СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Х.К.Андерсен "Снежная Королева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Х.К.Андерсен "Снежная Королева"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Х.К.Андерсен "Снежная Королева"»


Учебник литературы 5 кл [Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия) -М.: Просвещение,2015.] содержит раздел «Из зарубежной литературы».

Распределение часов ведется на основании авторской рабочей программы под редакцией В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе 5 класс под редакцией В.Я.Коровиной [Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.] включает раздел «Из зарубежной литературы» - 15 ч:


1.

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

2.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

3.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

4.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

5.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

6.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

7.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?».

8.

Вн.чт. Х.К.Андерсен. Сказки.

9.

Р.р. Х.К.Андерсен. Сказки.

10.

Р.р. Х.К.Андерсен. Сказки.

11.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

12.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

13.

Р.р. «Приключения Тома Сойера»- любимая книга многих поколений читателей.

14.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

15.

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.




Учебно-методические пособия, используемые при подготовке конспекта урока:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2015.


2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.


3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.


4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.


5.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.










Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Урок № 91

Тема: Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений.

Задачи:

-совершенствовать и углубить знания учащихся о писателе-сказочнике Х.К. Андерсене;

-раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки «Снежная королева»;

-учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям;

-формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

-обучать умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;

-воспитывать у учащихся доброту, самопожертвование, сострадание.

Формы организации познавательной деятельности: 

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: 

рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение отрывков, различные виды пересказа, проблемные вопросы.

Ресурсы урока: 

учебник литературы, тетрадь, портрет Х.К.Андерсена, литературоведческий словарь, презентация к уроку, компьютер, мультипроектор.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-отбирать главные факты творческой биографии писателя;

-понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;

-понимать, как создаётся образ в литературном художественном произведении, рассказывать о способах создания образа;

-находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

-различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

-отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

-рассказывать о своём восприятии произведения;

Метапредметные:

регулятивные:

-ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

-внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

-обнаружить собственное непонимание какой-либо

детали произведения и задавать вопросы на пони-

мание и уточнение непонятого;

-определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

-понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

-вести диалог с учащимися класса, с учителем;

-высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии;





Личностные:

-определять своё отношение к прочитанному;

-совершенствовать культуру речи;

-развивать способность сопереживать литературному герою;

-понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;

-стремиться к развитию эстетического вкуса;

-осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Основное содержание урока:

Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Сим­волический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.


Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.
Эмоциональный настрой  (Слад 2)

Сегодня, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок. Я думаю, что среди сидящих здесь, не найдется человека, который бы не любил сказки. Сказка всегда рядом с человеком. Она учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой. Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает.

2. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

На доске эпиграф к уроку: (Слад 3) «В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…»

Х.К.Андерсен

-Ребята, а каком писателе пойдем речь на уроке?

-Об Андерсене. (Слад 4)

-С какими сказками Андерсена вы уже знакомы?

-Вспомните содержание сказок, героев.

-Вспомните, что такое сказка? (Слад 5)

-Сказка – это произведение устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

-Какие сказки вы знаете?

-Русские народные сказки. -Как вы думаете, а что такое литературная сказка? -Сказка, написанная писателем. (Слад 6)

-С каким произведением вы познакомились дома?

-Со сказкой «Снежная королева» (Слад 7)

-Как вы понимаете слово «фантастический»?

-Фантастический – значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты.

-А что значит мир реальный?

-Это мир, в котором мы живём.

-Ребята. Сформулируйте тему урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о датском сказочнике Х.К.Андерсене, его прекрасном, волшебном мире сказок.

-Тема нашего урока: (Слад 8)





Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика. (Запись в тетради даты и темы урока)

Мотивация учебной деятельности учащихся Определение содержания урока; формулирование задач урока; называют действия, которые нужно совершить, чтобы решить поставленные задачи; формулирование вопросов, на которые хотят найти ответы к концу урока.

3. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя

(На слайде портрет великого сказочника Х.К.Андерсена (1805-1875) (Слады 9,10,11)

Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ханса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чем только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар.

 В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. 

Всего Андерсен написал 170 сказок. За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. Ему поставили несколько памятников. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

4. Первичное усвоение новых знаний

Выразительное чтение статьи учебника об Андерсене и обобщающая беседа (стр.215)

Где и в какой семье прошло детство Андерсена?

Что он больше всего любил в детские годы?

Почему в сказках Андерсена вещи оживают?

Каких персонажей можно встретить на страницах андерсенов­ских сказок?

Какие из них вам особенно понравились? Почему?


5. Первичная проверка понимания

Вступительная беседа перед чтением и обсуждением сказки «Снежная королева».

Сегодня мы с вами будем работать над текстом сказки “Снежная королева”. Эта сказка была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. 

Беседа по произведению.

Пересказ первой истории сказки.

Первая история — это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения — тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­нием добра — самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают







«видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­мо в сердце.

- Как вы думаете, почему?

-Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»?

-Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»?

-Что такое эпитет?

Лексическая работа

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

-О ком из героев можно сказать, что у них ледяное сердце? (Слад 12)

-Снежна королева, Троль и его ученики, Кай. (Слад 13)

- В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

-Кто такой тролль? Найдите в словаре толкование этого слова.

-Зачем тролль создал волшебное зеркало? Чего в конечном счёте хотели его ученики? (Посмеяться над ангелами и Творцом.) Дайте нравственную оценку этому факту.

Словарная работа.  Тролль — «в скандинавских поверь­ях — сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.

Работа с учебником

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» стр.248


Работа с текстом сказки (в группах):

Группа 1. История вторая. Мальчик и девочка.

1.Перескажите, где жили мальчик и девочка. Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки?

2.Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел её в первый раз? Какое противоречие подчёркивает автор в описа­нии её глаз? Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его? (Слад 14)

3.Прочитайте по ролям или инсценируйте фрагмент «Истории второй» со слов «Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками...» до слов «„Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками!" — и убежал». Что изменилось в облике и поведении Кая? Виноват ли он был в этих из­менениях? Почему Кай стал пленником Снежной королевы?

4.Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что — фан­тастическим?


Группа 2. История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.

1.Расскажите, как Герда решила отправиться искать Кая. Поче­му Герда думала, что Кай не умер? Какие силы природы убеди­ли Герду, что мальчик жив? Почему она решила подарить реке свои красные башмачки? Как это её характеризует?

2.Ответы на первые три вопроса пункта 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3.Прочитайте по ролям или инсценируйте фрагмент истории тре­тьей слов «На другой день Герде опять позволили играть в чудес­ном цветнике... » до слов «... и опять пустилась в путь». Какие черты характера Герды не позволили ей остаться в чудесном цветнике старушки?

4.Что в истории третьей было реальным, а что — фантастиче­ским?






Группа 3. История четвёртая. Принц и принцесса.

1.Расскажите о встрече Герды и ворона (от лица Герды или от лица ворона) с начала истории до слов «Я сам там был и видел». Как вы понимаете фразу: «Слово „одна“ Герда поняла отлично и сразу почувствовала всё его значение»? Какое настроение было в этот момент у Герды? Почему она «чуть не задушила ворона по­целуями»? Какие черты характера Герды отразились в описании изменений её внутреннего состояния? Что в рассказе ворона о женихах принцессы описано с юмором?

2.Ответы на вопросы 4—5 пункта 5 из раздела учебника «Раз­мышляем о прочитанном».

3.Прочитайте по ролям или инсценируйте разговор Герды и воро­на со слов «„Ну, а Кай-

то, Кай?“ — спросила Герда» до слов «...ворон провёл девочку в маленькую полуотворённую дверцу». Почему Герда подумала, что принц — это Кай? Какие достоинства Кая опи­сывала она ворону? Какие чувства овладели Гердой, когда она узнала, что принц — это, возможно, Кай: обида, гордость, ра­дость, недоумение, злоба, нетерпение? Обоснуйте своё мнение. По­чему Герда не осталась во дворце? Как девочку характеризуют её чувства, действия и поступки?

4.Что в истории четвёртой было реальным, а что — фантастиче­ским?

6. Первичное закрепление

Понятие о художественной детали.

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке

1.Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Художественная деталь». Выделите в ней ключевые моменты.

2.Прокомментируйте следующие художественные детали и вы­явите их роль в сказке:

История вторая: «Кай весь дрожал, хотел прочесть „Отче наш“, но в уме у него вертелась одна таблица умножения». (Противопо­ставление разума и чувств.)

История третья: «...самым красивым из них [из цветов] как раз была роза — старушка забыла её стереть, когда загнала живые ро­зы в землю». (Лейтмотив сюжета: роза на шляпе — розы, за­гнанные под землю, — розы в домах Герды и Кая — розы в псалме о Младенце Христе.)

История четвёртая: «Она [ручная ворона] не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как по­лучила должность при дворе и слишком много ела». (Авторская ирония, отражение в сказке философии жизни.)

3.Выпишите примеры художественных деталей из историй 1—4. Какой смысл заключён в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция?

4.Перечислите волшебные события и фантастические образы в исто­риях 4—5 сказки. Зачем автор вводит их в своё повествование?

7. Обобщение и систематизация знаний

Итог урока

Константин Паустовский сказал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою, и доброго человеческого сердца над злым». (Слад 15)

-А чему научились вы?

Дружба – это одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.

-кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания – истинный друг? (Слад 16)

-что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

8. Рефлексия учебной деятельности







-Достигли ли вы цели, решили проблему урока?

-Активно ли вы работали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке?

Самоанализ: продолжите фразу: (Слад 17)

Сегодня на уроке я узнал…..

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я познакомился…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я закрепил…

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Или я испытываю трудности…


Оценки за урок.


9. Домашнее задание (инструктаж по выполнению) (Слад 18)

1. Подготовить выразительное чтение и пересказ 5-7 историй из сказки Андерсена «Снежная королева» (стр. 235-250);

2. Задание 4 из раздела «Размышляем о прочитанном»;

3. Дополнительное задание: рассказать об одном из второстепенных героев сказки (на выбор).



Спасибо за урок. До свидания. (Слад 19)



УМК:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2015.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 5 класс. –М.: Просвещение, 2014.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.

4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

5.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.


Дополнительный материал:

1.Портрет Х.К.Андерсена.

2.Литературоведческий словарь.















Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Урок № 92

Тема: Х.К.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей;

-учить детей анализировать художественное произведение;
- развивать у школьников умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и анализировать ее;
- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра и взаимовыручки;
- воспитывать уважительное отношение к литературным сказкам;
- развивать навыки логического мышления, умение делать выводы;
- развивать творческие способности учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: 

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  словесный, наглядный, практический.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, презентация к уроку, проектор, иллюстрации к сказке, толковые словари.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Предметные:

-уметь говорить о литературном художественном образе;

- видеть способы создания образа и называть их, объяснять их роль в создании образа;

-понимать отношение автора к изображаемым событиям и героям;

-знать содержание произведения и помнить его;

- пересказывать произведение с включением художественных деталей, передающих отношение автора;

-отбирать эпизоды для характеристики героя

Метапредметные:

регулятивные:

-определять и формулировать задачу собственной деятельности на уроке;

-ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

-определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

-уважать мнение товарищей по группе;

коммуникативные:

-понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

-вести диалог с учащимися класса, с учителем;

-высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии

Личностные:

-определять своё отношение к прочитанному;

-уметь сопереживать героям произведения;

-совершенствовать культуру речи;

-стремиться к развитию художественного вкуса;

-осознавать свою связь с окружающим миром;

-осознавать свою нравственную позицию.







Основное содержание урока.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Вну­тренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке.


Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.
Эмоциональный настрой 

Фрагмент аудио и видеозаписи из сказки «Снежная королева»


Актуализация необходимых знаний

-Назвать произведение, о котором был начат разговор на предыдущем уроке;

-Вспомнить содержание и выводы этого разговора.


2.Проверка домашнего задания. Задание 4 из раздела «Размышляем о прочитанном»


3. Объявление темы и цели урока.

Кай и Герда – главные герои сказки «Снежная королева», которые уже давно дружили. Они так привыкли друг к другу, что готовы были пойти на подвиг ради дружбы.
Так случилось, что проявлять всю силу своего характера пришлось Герде. Кай попал в плен к Снежной королеве не по собственной воле. Он не смог своими силами избавиться от кусочка льда, который превратил его в черствого мальчика. Герда же знала Кая доброжелательным, красивым и радушным. Она верила, что к Каю возвратятся его добродетели. Надо только немножечко ему помочь. 
Г.Х. Андерсен утверждает, что сила любви и чувство искренней дружбы способны создавать чудо. Давайте в этом убедимся.


Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова:

«Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти»


-Ребята, сформулируйте тему урока.

-Тема урока: Х.К.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

(Запись даты и темы урока в тетрадь)

Мотивация учебной деятельности.

Продолжить работу по осмыслению сказки, охарактеризовать образы главных героев; называют действия, которые нужно совершить, чтобы решить поставленные задачи; формулирование вопросов, на которые хотят найти ответы к концу урока.

Работа с толковыми словарями С.Ожегова и В.Даля

-Ребята, давайте обратимся за помощью к словарям.

Найти значение слов дружба, верность, любовь.

3. Актуализация знаний

Обобщающая беседа (вспоминая прочитанное):

  • Куда попала Герда после того, как ушла из дома?

  • Сложно ли ей было жить у женщины, умевшей колдовать?

  • Как она проявила себя в своём первом испытании?

  • Какие трудности она испытала во дворце принца и принцессы?

  • Какие черты характера Герды проявились в её рассказе ворону

о Кае?

  • Почему Герда не осталась у старушки и во дворце? Как это её характеризует?




  • Кого из героев третьей и четвёртой историй можно считать дру­зьями или врагами Герды? Обоснуйте свою позицию. Почему люди и животные помогали Герде?



4. Обобщение и систематизация знаний

Изучение прочитанных дома глав (в группах):


Группа 1. История пятая. Маленькая разбойница.

1.Перескажите кратко, как Герда попала к разбойникам. Почему они не убили Герду? Как рассказ Герды о её любви к Каю по­действовал на Маленькую разбойницу?

2.Дайте устное описание иллюстрации «Зверинец Маленькой раз­бойницы». Как вела себя Маленькая разбойница со своими пи­томцами? Как к этому относилась Герда?

3.Прочитайте по ролям эпизод «Маленькая разбойница отправ­ляет Герду в Лапландию» со слов: «Лесные голуби в клетке тихо ворковали... » до конца истории пятой. Почему Маленькая раз­бойница отпустила Герду?

4.Сравните Герду и Маленькую разбойницу, сопоставляя их воз­раст, внешность, поведение, черты характера, отношение к жи­вотным, поступки. Приведите из сказки примеры, иллюстриру­ющие вашу позицию.


Группа 2. История шестая. Лапландка и финка.

1.Перескажите кратко, как Герда и олень побывали у лапландки и финки.

2.Дайте устное описание иллюстрации «Герда и северный олень на пути в Лапландию». Как усложнялся путь Герды от Малень­кой разбойницы к лапландке, от лапландки к финке и от финки в сад Снежной королевы?

3.Прочитайте по ролям диалог оленя и финки. Как понять слова финки о маленькой Герде: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». В чём сила Герды?

4.Сравните лапландку и финку, сопоставляя их жилища, внеш­ний вид, занятия, отношение к Герде. Почему их можно счи­тать друзьями Герды?


Группа 3. История седьмая. В чертогах Снежной коро­левы.

1.Перескажите кратко, как выглядели чертоги Снежной короле­вы и как в них жилось Каю. Предположите, почему Кай не мог сложить изо льда слово вечность. Почему Снежная королева была врагом Герды?

2.Дайте устное описание иллюстрации «Герда находит Кая в чер­тоге Снежной королевы». Как Кай избавился от осколка дья­вольского зеркала? Только ли слёзы Герды растопили его ледя­ное сердце или была более глубокая причина его спасения? Как понять слова: «...его отпускная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами»?

3.Сравните Кая и Герду (возраст, знание наук, занятия, отношение к жизни и людям, сила характера, целеустремленность, преодоление ис­пытаний, способность любить).

4.Прочитайте по ролям эпизод «Встреча с Маленькой разбойни­цей» со слов: «Вот перед ними и лес» до конца сказки. Как понять слова Евангелия: «Если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» — и слова финала сказки: «...оба уже взрослые, но дети сердцем и душою»?


Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Ответить на вопросы 6,7,8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (стр.248)


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обобщающая беседа о характере главной героини и со­ставление плана её характеристики













План характеристики Герды


Тайна имени героини


Происхождение и возраст героини


Внешность Герды и её вну­тренняя красота


Образ жизни и воспитание девочки


Мир вещей, характеризу­ющий героиню


Друзья и враги Герды


Черты характера героини: доброта, способность к со­чувствию и любви, умение дружить, решительность, це­леустремлённость, воля к по­беде, непреклонность в пре­одолении трудностей, муже­ство, вера в победу и др.


Речь героини, её особенности (это может быть индивиду­альным исследовательским заданием)


Оценка героини другими пер­сонажами


Авторское отношение к геро­ине, способы его выражения


Читательские оценки образа Герды и их аргументация



6. Контроль усвоения

1.Беседа по вопросам пособия Н.В.Беляевой (стр.212).

2.Работа у доски и в тетрадях

Распределите героев сказки на 2 группы: друзья и враги Герды

-Почему друзей больше, чем врагов?

(Друзья: Кай, бабушка, птицы, река, розы, Принц и Принцесса, маленькая разбойница, олень, финка, лапландка.

Враги: Снежная королева, Троль, старуха-колдунья, разбойники, передовые отряды Снежной королевы).


7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.

Вывод: Любовь может преодолеть всё.


Ответить на вопросы:

-О чём сегодня узнали на уроке?

-Что нового открыли для себя?

- О чём заставили задуматься выводы к сказке Андерсена, позиция автора сказки?

Самоанализ:

-Достижения

-Сложности


Оценки за урок.


8. Домашнее задание (инструктаж по выполнению)

1.Составить письменную характеристику Герды с использова­нием цитирования (по плану).

Подготовить устный рассказ о Снежной королеве.

2. Подготовить к защите проект «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».




УМК:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2015.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 5 класс. –М.: Просвещение, 2014.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.

4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

5.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.


Дополнительный материал:

1.Иллюстрации к историям сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».
2. Толковые словари.





















































Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Урок № 93

Тема: Х.К.Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

(урок закрепления)

Задачи:

-формировать умение учащихся в составлении сопоставительной характеристики

учить находить эпизоды для сопоставления, основания для сопоставления, делать выводы об общем и различном;

-углубить представления о художественном произведении как об отражении авторского восприятия мира;

- совершенствовать умение учащихся отбирать материал, необходимый для ответа на вопрос, для выполнения задания;

-определить место сказки «Снежная королева» в списке книг для обязательного чтения.

Формы организации познавательной деятельности: 

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: 

словесный, наглядный, работа с книгой, проблемные вопросы, беседа, участие в коллективной дискуссии, практическая работа, тестирование.

Ресурсы урока: 

учебник литературы, тетрадь; презентация к уроку, компьютер, мультипроектор; материалы проектов, подготовленных учащимися; толковый словарь; отрывки из мультфильма «Снежная королева».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- понимать, какие требования предъявляются к сопоставительной характеристике героев произведения;

- уметь отбирать материал для сопоставительной характеристики;

-делать выводы об авторской позиции в произведении;

-формулировать авторскую позицию в произведении;

- понимать и объяснять художественную ценность произведения;

- рассказывать о своём восприятии произведения

Метапредметные:

регулятивные:

- определять соответствие содержания собственной работы поставленной задаче;

- корректировать содержание работы, исправлять в соответствии с поставленной задачей;

- уметь оценивать качество своей работы, находить причину неудачи;

- ставить перед собой задачу исправления проведён-

ной работы, добиваться выполнения поставленной задачей;

коммуникативные:

- формулировать позицию автора и аргументировать своё понимание позиции автора;

- высказывать и аргументировать своё мнение об авторской позиции

Личностные:

- определять своё отношение к прочитанному;

- совершенствовать культуру письменной речи;

- вырабатывать отношение к позиции автора и объяснять его;

- развивать художественный вкус;

- осознавать свою нравственную позицию

Основное содержание урока:

Снежная королева и Герда - противопо­ставление красоты внутренней и внешней.

Победа добра, любви и дружбы.


Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.
Эмоциональный настрой 

Пожелание удачи на уроке.


2. Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых знаний.

1.Учитель напоминает, что на прошлом уроке было дано задание охарактеризовать Герду,

просит назвать основные выводы, к которым пришли в ходе выполнения этого задания.

2. Спрашивает, есть ли в сказке герой, который противопоставлен Герде, просит

назвать его.

Работа со словарём

Дать толкование словам

противопоставить, противопоставление; сопоставить, сопоставление


3. Постановка задач урока.

-Сделайте вывод о том, какая задача будет стоять на уроке, если прозвучали слова

противопоставить, противопоставление; сопоставить, сопоставление?

-Задача урока будет заключаться в сопоставлении Герды и Снежной королевы.

Называют действия, которые надо выполнить, чтобы составить сопоставительную характеристику героев произведения.


Мотивация учебной деятельности учащихся.

Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева», называют эпизод.


4. Первичное закрепление (в знакомой ситуации)

1.Читают характеристику Герды, написанную дома.

2. С каких действий надо начать составлять сопоставительную характеристику.

Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что сопоставительную характеристику надо начинать с составления плана работы.

3.Под руководством учителя составляют план сопоставительной характеристики

Герды и Снежной королевы.


Составление плана сравнительной характеристики Герды и Снежной королевы:

  1. Возраст и внешность Герды и Снежной королевы.

  2. Первое появление героинь в сказке.

  3. Отношение героинь к Каю.

  4. Символический мир вещей, характеризующих героинь.

  5. Поступки героинь и их цели.

  6. Героини в оценке других героев сказки.

  7. Авторская оценка героинь.

  8. «Что есть красота?» Внешняя и внутренняя красота чело­века.



4.Заполняют таблицу, отбирая из сказки эпизоды, подтверждающие выводы о

свойствах образов Герды и Снежной королевы.

5.Формулируют вывод к сопоставительной характеристике Герды и Снежной

королевы, определяют позицию автора по отношению к героям сказки, причину победы Герды над Снежной королевой.

6. Зачитывают выводы к сопоставительной характеристике героинь сказки и раз-

мышления о позиции автора.





Закрепление знаний в изменённой ситуации

Контроль знаний. Тестовое задание (демонстрируется на экране)

5. Творческое применение знаний

1.Проблемное задание «Соотнесение»

Распределить: «холодная красота», «заледеневшее сердце», «как мёртвая», «из маленькой снежинки превратилась в женщину»

Троп

Определение

Пример

Эпитет

Красочное, образное определение, подчёркивающее качества, свойства предмета или явления


Метафора

Употребление слова в переносном значении


Сравнение

Сопоставление одного предмета с другим с помощью союзов как, будто, словно и т.п.


Гипербола

Преувеличение для усиления художественного впечатления




2.Защита проектов «Сказка „Снежная королева“ в иллюстрациях» или «Наши иллюстрации к сказке „Снежная королева“».


6. Рефлексия

Итог урока

1.Какие знания приобрёл каждый из вас, прочитав сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева?»

-«Красота живого сердца победила красоту льда!»

-«Сердце девочки было очень горячим, в нём не было места для холода.»

-«В сердце Герды жила любовь!»

2.Что в сказке является символом безграничной любви и красоты? -Розы!


Вывод:

Доброжелательность, вера в победунад Снежной королевой, горячее, искреннее сердце и любовь помогли Герде достичь своей цели. Кай был спасён.

Мы не раз с вами убедились в том, победа любви и добра над злом – главная тема сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».


Наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Х.К.Андерсена

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»


Выставление оценок (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)


7. Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная игла».

Индивидуальное задание: Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.

Составить вопросы для викторины по сказкам Андерсена.





УМК:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2015.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 5 класс. –М.: Просвещение, 2014.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.

4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

5.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.


Дополнительный материал:

1.Мультфильм «Снежная королева».
2. Толковые словари.

















































Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Урок № 94

Тема: Сказки Х.-К. Андерсена.

«В чём проявляется волшебство в сказках Андерсена?»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Задачи:

-обобщить знания учащихся о творчестве Х.-К. Андерсена;

-продолжить формировать представления об авторской позиции в литературной сказке;

- углубить представления о художественном произведении как о способе отражения авторского восприятия картины мира;

-учить находить общие идеи в различных произведениях автора;

-совершенствовать умение учащихся выразительно и осмысленно читать;

-совершенствовать умения учащихся в различных видах пересказа

Формы организации познавательной деятельности: 

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: 

проблемные вопросы, беседа, участие в коллективной дискуссии, практическая работа, тестирование.

выразительное чтение сказок (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование их фрагментов, устные ответы на проблемные вопро­сы (с использованием цитирования), устное иллюстрирование

Ресурсы урока: 

учебник литературы, тетрадь; презентация к уроку, компьютер, мультипроектор; сборник сказок Андерсена, иллюстрации с изображением предметов из сказок Андерсена.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Предметные:

-отвечать на вопросы проблемного характера, связанные с пониманием авторской позиции;

-пересказывать главные эпизоды произведения;

-сопоставлять разные произведения одного автора, выявлять общие идеи автора;

-рассказывать о произведениях автора;

-знать и помнить содержание сказок Х.-К. Андерсена;

-пересказывать произведение с включением речи героев, с передачей значимых деталей и подробностей;

-рассказывать о своём восприятии произведения

Метапредметные:

регулятивные:

-определять задачу собственной деятельности на уроке и формулировать эту задачу;

-действовать в соответствии с учебной задачей,

достигать её решения;

-определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

- работать в группе, быть полезным группе;

коммуникативные:

-вести диалог с учащимися класса, с учителем;

-высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии

Личностные:

-определять своё отношение к прочитанному;

-совершенствовать культуру речи;

-определять отношение к авторской позиции, давать ей оценку;



-осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Основное содержание урока:

Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира.



Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.
Эмоциональный настрой 

Пожелание удачи на уроке.

2. Постановка цели и задач урока

1.Предлагаю вспомнить прочитанные сказки Х.-К. Андерсена. Посмотрите на изображения предметов, которые присутствуют в сказках Х.-К. Андерсена: скорлупка ореха, гребешок, оловянный солдатик, бумажная балерина, коробка спичек, перо лебедя, стебель крапивы и т. д.,

выберете какой-либо предмет и расскажите, из какой сказки он взят и какую роль играл в ней.

2. Есть ли среди изображенных предметов, те, которые можно назвать волшебными?

Если таких предметов нет, то как же тогда создаётся волшебство в сказках Х.-К. Андерсена?

3. Сформулируйте тему урока.

-Сказки Х.-К. Андерсена.

«В чём проявляется волшебство в сказках Андерсена?»

Мотивация учебной деятельности учащихся

Рассуждают, как создаётся волшебство в сказках Х.-К. Андерсена, если в них

нет магических предметов. Слушают учителя, записывают цель урока: определить, как создаётся волшебство в сказках Х.-К. Андерсена.

Называют действия, которые нужно совершить на уроке, чтобы достичь цели

и ответить на вопрос: Как создаётся волшебство в сказках Х.-К. Андерсена?

3. Актуализация знаний

Работа в группах

План презентации сказки (общий для всех групп).

  • Название сказки, год её написания.

  • Пересказ сюжета сказки (используются различные виды пере­сказов).

  • Инсценирование фрагмента сказки.

  • Ответы на проблемные вопросы.

  • Показ и защита иллюстраций к сказке.

  • Викторина по сказке «Ищем самого внимательного читателя».


Группа 1.

Сказка «Огниво» (1835).

1.Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор с ведьмой» с начала сказки до слов «...огниво сунул в карман и от­правился прямо в город».

2.Выборочный пересказ фрагмента «Жизнь солдата в городе».

3.Ответы на проблемные вопросы:

Какую роль играют деньги в жизни человека?

Как солдат относился к деньгам и как это его характеризует?

Почему, по-вашему, автор делает героем сказки солдата?

Почему в финале солдат становится королём?

4.Защита иллюстраций.

5.Вопросы для викторины (пятиклассники каждой группы могут предложить свои вопросы и задать их другим группам):

Откуда и куда шёл солдат? (С войны домой.)



На что нужно было сажать собак в подземелье? (На ведьмин синий клетчатый передник.)

Какой величины были глаза у третьей собаки и что вы знаете об этом сооружении? (Глаза у собаки были величиной с Круглую башню, построенную в Копенгагене астрономом Тихо Браге, кото­рый устроил в ней обсерваторию.)

Из чего был построен замок, в котором жила принцесса? (Из меди.)

Кто принёс солдату огниво, когда тот сидел в тюрьме? (Маль­чишка-сапожник.)


Группа 2.

Сказка «Дикие лебеди» (1838).

1.Краткий пересказ сюжета сказки с начала до слов: «...пока, на­конец, не показалась долгожданная земля — та, куда они летели».

2.Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента сказки «Эли­за в лесной пещере» со слов: «Задолго до захода солнца лебеди опу­стили сестру на скалу, перед большой пещерой...» до слов: «И король помчал её куда-то в горы, а охотники скакали следом».

3.Краткий пересказ финала сказки «Элиза в замке короля» со слов: «На закате они увидели колокольни и купола великолепного го­рода... » до конца сказки.

4.Ответы на проблемные вопросы:

Какие сказки о мачехе и падчерице напоминает сказка «Ди­кие лебеди»?

Зачем автор проводит своих положительных героев через ис­пытания?

Какой смысл в том, что Элиза плела кольчуги для братьев именно из крапивы? Подтвердите свои мысли текстом.

Какие мысли автора об истинной и ложной красоте звучат в сказке?

5.Защита иллюстраций.

6.Вопросы для викторины:

Чем и на чём писали принцы в школе? (На золотых досках алмазными грифелями.)

Во что превратились жабы, которые сели на тело Элизы в бассейне? Почему? (Жабы превратились в красные маки, но не смогли превратиться в розы, так как были отравлены ядом поцелуя мачехи.)

Как звали фею, которая рассказала Элизе, как спасти бра­тьев, и что вы знаете об этом имени и явлении? (Фею звали Фата-Моргана.)

Словарная работа

Большая советская энциклопедия. Фата-моргана (итал. fata morgana) — сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отда­лённые предметы видны многократно и с разнообразными ис­кажениями. Ф.-м. возникает, когда в нижних слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В резуль­тате отражения и преломления лучей реально существующие предметы дают на горизонте или над ним по нескольку иска­жённых изображений, частично налагающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину Ф.-м.


Группа 3.

Сказка «Ель» (1844, 1846).

1.Краткий пересказ сюжета сказки. Художественный пересказ фрагмента «Рождественский праздник» со слов: «Подошло Рож­дество, и ёлочку срубили первую» до слов «...роль её кончилась, и никто не обращал на неё внимания».

2.Инсценирование (чтение по ролям) фрагмента «Разговор ёлки с мышатами» со слов: «Наутро явились слуга и горничная... » до слов: «Но не так-то скоро это случилось».

3.Ответы на проблемные вопросы:

Почему эта сказка — грустная?

С какой целью автор изображает ёлку живым существом?

Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли приме­рами из текста.



Что хотел сказать автор последними словами сказки?

4.Защита иллюстраций.

5.Вопросы для викторины:

Как часто у ёлочки вырастали мутовки? (Мутовка — это новый кружок веток, который вырастает ежегодно; по количеству мутовок можно узнать возраст дерева.)

Что советовали ёлочке воздух и солнечный свет? (Радоваться жизни.)

Какая ёлочная игрушка осталась на ёлке после Рождества? (Зо­лотая звезда.)

Кто изрубил ёлку на растопку? (Слуга.)


Группа 4. Сказка «Штопальная игла» (1845, 1846).

1.Пересказ сказки от лица штопальной иглы.

2.Инсценирование (или чтение по ролям) фрагмента «Разговор иглы с бутылочным осколком» со слов: «Однажды возле неё что- то засверкало...» до слов: «...плакать неприлично!».

3.Ответы на проблемные вопросы:

Зачем автор делает героиней сказки штопальную иглу?

Какие отрицательные черты людей воплотил автор в образе иглы?

Прокомментируйте символический смысл сказки, соотнеся её с человеческой жизнью. Подтвердите свои мысли приме­рами из текста.

Найдите в сказке примеры, иллюстрирующие понятие ирония.

4.Защита иллюстраций.

5.Вопросы для викторины:

Чем стала штопальная игла, когда сломалась в первый раз? (Брошкой.)

Как штопальная игла оказалась на свободе? (Её кухарка вы­плеснула вместе с помоями.)

Как назвала штопальная игла пальцы на руке девицы? По­чему она дала пальцам такие названия? (Толстяк, блюдолиз, долговязый, златоперст, пер-музыкант.)

Кого игла считала своим отцом? (Солнце.)


4. Обобщение и систематизация знаний

Предъявляют результат работы в группах: называют сказку, читают по ролям

или инсценируют отрывок из сказки, демонстрируют рисунки к сказке.


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Отвечают на вопрос, что, по мысли Х.-К. Андерсена, является главным чудом

жизни, и подтверждают ответ обращением к одной из сказок писателя.


6. Контроль усвоения

Задают вопросы, которые составили для викторины.


7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итоговая беседа:

Какие ещё сказки Андерсена вы знаете? Охарактеризуйте крат­ко их главных героев.

Почему Андерсен делает героями сказок не только сказочных персонажей, но и обыкновенные домашние предметы?

Какие философские мысли о жизни человека мы почерпнули из сказок Андерсена?

Выставление оценок.


8. Домашнее задание

Прочитать сказки Андерсена «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей, «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2—3 сказки по выбору).

Подумать над проблемными вопросами следующего урока.



Конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Уроки № 95-96

Тема: Сказки Х.-К. Андерсена.

Уроки текущего контроля.

Тип урока: уроки развития речи и текущего контроля знаний и умений

Задачи:

-дополнить знания и представления учащихся о творчестве Х.-К. Андерсена через знакомство с содержанием статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок»;

-подготовить учащихся к устному ответу на вопрос проблемного характера о творчестве Х.-К. Андерсена;

- подготовить учащихся к письменному ответу на вопрос проблемного характера, связанный с пониманием взглядов, убеждений Х.-К. Андерсена, отражённых

в сказках;

-совершенствовать умения учащихся пересказывать художественное произведение и статью о творчестве писателя;

-формировать умение составлять план письменного и устного ответа;

-формировать умение подбирать цитаты для подтверждения собственного мнения.

Формы организации познавательной деятельности: 

Коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: 

проблемные вопросы.

Ресурсы урока: 

учебник литературы, тетрадь; презентация к уроку, компьютер, мультипроектор.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Предметные:

-отвечать на вопросы проблемного характера, связанные с пониманием авторской позиции;

-кратко пересказывать основные события в произведении;

-отвечать на вопросы, помогающие размышлять над произведением, находить авторскую позицию;

-рассказывать о произведениях автора;

-подбирать цитаты по заданной теме;

-знать и помнить содержание сказок Х.-К. Андерсена;

-читать и понимать статью учебника;

-рассказывать о своём понимании статьи учебника о писателе и произведении

Метапредметные:

регулятивные:

-заканчивая чтение статьи учебника, определять собственный уровень её понимания и очерчивать различные дальнейшие способы работы с ней:

пересказывать, перечитывать, цитировать;

-приступая к написанию письменного ответа на вопрос, определять цель этого ответа и действовать в соответствии с целью;

-действовать в соответствии с учебной задачей, достигать её решения;

-действовать в рамках жанра письменной работы, заданной учителем, быть точным в решении поставленной задачи;

коммуникативные:

-анализировать собственный устный ответ и собственную письменную работу с точки зрения выполнения коммуникативной задачи;

-формулировать собственную точку зрения, аргументировать её как в устном, так и письменном ответе.



Личностные:

-определять своё отношение к прочитанному;

-совершенствовать культуру устной речи;

-совершенствовать культуру письменной речи;

-проявлять интерес к чтению, понимать, что уровень начитанности способствует расширению кругозора;

-определять отношение к авторской позиции, высказанной в произведении, давать ей оценку;

-осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию

Основное содержание урока:

1.Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок».

2.Составление плана для ответа на проблемный вопрос.

3.Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?

  2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?

  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

  4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благород­ными?

Диагностика достижения планируемых результатов:

Оценка письменного ответа на вопрос, анализ достигнутого результата.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.
Эмоциональный настрой 

Пожелание удачи на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель напоминает, что в течение всей последней недели на уроках литературы шёл

разговор о сказках Х.-К. Андерсена, задаёт вопрос, почему Х.-К. Андерсену

уделено такое большое внимание.

Просит подумать, на какие вопросы о творчестве Х.-К. Андерсена и о его сказках ещё не найдены ответы.

Спрашивает, каким заданием обычно заканчивается изучение творчества того

или иного писателя на уроках литературы, какое задание обычно выполняют

учащиеся.

Просит сделать вывод, каким заданием закончится изучение творчества

Х.-К. Андерсена.

Просит подумать, какие действия помогут учащимся хорошо выполнить задание и написать хороший ответ на проблемный вопрос по творчеству Х.-К. Андерсена.

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

(Подбираются задания по объему или степени трудности, соответствующие программе и посильные для каждого ученика).

1.Чтение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок» на с. 249, 250 учебника.

2. Обсуждение статьи по вопросам 1, 2 из рубрики «Размышляем о прочитанном» на с. 250 учебника.

3. Работа по обсуждению задания 4 из рубрики учебника «Размышляем о прочитанном».

4. Ребятам предоставляются вопросы (материалы пособия Н. В. Беляевой, с. 224, 225)

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?

  2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?

  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

  4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благород­ными?




5. Проводится работа по составлению плана письменного ответа на вопрос.

Комментирование проблемных вопросов и составление планов письменных высказываний.

Вопрос 1. Почему Герда победила Снежную королеву?

План

  1. Герда и Снежная королева — героини сказки Андерсена.

  2. Внешность и главные черты характера Снежной королевы.

  3. Снежная королева как фантастический образ, олицетворя­ющий силы зла.

  4. Внешность и внутренний мир Герды.

  5. Герда как реалистический образ, олицетворяющий силы добра.

  6. Черты характера Герды, помогшие ей победить Снежную королеву:

  • доброта и сочувствие;

  • способность к дружбе и любви;

  • воля и мужество;

  • вера в победу и надежда на Божественную помощь.

  1. Мое отношение к победе Герды над Снежной королевой.

Вопрос 2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?

План

  1. Добро и зло как нравственные категории (посмотреть в сло­варе значение этих слов).

  2. Герои сказок Андерсена, олицетворяющие добро.

  3. Черты их сходства.

  4. Главные положительные качества их характеров.

  5. Их жизненные ценности.

  6. Герои сказок Андерсена, воплощающие зло.

  7. Черты их сходства.

  8. Их отрицательные качества, которые писатель осуждает; причины этого осуждения.

  9. Противопоставление нравственных категорий добра и зла в сказках Андерсена.

  10. Моё отношение к положительным и отрицательным геро­ям сказок и его аргументация.

Вопрос 3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

План

  1. Что такое мечта?

  2. Почему писатели не всегда высказывают свои мечты прямо?

  3. Что в жизни людей, по мнению Андерсена, мешает улуч­шать мир и достойно порицания?

  4. Как эти мысли автора отразились в его сказках?

  5. Какие качества и жизненные ценности человека восхища­ют писателя?

  6. Кто из героев сказок является воплощением мечты автора

о прекрасном мире?

  1. Что в мире должно исчезнуть и что должно развиваться, чтобы мечты писателя осуществились?

Вопрос 4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?

План

  1. Что такое благородство?

  2. Какие человеческие поступки считаются благородными?

  3. В каких сказках герои Андерсена совершают благородные поступки?

  4. Какие поступки Маленькой разбойницы, Элизы, Русалоч­ки, Соловья, Стойкого оловянного солдатика и других героев можно назвать благородными?

  5. Нужно ли в жизни совершать благородные поступки?





Выбирают один вопрос для письменного ответа.


Письменные ответы на проблемные вопросы по плану.

Анализ достигнутого результата.

4. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Почему сказки Х.-К. Андерсена переведены на многие языки мира, по некоторым данным, на 144 языка?

Среди них не только европейские языки, но и японский, китайский, чеченский, монгольский. Почему сказками Х.-К. Андерсена зачитываются во всём мире?



5.Домашнее задание

Ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Мастер снов и сказок»).

Прочитать роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (главы 1—5).

Индивидуальные задания. Найти в Интернете портреты писа­теля Марка Твена и изображения мест, связанных с его именем.



УМК:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2015.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.

4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

5.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!