№ | Этапы, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: настрой на работу. | Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, потрите ладошки и передайте тепло друг другу. Посмотрите на слайд. Рассмотрите изображения и повторяйте за мной: Синий, жёлтый, Жёлтый, красный – Настроение прекрасное! Сядьте удобно, закройте глазки. Представьте то, о чём услышите. | Выполняют движения с учителем. Психологически настраиваются на урок. Слайд 1 | Метапредметные УУД коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
2. | Введение в проблему. | Сказка о фонарике Жил на свете Хороший человек. У него был волшебный фонарик. Когда он зажигал этот фонарик, то становилось видно, какие люди добрые, кому больно и страшно, и как можно жить, ЧТОБЫ ВСЕМ БЫЛО ХОРОШО. И ходил этот человек и светил повсюду фонариком... Но нашёлся другой, который не хотел, чтобы всем было светло и хорошо, и прятался от фонарика, чтобы никто не увидел, что и он может быть хорошим... И однажды, когда Хороший человек уснул, украл у него фонарик и хотел разбить. Но не тут-то было: фонарик волшебный, не разбивается, в воде не тонет, в огне не горит... Закопал он его в землю. А фонарик и сквозь землю просвечивает. Попал луч злому человеку прямо в сердце и растопил всю злость. Выкопал он фонарик и вернул его на место. Проснулся Хороший человек и решил установить Волшебный фонарик на площади, чтобы все его видели и радовались. С тех пор стоит Волшебный фонарь в центре города и помогает людям. - Как же это прекрасно – делать других счастливыми! - думал Фонарь каждый раз, когда вечером вокруг него разливался необыкновенный свет доброты. - Как вы думаете, как мог выглядеть Волшебный фонарик? На что он похож? Кто догадался, какая тема урока? Какие цели мы поставим на уроке? | Слушают сказку. Выполняют словесное рисование. Формулируют тему урока.Слайд 2 | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; познавательные: - выполнять синтез |
3. | Самоопределение к деятельности Цель: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Интересно, а кто-нибудь из вас задумывался, где и когда появился первый фонарь? - В давние времена только одна луна освещала землю, такой вот небесный фонарь.Наши предки разводили костры около своих жилищ (для чего?) - чтобы отпугивать хищников и не заблудиться во мраке. - Человеку всегда нужно было иметь источники света ночью. Сейчас мы привыкли, что ночью на улице светло, что на улицах сияют фонари и ламповый свет сопровождает нас повсюду. Но история уличного освещения началась задолго до изобретения первой лампочки.Где можно получить информацию о фонарях? Приглашаю вас отправиться в Музей фонарей. Войти в Музей нужно ответить на вопрос . -Что означает это слово фонарь? Смотрим значения слова по словарю С. И.Ожегова (Осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света) | Слайд 3 Называют источники получения информации. Рассматривают рисунки на слайде и отвечают на вопросы. Слайд 4 | Метапредметные УУД познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД:устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
4. | Открытие нового знания. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Давайте вспомним правила поведения в Музее. Нас уже ждут опытные экскурсоводы. В конце их рассказа будьте готовы ответить на вопросы. Ваша задача узнать: - в какой стране появились фонари; - когда фонари пришли в Россию; - как выглядели прадедушки современных фонарей; - кто такой фонарщик? 1-й экскурсовод Слайд 6 - Первые фонари на улицах появились в Англии в 15 веке. Тогда мэр Лондона распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму. Чуть позже фонари появились во Франции. 2-й экскурсовод Слайд 7-8 В России фонари появились только в 16 веке при Петре І в Петербурге. Фонари были большими, а внутри горела свеча. Их можно сравнить с огромным подсвечником. Эти фонари переносились с места на место, и за это отвечал специально обученный человек — фонарщик. Они ходили с маленькими лестницами, приставляли их к столбу, а затем протирали стекла, зажигали или гасили фонари. (видео фильм про зажигание фонаря) Задачка про фонарщика 3-й экскурсовод Слайд 9 Немного позже появились фонари, которые стали непереносными, и выглядели они так: на деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застеклённые светильники, а горело в них масло. 4-й экскурсовод Слайд 10-15 Масляные фонари освещали улицы на протяжении ста лет. На смену им пришли керосиновые. Они горели ярче масляных фонарей. Их сменили газовые фонари. Они казались людям настоящим чудом по сравнению с масляными и керосиновыми. А ещё через какое-то время изобрели электричество: появились первые лампочки. Фонари тоже стали электрическими, а профессия фонарщик, затерялась во времени. http://laginlib.org.ua/blog/?p=11529 | Повторяют правила поведения в музее. Получают целевую установку Слайд 5 Слушают рассказы экскурсоводов. | Метапредметные УУД познавательные: - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; |
5. | Первичная проверка понимания. Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.3 мин. | Спасибо экскурсоводам за интересный рассказ. Итак, что вы выяснили: Слайд 16 -
в какой стране появились фонари? -
Когда фонари зажглись в Россию? -
Кто такой «фонарщик»? -
Как выглядели «прадедушки» современных фонарей? Какого вида фонарей бывает? (ручные, уличные, походные, подводные, маяки) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ответ начинаем со слов: - Я думаю, что … | Метапредметные (УУД) регулятивные:отличать верновыполненное задание от неверного; осуществлятьсамоконтроль;познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. | ФИЗМИНУТКа | | Снятие напряжения мышц плечевого пояса, упражнения для снятия усталости глаз | Коммуникативные:- |
7. | Творческое применение знаний. Цель: планирование решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций и их выполнение. | А сейчас заглянем в дизайнерское бюро и посмотрим, какой облик придают дизайнеры современным фонарям. На что или кого они похожи? Почему так решили? Вдоль дороги- чудаки Носят шляпы-огоньки. Слайд 18 Слуги его Величества Светлейшего Электричества. В поклонах стоят вдоль дороги И светят прохожим под ноги. Слайд 19 Под окном стоит Олень, Разбросав рогами темь. Слайд 20 Одуванчик длинноногий Встал у краешка дороги. Днём он спит, а ночью нет! И разбрызгивает свет. Слайд 21- 27 А какой фонарь получится у вас? Слайд 28-31 Сегодня наше дизайнерское бюро будет работать над созданием эскиза фонаря. -Узнаем из каких частей состоит фонарь. -Рассказ об устройстве фонаря Работать будем группами: У каждой группы есть город. Посмотрите чего не хватает в нём? Сегодня мы будем работать с бумагой Что такое двусторонняя симметрия? Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой – либо плоскости выглядят одинаково. Я предполагаю, что вы с помощью цветной бумаги выполнили уличный фонарь в парке, который вы выполнили в паре на формате А-3. Выполняем работу из цветной бумаги. Выбираем, какого цвета будет фонарь. Сгибаем выбранную цветную бумагу пополам. Выполняем рисунок ( половина фонаря по вертикали). Вырезаем, раскрываем и получается цельный фонарь. Затем приклеиваем фонари на свою картину. Придумайте название вашему городу | Рассматривают изображений различных фонарей, сравнивают их с привычными предметами, отвечают на вопросы. Обретают опыт творчества и практические навыкив создании образа фонаря. | Метапредметные УУД регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Предметные: - выполнять задания учителя согласно теме урока; - выполнять операции анализа, синтеза. |
8 | Рефлексия.Цель:оценивание своей уч. деятельности: своих достижений, причин неудач, инициативы самостоятельности, ответственности. | Наш урок подошёл к концу. Что можно сказать о качестве выполнения задания? - Над какими дизайнерскими объектами вы сегодня работали? - Для чего предназначены фонари, осветительные приборы? - Каких размеров бывают фонари? - Какие фонари понадобятся для праздничного освещения улиц и зданий? - В какой технике вы выполнили ваши фонари? - Что вам показалось интересным при их изготовлении? - Какова роль братьев – Мастеров при создании фонарей? А теперь сочиним синквейн под названием «Фонари». Зажгите свои фонарики если все получилось желтый, если были затруднения- голубой. Продолжи предложения: Слайд 32 сегодня я узнал… -
было трудно… -
теперь я могу… -
меня удивило… -
урок дал мне для жизни… | Обретают опытоценивания своей работы. | Метапредметные УУД регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |