положительные и отрицательные числа». | Основной особенностью перемены времени года является изменение климата и температуры. Читают показания термометра Называют. -Изменяются. Пробуют сформулировать тему урока. Пробуют сформулировать цель урока |
Практическая работа (4 + 4 мин) | Для достижения этой цели мы отправимся с вами в лабораторию знаний. - Вы видите у себя на столах различные приборы. И я вам предлагаю выполнить вот эти задания с помощью этих приборов. Внимание! При работе с приборами будьте аккуратны и осторожны. Решите, кто из вас будет защищать сделанную работу. Слово предоставляется первой группе. - Оцените свою работу в оценочных листах | Каждая группа выполняет опыт, предложенный в раздаточном материале. Представитель от каждой группы формулирует полученный вывод. |
| Давайте сделаем общий вывод: - Итак, температура воздуха повысилась, столбик термометра……. - Температура воздуха понизилась, столбик термометра …. - Пружину растянули, ее длина …. - Пружину сжали, ее длина …. - А причем здесь положительные и отрицательные числа? Увеличение любой величины выражается положительным числом, а уменьшение – отрицательным | -Поднимается -Опускается -Увеличилась -Уменьшилась Увеличение величины выражается положительным числом, а уменьшение – отрицательным Формулируют вывод. |
Первичное закрепление (2 мин) | Давайте попробуем применить это правило, используя координатную прямую. Итак, мы имеем точку А(-2), переместим ее в точку с координатой 2. В какую сторону мы перемещались? На сколько единичных отрезков? Значит перемещение вправо это изменение координаты на + 4. Снова находимся в точке с координатой -2. Переместимся в точку с координатой – 5. В какую сторону вы двигались. На сколько единичных отрезков? Значит, перемещение влево это изменение координаты на -3 . А теперь поработаем с учебником №1001 , стр.168 № 1004 - Прочитайте самостоятельно задание. И будем работать устно по цепочке. | Вправо 4 Влево 3 Отвечают на вопросы заданий |
Физкультминутка (1 мин) | Мы хорошо поработали! Отдохнем! Встаньте! Изобразим с вами сжатую пружинку. Растягиваем пружинку. И отпустили. Сжали пружинку. 2 раза Теперь представьте температура в термометре летом, что делает? Повышается. А зимой уменьшается. И еще раз. Молодцы! Садимся. Продолжаем работу. | Дети повторяют движения |
Самостоятельная работа (3 мин) | А теперь у нас самостоятельная работа. Берем розовые листочки. И начинаем работу. Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте ответы помощью слайда. Поставьте в оценочные листы баллы. | Выполняют самостоятельную работу Взаимопроверка |
Рефлексия (2 мин) | -Вернемся к цели урока. У нас с вами все получилось? - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить наш сегодняшний урок и вашу оценку выразить в виде смайлика. Мне очень понравилось с вами работать. Всем спасибо за урок. | Отвечают Выполняют самооценку |
Приложения к уроку
Приложение 1
Лаборатория по изучению изменения величин
Группа 1. Ф.И.______________________________________________________________________
Опыт с пружиной
Оборудование: пружина, линейка.
Измерьте пружину линейкой, запишите данные в таблицу.
Растяните пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу.
Сожмите пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу.
Первоначальная длина пружины, мм | Длина пружины после растяжения, мм | Длина пружины после сжатия, мм |
| | |
Сделайте вывод. (Что произошло с длиной пружины при растяжении?)
____________________________________________________________________________________
Что произошло с длиной пружины при сжатии? _____________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лаборатория по изучению изменения величин
Группа 2. Ф.И.______________________________________________________________________
Опыт с водой
Оборудование: мензурка, стакан с водой.
Налейте в мензурку воды из стакана.
Запишите в первый столбик таблицы первоначальный объем воды.
Опыт № 1. Отлейте немного воды.
Запишите полученный объем воды.
Изменился ли объем воды в мензурке? Запишите данные в таблицу.
Опыт № 2. Долейте немного воды.
Запишите полученный объем воды.
Изменился ли объем воды в мензурке? Запишите данные в таблицу.
№ опыта | Первоначальный объем воды в мензурке, мл | Объем воды после проведения опыта, мл | Изменился ли объем и на сколько мл. Укажите стрелками изменение объема (если повысился ↑, если уменьшился ↓) |
1 | | | |
2 | | | |
Сделайте вывод. (Что произошло с объемом воды при проведении опытов?)
При добавлении воды объем ____________________, при отлитии объем______________________
_____________________________________________________________________________________
Лаборатория по изучению изменения величин
Группа 3. Ф.И.______________________________________________________________________
Опыт Динамометр
Оборудование: динамометр, 5 гирь.
Опыт № 1. Повесьте 3 гири на крючок динамометра и измерьте их вес (в граммах);
Запишите показания в таблицу во вторую строчку;
Опыт № 2. Повесьте еще 2 гири и снова измерьте вес.
Запишите показания в таблицу.
Изменились ли показания динамометра и на сколько?
Сделайте вывод. (Что произошло с массой при проведении опытов?)
Опыт № | Первоначальные показания, г | Показания после проведения опыта, г | Изменился ли вес и на сколько единиц. Укажите стрелками изменение веса (если увеличился ↑, если уменьшился ↓) |
1 | | | |
2 | | | |
Вывод: ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Лаборатория по изучению изменения величин
Группа 4. Ф.И.______________________________________________________________________
Опыт. Координатная прямая
Оборудование: координатная прямая.
Отметьте на координатной прямой точку с координатой 3.
Переместите точку вправо на 4 единицы.
Запишите новые координаты точки _______________________
Сравните начальную координату точки и конечную. ________________________
Каким числом (положительным или отрицательным) обозначается перемещение точки вправо? __________________________________________
Вернитесь к точке с координатой 3.
Переместите точку влево на 4 единицы.
Запишите новые координаты точки ______________________________
Сравните начальную координату точки и полученную. ____________________________
Каким числом (положительным или отрицательным) обозначается перемещение точки влево? _______________________________________________________
Вывод: Перемещение точки вправо обозначают _________________________ числами, а перемещение точки влево __________________________ числами.
___________________________________________________________________________________
Лаборатория по изучению изменения величин
Группа 5. Ф.И.______________________________________________________________________
Опыт №1. Опыт с термометром
Оборудование: термометр, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.
Возьмите в руки термометр. Запишите данные термометра в таблицу в первую колонку.
Опустите термометр в стакан с холодной водой, подождите 20 секунд.
Поднимите термометр из стакана с холодной водой, запишите новые данные термометра.
Опустите термометр в стакан с горячей водой/, подождите 20 секунд, запишите показания термометра.
Изменились ли показания термометра и на сколько? Запишите данные в таблицу.
№ опыта | Первоначальная температура, t0С | Температура после проведения опыта, t0С | Изменилась на сколько единиц. Укажите стрелками изменение температуры (если повысилась ↑, если уменьшилась↓) |
1 | | | |
2 | | | |
Вывод: Если температура_____________________, то столбик термометра___________________ .
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 2
Самостоятельная работа по теме «Изменение величин» 6 класс Вариант 1 «_____»__________2020 г. Ф.И._________________________________________ |
Задание 1. Заполните таблицу, используя показания термометров, и ответьте на вопрос: «Какую температуру будет показывать каждый из термометров, если температура измениться: а) на -10С, б) на 20С». | |
| 1 термометр | 2 термометр | 3 термометр |
1 | Текущее показание термометра | | | |
2 | Показание термометра при изменении температуры на -10С | | | |
3 | Показание термометра при изменении температуры на 20С | | | |
Задание 2. На координатной прямой отметьте точку А(2). |
В(__); Е(__) |
Отметьте точку В, в которую перейдет точка А при перемещении на -6 и запишите её координату. |
Отметьте точку Е, в которую перейдет точка А при перемещении на 3 и запишите её координату. |
Самостоятельная работа по теме «Изменение величин» 6 класс Вариант 2 «_____»__________2020 г. Ф.И._________________________________________ |
Задание 1. Заполните таблицу, используя показания термометров, и ответьте на вопрос: «Какую температуру будет показывать каждый из термометров, если температура измениться: а) на -20С, б) на 10С». | |
| 1 термометр | 2 термометр | 3 термометр |
1 | Текущее показание термометра | | | |
2 | Показание термометра при изменении температуры на -20С | | | |
3 | Показание термометра при изменении температуры на 10С | | | |
Задание 2. На координатной прямой отметьте точку А(2). |
|
Отметьте точку C, в которую перейдет точка А при перемещении на 6 и запишите её координату. |
Отметьте точку D, в которую перейдет точка А при перемещении на -7 и запишите её координату. |
Приложение3
Лист проверки самостоятельной работы Вариант 1 Задание 1 | Лист проверки самостоятельной работы Вариант 2 Задание 1 |
Термометр | Первый | Второй | Третий | Термометр | Первый | Второй | Третий |
Текущее показание термометра | 0 | 12 | -10 | Текущее показание термометра | 0 | 12 | -10 |
Показание термометра при изменении температуры на -10С | -1 | 11 | -11 | Показание термометра при изменении температуры на -20С | -2 | 10 | -12 |
Показание термометра при изменении температуры на 20С | 2 | 14 | -8 | Показание термометра при изменении температуры на 10С | 1 | 13 | -9 |
Задание 2 В (-4), Е (5) | Задание 2 С(8); D(-5) |
Самоанализ
урока математики в 6 классе по теме «Изменение величин»
12 февраля 2020 г. Учитель Ткаченко О.В.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анализ структуры урока (соответствие целям и типу урока) | | | | | |
- Время, потраченное на опрос - по ходу урока 8 мин; формирование понятий, умений и навыков 21 мин; анализ 7 мин; подведение итогов 2 мин; объяснение домашнего задания 2 мин. | | | | | + |
2. Организация выявления знаний по ходу урока 8 мин | | | | | |
-Методы опроса: устные, письменные, графические, практические | | | | | + |
-Виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный и др. | | | | | + |
-Активность учащихся при опросе, включение всех учащихся в работу | | | | | + |
-Подготовка учащихся к практической работе | | | | | + |
3. Практическая работа 21 мин. | | | | | |
- соответствие материала урока требованиям урока | | | | | + |
- активизация мыслительной деятельности | | | | | + |
- самостоятельная работа (научность, идейность, логичность изложения, выявление причинно-следственных связей). | | | | | + |
- опора на образы (символические, графические) | | | | | + |
- работа с учебником, первоисточником, словарями, справочниками | | | | | + |
- использование практического опыта учащихся | | | | | + |
- степень формирования новых понятий, представлений, навыков и умений | | | | | + |
- межпредметные связи | | | | | + |
4.Закрепление (Анализ) | | | | | |
- время, потраченное на анализ практической работы 7мин | | | | | + |
- способы закрепления: устные, письменные, графические, практические работы. | | | | | + |
- разнообразие форм самостоятельной работы (с классом, по парам, по группам, индивидуально) | | | | | + |
- включение учащихся в практическую деятельность | | | | | + |
- организующая роль учителя при проведении практической работы | | | | | + |
- результат самостоятельной работы учащихся | | | | | + |
- взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся | | | | | + |
5. Подведение итогов урока 2 мин | | | | | |
- подводил учитель, подводили учащиеся, не подведены | | | | + | |
- выделение главного, выполненного на уроке | | | | | + |
- выявление типичных ошибок, пути их преодоления | | | | + | |
6. Задание на дом 2 мин. | | | | | |
- целесообразность: слишком сложно, норма, упрощенное | | | | | + |
- дозировка: большая, малая, норма. | | | | | + |
- дифференциация: для сильных, слабых, общая для всех | | | | | + |
- инструктирование уч-ся к выполнению домашнего задания | | | | | + |
7. Дифференцированный подход к уч-ся в течение урока | | | | | |
- работа с сильными учащимися | | | | | + |
- работа со слабыми учащимися | | | | | + |
Результативность урока | | | | | |
1. Реализация обучающей задачи урока | | | | | |
-полнота знаний, умений, навыков | | | | | + |
- осознанность и действенность знаний. - прочность знаний, усвоенных на предыдущих уроках | | | | | + |
- развитие познавательных интересов | | | | | + |
- анализ оценок за урок, всего опрошено уч-ся | | | | | + |
- оценки "5" - 2; "4" - 5; "3"- 2 ; "2" - нет | | | | | + |
2. Реализация воспитательной задачи урока | | | | | |
- нравственное воздействие, правовое, эстетическое, труд | | | | | + |
- профориентация, экономическое, экологическое, физическое, санитарно-гигиеническое. | | | | | + |
- воспитание культуры умственного труда | | | | | + |
3. Реализация развивающей задачи урока | | | | | |
- развитие воображения - репродуктивного, творческого. | | | | | + |
- развитие наглядно-действенного образного, абстрактно-логического мышления | | | | | + |
- развитие критичности, глубины, гибкости мышления. | | | | | + |
- умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать. | | | | + | |
4. Общие итоги урока | | | | | |
- мотивация учения школьников на всех этапах урока | | | | | + |
- оценка методов обучения | | | | | + |
- соблюдение дидактических принципов | | | | | + |
- интерес учащихся к уроку | | | | | + |
- морально-психологическая обстановка на уроке, демонстрация отношений между учителем и учащимися | | | | | + |
- реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке | | | | | + |
Выводы: Цель урока достигнута. Активность детей высокая на всех этапах урока. Я в ходе урока опиралась на жизненный опыт учащихся, на опыт предыдущих уроков. Анализ выполненной работы проходил с использованием презентации, что способствовало осознанному, полному и прочному усвоению знаний учащимися. Решение проблемных ситуаций проходило в комфортных для шестиклассников условиях: они могли обратиться к учебнику, задать деловой вопрос учителю. На уроке удалась работа по развитию и коррекции словесно-логического мышления через формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Мною уделяется внимание усвоению новых терминов и использованию их в речи. Применяемая мной в ходе урока смена видов деятельности и высокая плотность урока способствовала поддержанию высокой работоспособности и профилактики утомления у детей. Использовался индивидуально-дифференцированный подход на всех этапах урока. Домашнее задание индивидуализировано и имеет развивающий и творческий характер. Удалось достичь выполнения воспитательных задач на уроке, развивая усидчивость, ответственность, аккуратность в работе, доведение начатого дела до конца
Считаю, что выбранные мной форма, структура, методы проведения урока способствовали выполнению поставленных задач и достижению высокой результативности. Урок проведён для учителей в рамках педагогического совета «Организация групповой работы на уроках»
12.02.2020 Ткаченко О.В.