СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Как выжить на острове?" ("Робинзон Крузо" Д. Дефо)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как выжить на острове?" ("Робинзон Крузо" Д. Дефо)»

Как выжить на острове?(Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО»).

Цели: знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи:

1. Выявить знание текста учащимися.

2. Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

3. Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Учебно-методические ресурсы проекта:

1. Портрет писателя.

2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

3. Выставка рисунков учащихся.

4. Словарь незнакомых слов, нужных для урока.

5. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.

Материально-технические ресурсы проекта:

1. Мультимедийный проектор, ПК для учащихся и учителя.


Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности.

Приветствие. Контролирование готовности учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке? Учебник Коровиной и тетрадки? Все ли правильно стоят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит можно всем садиться.


Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе.


Чтобы определить эмоциональный настрой ,для этого провожу тест о настроении.

Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Учитель предлагает поразмышлять: Какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.


Показать готовность к уроку.

 

 

 Да








Улыбаются





Настроение(выбор смайлика)










Размышляют

II. Актуализация















































III. Формулирование проблемы
























IV. Беседа по прочитанному материалу.

 


























































































































V.Лирическая страничка.

Работа над темой урока.













Физкульминутка




























Работа с карточками

Выявить уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала.

 

 

1. Обыгрывание темы урока.

Вступительное слово учителя:

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 1 мин музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма).

 

Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали?

–Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?

 (Море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)


 Благодаря морскому шторму мы узнаем интересную историю о Робинзон е Крузо.

 

Главный герой попадает на необитаемый остров . Какова главная цель героя?

Значит, чему будет посвящен наш урок? попробуем сформулировать тему урока

Какова цель урока?

Итак, тема нашего урока…










    1. Работа с эпиграфом







Стать мечтает Робинзоном

каждый, может быть.

Только вряд ли каждый сможет робинзоном жить.


Как вы понимаете эти слова? - Кто такой Робинзон?


К этому эпигрофу мы вернемся в конце урока.


    1. Работа с текстом

Кто является автором произведения произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо?»



Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак, слушаем и смотрим.( ученик рассказывает о писателе от его имени)































Как возник сюжет романа?

О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки.





















































Теперь,ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.


Понравились ли вам прочитанные эпизоды из произведений? Что больше всего запомнилось?

    1. Работа с рисунками

 К сегодняшнему уроку группа художников иллюстрировали произведение. Некоторые работы я поместила на доску. Попробуем узнать эти эпизоды?


Где вы видите главного героя? Как его имя?

– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.). 

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

    1. Работа со стихотворением

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).

Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….



    1. Физкультминутка



– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?


– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?


– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?














    1. Работа с карточками


– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?


Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?

– Агронома, строителя, охотника, рыбака, ,плотника.

Но жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации. Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник.

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить.



Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал, отвечая на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 






( Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)

 

 

 

 (Море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)



 

Выжить

 

 Как выжить на острове?

 

 ( познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания).


 (записывают в тетр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ( что каждый мечтает о путешествии, но не каждый представляет как себя вести в необычной трудной обстановке)

человек, живущий вдали от людей


 

 Даниэль Дефо

 

 

 ( ученик рассказывает о писателе от его имени)


Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

 

 

 

 

 





1. В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. Запись

2. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна.
Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире.
Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. Но раскупался роман быстро.


 

 

 

 

 

 

 

 

 узнают эпизоды


 


Робинзон Крузо

 

 читают

 

 о море,о приключениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эти слова можно отнести к Робинзон Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

 

 





 

 Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.


 

 – Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки

 

 – Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.


 

 

 


Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.


Агронома, строителя, охотника, рыбака, ,плотника.



Игровой момент








Работа с текстом





















Кроссворд (работа в парах)

    1. Игра « А что бы взяли вы?»

Ваша задача – выбрать из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.(Ножницы, нитки, тетрадь, мобильный телефон, гречка, спички, фасоль, шапка, часы, тарелка, ложка, книга, рис, ручка)

    1. Работа с текстом


Я предлагаю вам, ребята, вместе проанализировать действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо.

- Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет?

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению


- Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос необходимо разгадать кроссворд. (работа в парах)



Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.


Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?


– Можем ли мы назвать его героем и почему?


Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:

Все ли качества Робинзона всё же положительные?

– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.













– Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?


– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Прочитайте из текста (чтение текста)


– Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?





 

 

 

 Выбирают.

 

 

 

 

 

 

 положительного

 

 

 Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.


 

 (он бегал по берегу, кричал, плакал.)

 (Слезами горю не поможешь)















(Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.)









 

 В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

 

 











 Собаки, кошки, попугай.




 

 Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли  в любую минуту отдать свою жизнь  друг за друга.




 Робинзон и Пятница были спасены англичанами.



 

 

 

 

 

 

 

 



 

Обобщение «Лови ошибку»(мяч)














Итоги урока
















































ДЗ







Чтение Стихотворений

    1. «Лови ошибку» (мяч)

 

Р. решает добраться до корабля + 

Строительство корабля (плота) -

Герой снаряжает лодку (плот)-

Выбор места для жилья и ночлега +

Построение жилища +

Свою первую ночь провел в палатке (на дереве) –

Деньги Р. ценил меньше всего +

Р. пользовался стеклянной посудой (глиняной) –

28 лет 2 месяца 19 дней Р. пробыл на острове +

 

 

    1. Подведение итогов урока 

 

 

 – Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.

– Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь. (составление кластера)

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

 Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.

Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге, помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком. Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.


12.Домашняя работа

«Как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове в течение 7 дней» (дневниковая запись)




  1. Чтение стихотворений








 



































Настроение: ----------------------------------------------------------------------------------------

Тема:

Цель:



Эпиграф: Стать мечтает Робинзоном каждый, может быть.

Только вряд ли каждый сможет робинзоном жить.

Кроссворд:

Составление кластера:













Домашнее задание: «Как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове в течение 7 дней?» (дневниковая запись).




Настроение:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя