II. Актуализация III. Формулирование проблемы IV. Беседа по прочитанному материалу. V.Лирическая страничка. Работа над темой урока. Физкульминутка Работа с карточками | Выявить уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала. 1. Обыгрывание темы урока. Вступительное слово учителя: -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно. Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 1 мин музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма). Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? –Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны? (Море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо) Благодаря морскому шторму мы узнаем интересную историю о Робинзон е Крузо. Главный герой попадает на необитаемый остров . Какова главная цель героя? Значит, чему будет посвящен наш урок? попробуем сформулировать тему урока Какова цель урока? Итак, тема нашего урока… -
Работа с эпиграфом Стать мечтает Робинзоном каждый, может быть. Только вряд ли каждый сможет робинзоном жить. Как вы понимаете эти слова? - Кто такой Робинзон? К этому эпигрофу мы вернемся в конце урока. -
Работа с текстом Кто является автором произведения произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо?» Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак, слушаем и смотрим.( ученик рассказывает о писателе от его имени) Как возник сюжет романа? О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки. Теперь,ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. Понравились ли вам прочитанные эпизоды из произведений? Что больше всего запомнилось? -
Работа с рисунками К сегодняшнему уроку группа художников иллюстрировали произведение. Некоторые работы я поместила на доску. Попробуем узнать эти эпизоды? Где вы видите главного героя? Как его имя? – Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.). О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях). -
Работа со стихотворением Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица). Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове? Я берег покидал туманный Казалось, он в волнах свинцовых утопал. Вечерний ветр, валов плесканье, Однообразный шум и трепет парусов, И кормчего на палубе взыванье. Как очарованный, у мачты я стоял И сквозь туман и ночи покрывало Светила севера любезного искал, Вся мысль моя была в воспоминанье…. -
Физкультминутка – На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие? – Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло? – Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове? -
Работа с карточками – У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием. – В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена? Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове? – Агронома, строителя, охотника, рыбака, ,плотника. Но жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации. Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить. | Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал, отвечая на вопросы. ( Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно) (Море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо) Выжить Как выжить на острове? ( познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания). (записывают в тетр) ( что каждый мечтает о путешествии, но не каждый представляет как себя вести в необычной трудной обстановке) человек, живущий вдали от людей Даниэль Дефо ( ученик рассказывает о писателе от его имени) – Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове. 1. В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове. Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз. Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо. Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. Запись 2. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо. Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире. Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. Но раскупался роман быстро. узнают эпизоды Робинзон Крузо читают о море,о приключениях Эти слова можно отнести к Робинзон Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове. Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения. – Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки – Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище. Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли. Агронома, строителя, охотника, рыбака, ,плотника. |