СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации ""

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9 классе по теме "Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации ""»

  • 28.04.2021.

  • Предмет: химия

  • Класс:

  • УМК: О.С. Габриелян. Химия. 9 класс Учебник / Москва ; Дрофа, 2019 г

  • Название темы, раздела курса химии: Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 11 ч)

  • Место урока: 8 урок в теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

  • Тема урока: Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации

  • Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений. ( по ФГОС )

  • Методы обучения: Метод кластера,  общение, системно- деятельностный .

  • Формы работы с учащимися: фронтальная, беседа, химический эксперимент

  • Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, исследовательская технология, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технология сотрудничества

  • Основные понятия урока: вещества, состав веществ, классификация веществ, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции, признаки химической реакции , химические уравнения, коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, ионы, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена

  • Цель  урока: Создать условия для систематизации и обобщения, закрепления знаний учащихся, и осмысления практической значимости изученного материала о веществах- солях , химических реакций на основе освоения различных способов деятельности и выработки умений по применению знаний в комплексе.


  • Задачи урока:

Образовательные: обучающиеся должны повторить знания о классификации веществах, химических реакциях, правилах их составления, продолжить формирование умений и навыков: составление формул веществ, химических уравнений, расстановка коэффициентов, составления реакций ионного обмена, (предметный результат).

Развивающие: обучающиеся должны продолжить работу по развитию интеллектуальных и мыслительных умений (умение анализировать, сравнивать и обобщать); развивать познавательный интерес при выполнении лабораторных опытов, развивать речевые навыки, умения использовать изученный материал для выполнения типовых и нетиповых заданий (метапредметный результат).

Воспитательные: обучающиеся должны продолжить воспитывать культуру общения через работу в группах «ученик-ученик», «ученик-учитель» , умение слушать и слышать другого человека; воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, самостоятельность, нравственные качества - способности к взаимовыручке, сотрудничеству, адекватной самооценки (личностный результат).

Планируемые результаты:

ФГОС

Урок должен помочь обучающимся 9 класса сформировать следующие универсальные учебные действия;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные):

     1 ) Личностные УУД: Уметь управлять своей учебной деятельностью и определять свои потребности; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность, осознать возможность познаваемости окружающего мира на основе научных методов: наблюдения и эксперимента

      2) Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; уметь наблюдать за химическим экспериментом, анализировать, конструктивно оформлять свои выводы, оценивать уровень своих знаний и умений, владеть основами самоконтроля и самооценки


      3) Познавательные УУД:  научиться устанавливать причинно-следственные связи;.

     4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками ; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.


Предметные: совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации; наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии.

знать / понимать

понятия: состав веществ, классы веществ,, химические реакции, типичные реакции , признаки химической реакции, уравнения реакций-молекулярные и ионные,. коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, ионы,.

уметь составлять формулы, классифицировать, называть неорганические вещества,

уметь составлять уравнения химических реакций молекулярные и ионные,

описывать признаки химических реакций, давать анализ химическим реакциям.

приводить примеры веществ,

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ


работать с таблицей растворимости веществ, как справочным материалом



  • Способы отслеживания результатов работы ;

Применение учащимися опорных понятий темы при фронтальном опросе, отчете по эксперименту, выполнения заданий самоконтроля

Тесты, задания для индивидуальной работы и самопроверки знаний

1. Задание контролирует знание понятия «вещества», классификация веществ, номенклатура

2. Задание контролирует применение теоретических знаний о составе, классификации и типичных реакциях солей

3. Задание контролирует умение выполнять химический эксперимент, оформлять отчет.

4. Задание – самоконтроль, контролирует комплексное применение понятий: вещества-соли ,состав, номенклатура, типичные реакции. электролиты, электролитическая диссоциация, ионные уравнения.

  • Обеспечение урока:

компьютер, проектор, электронная презентация "СОЛИ",

раздаточный материал (тесты для самоконтроля, опорная схема темы, рабочие листы , листы для отчета, )., фломастеры,

  • Оборудование и реактивы: Химический эксперимент по группам:

1) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., . NаOH, , пробирка

2) штатив для пробирок, растворы: Nа2 SO4, H 2SO 4l., пробирка

3) штатив для пробирок, растворы: BaCl2, Na2 SO4., пробирка

4) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., Fe (гвоздь), пробирка

Структура урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений (ФГОС)

1.

Организационный этап

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

3

Этап актуализации знаний.

4.

Этап обобщения и систематизации знаний

5.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации

6.

Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Этап подведения итогов занятия


8.

Этап информации о домашнем задании











Технологическая карта


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный этап

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, организация внимания и создание рабочего и психологического настроя учащихся,

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих;

Подготовка их к работе на уроке;

психологический настрой учащихся

Добрый день всем ! Пусть он действительно будет для нас Добрым. !

Давайте его начнем с хорошим настроением., и по окончанию урока , я уверена, все будут довольны собой, результатами своей работы .


Ребята, у вас на столе есть рабочий лист .


Подпишите его.

Все записи, вы делаете в нем.

И в конце урока сдадите мне для проверки.


Приветствуют учителя, рассаживаются , проверяют готовность к уроку.

эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Быстро включаются в рабочий ритм

Регулятивные УУД: готовятся к началу урока.

Предметные УУД: настрой обучающихся на урок.

Коммуникативные УУД: настраиваются на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Для урока взят девиз , Латинской пословицы,

“Повторение – мать учения”,

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Что знаете – будете повторять!

Что забыли – будете вспоминать!

Знания свои будете применять!


Задания разные будем выполнять !


Вот и план работы

(слайд 1)

Но на доске нет записи темы урока

Я предлагаю вам самим определить её,

Слушают и участвуют в обсуждении ,настраиваются на дальнейшую работу.



Личностные УУД: самоопределение; положительное отношение к учению, желание работать на уроке.

Регулятивные УУД: целеполагание; учебно-познавательная мотивация ;

планирование учебного сотрудничества

3.

Этап актуализации знаний.


Цель: актуализировать опорные понятия , непосредственно связанные с темой

урока;

Создаёт ситуацию для самоопределения учащихся на результат познавательной деятельности на уроке,

Актуализация опорных понятий:

Вещества. Классификация, номенклатура


Мир неорганических веществ многообразен и по составу их делят на классы.

Какие классы веществ вы знаете?

Выполните задание 1.



Какого класса СЛОЖНЫХ веществ нет в вашем списке?


Тема урока….(слайд 2)


Подводит учащихся к теме урока

В совместной деятельности формулирует тему








Составляют формулы веществ, называют и классифицируют вещества



Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.




Формулируют тему урока ,

Регулятивные УУД:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний,

4.

Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: репродуктивное воссоздание изученного ранее материала,

привести в систему знания по теме, получить представление о качестве усвоения учащимися материала,


Организует работу, а затем фронтальную беседу по опорным понятиям темы

Из всех классов неорганических соединений класс солей наиболее многочисленный.
Соли широко распространены в природе и играют важную роль..


Пищевая, поваренная соль, пищевая, питьевая сода, медный купорос, перманганат калия (марганцовка), аммиачная селитра и… ---- вот перечень солей , имеющихся у нас в доме

(слайд 3)

ДАВАЙТЕ, составим единый «химический портрет» под названием С О Л И.

Выполнение задания 2 (ответы на вопросы)

фронтальная беседа,

составление КЛАСТЕРА (слайд 4-10)

ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК


Портрет готов! (Слайд 11)













Вспоминают информацию - характеристику класса веществ- солей,





Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем и составлению КЛАСТЕРА на доске




Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей;


Познавательные УУД:

развитие умения структурировать знания, , умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Ориентировка в системе знаний, извлечение из памяти сохранённой информации

5.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации


Цель: выполнение экспериментальных заданий на изученную тему, применение знаний и умений в комплексе.



(слайд 12 )

«Теория без практики мертва и бесплодна. Практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.» М.В. Ломоносов.


  • А сейчас я предлагаю поработать команде практиков


В инструкции дано задание, которые вы должны будете выполнить в течение 5-7 минут, а затем рассказать своим одноклассникам о проделанной работе, составив отчет


При выполнении работы соблюдайте правила техники безопасности

(слайд 13 )


(слайд 14)



  • Предлагает выполнение задания 3 ( все и у доски 2 человека)


Записать уравнения (молекулярные, ионные) возможных реакций, между веществами

А) K3 PO4 и Na OH –

Б) хлорид магния и карбонат калия


Беседа , объяснения


Отчет о работе на листе ( анализ химической реакции, запись уравнения реакции, вывод -правило)


















Учащиеся повторяют правила Т.Б.,






Учащиеся осуществляют учебные действия для решения заданий












Представляют отчет по работе, защита отчета.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей;

Регулятивные УУД: умения анализировать и оценивать действия.


6.

Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция




Цель: проверка уровня понимания учебного материала в системе , применение его для выполнения заданий.


  • Воспроизведение, проговаривание записи кластера – по цепочке)

  • Выполнение тестовых заданий по теме «Соли ».


Работа индивидуальная


Выполнение теста «Соли».


Самопроверка по ключу.

Выставление баллов, самооценка.












Выполняют проверочную работу- тест

Применяют знания для решения поставленных задач

Осуществляют самопроверку, оценку результатов по ключу, выставляют баллы








Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, самооценку своей работы: обнаруживать отклонения и отличия от эталона, понимание причины ошибки и собственные границы «знания».

Познавательные УУД:

развитие умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Ориентировка в системе знаний; применение их на практике, извлечение из памяти сохранённой информации


Коммуникативные: УУД: управление поведением самоконтроль, коррекция,

7.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Этап подведения итогов занятия

Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, анализ учебной деятельности, самооценка своей деятельности


Организует подведение итогов урока,


Вот и подходит к концу урок.


Давайте проверим, справились ли мы с планом, который составили для работы на уроке

Что знали – повторили!

Что забыли – вспомнили!


Знания свои применяли!


Задания разные выполняли !






Организует рефлексию — осмысление учащимися своей деятельности.

Подведем итоги урока (слайд 15)

1.Оцените знания и умения – за выполненный тест

Если вы набрали:

6 баллов – – оценка«5»

4-5 баллов – оценка«4»

3 баллов – оценка«3»

Меньше 3 баллов – вам нужно повторить материал темы


2. . ВСПОМНИТЕ,

ВНАЧАЛЕ УРОКА У ВСЕХ БЫЛО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ???

А сейчас ? Оцените его.



Перед работой на уроке я высказала предположение, что ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в начале работы приведет к хорошим результатам в конце. Так и получилось.


Проводит анализ настроений учеников.


И как тут не привести высказывание древнего китайского философа Конфуция

Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно ?


Древний мыслитель и философ Китая

(551 до н. э. - 479 до н. э.)

(слайд 16)
















Оценивают свою учебную деятельность , Проводят подсчет баллов и выставление оценок.

Выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности на уроке.

Получают моральное удовлетворение от своей работы.



Участвуют в выборе активной команды, анализируют свое настроение


Личностные УУД адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

умение полно и доступно для окружающих выражать свои мысли

Регулятивные УУД : способность осознать уровень усвоения материала, оценивание эффективности своей работы, вклада в достижение поставленных целей, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

8.

Этап информации о домашнем задании

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания, способствовать осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных знаний и умений;


Спасибо за работу, запишите

Домашнее задание ,


Читает подготовленную запись на доске:

(слайд 17)


  • На «5» баллов -- хим. реакций для солей ( типичные свойства + особые свойства)

  • На «4» балл - хим. реакций для солей (типичные свойства)

  • Творческое задание (дополнительная оценка) подготовить сообщение об отдельной соли.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Выбирают задание с учетом своих желаний, убеждаются в их посильности.

Личностные УУД : - формирование личностного самоопределения, умение оценить свои потребности в плане будущего. Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания


Релаксация ( по времени)

Благодарит за урок, пожелание удачи на следующих уроках.

Урок закончен. Ещё раз благодарю всех за работу

Жду вас на следующий урок химии.

Завершение урока. (слайд 18)



СЛУШАЮТ МУЗЫКУ











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!