28.04.2021.
Предмет: химия
Класс: 9а
УМК: О.С. Габриелян. Химия. 9 класс Учебник / Москва ; Дрофа, 2019 г
Название темы, раздела курса химии: Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 11 ч)
Место урока: 8 урок в теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
Тема урока: Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений. ( по ФГОС )
Методы обучения: Метод кластера, общение, системно- деятельностный .
Формы работы с учащимися: фронтальная, беседа, химический эксперимент
Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, исследовательская технология, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технология сотрудничества
Основные понятия урока: вещества, состав веществ, классификация веществ, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции, признаки химической реакции , химические уравнения, коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, ионы, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена
Цель урока: Создать условия для систематизации и обобщения, закрепления знаний учащихся, и осмысления практической значимости изученного материала о веществах- солях , химических реакций на основе освоения различных способов деятельности и выработки умений по применению знаний в комплексе.
Образовательные: обучающиеся должны повторить знания о классификации веществах, химических реакциях, правилах их составления, продолжить формирование умений и навыков: составление формул веществ, химических уравнений, расстановка коэффициентов, составления реакций ионного обмена, (предметный результат).
Развивающие: обучающиеся должны продолжить работу по развитию интеллектуальных и мыслительных умений (умение анализировать, сравнивать и обобщать); развивать познавательный интерес при выполнении лабораторных опытов, развивать речевые навыки, умения использовать изученный материал для выполнения типовых и нетиповых заданий (метапредметный результат).
Воспитательные: обучающиеся должны продолжить воспитывать культуру общения через работу в группах «ученик-ученик», «ученик-учитель» , умение слушать и слышать другого человека; воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, самостоятельность, нравственные качества - способности к взаимовыручке, сотрудничеству, адекватной самооценки (личностный результат).
Планируемые результаты:
ФГОС |
Урок должен помочь обучающимся 9 класса сформировать следующие универсальные учебные действия; Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные): 1 ) Личностные УУД: Уметь управлять своей учебной деятельностью и определять свои потребности; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность, осознать возможность познаваемости окружающего мира на основе научных методов: наблюдения и эксперимента 2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; уметь наблюдать за химическим экспериментом, анализировать, конструктивно оформлять свои выводы, оценивать уровень своих знаний и умений, владеть основами самоконтроля и самооценки 3) Познавательные УУД: научиться устанавливать причинно-следственные связи;. 4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками ; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли. Предметные: совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации; наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии. знать / понимать понятия: состав веществ, классы веществ,, химические реакции, типичные реакции , признаки химической реакции, уравнения реакций-молекулярные и ионные,. коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, ионы,. уметь составлять формулы, классифицировать, называть неорганические вещества, уметь составлять уравнения химических реакций молекулярные и ионные, описывать признаки химических реакций, давать анализ химическим реакциям. приводить примеры веществ, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ работать с таблицей растворимости веществ, как справочным материалом |
Применение учащимися опорных понятий темы при фронтальном опросе, отчете по эксперименту, выполнения заданий самоконтроля
Тесты, задания для индивидуальной работы и самопроверки знаний
1. Задание контролирует знание понятия «вещества», классификация веществ, номенклатура
2. Задание контролирует применение теоретических знаний о составе, классификации и типичных реакциях солей
3. Задание контролирует умение выполнять химический эксперимент, оформлять отчет.
4. Задание – самоконтроль, контролирует комплексное применение понятий: вещества-соли ,состав, номенклатура, типичные реакции. электролиты, электролитическая диссоциация, ионные уравнения.
компьютер, проектор, электронная презентация "СОЛИ",
раздаточный материал (тесты для самоконтроля, опорная схема темы, рабочие листы , листы для отчета, )., фломастеры,
1) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., . NаOH, , пробирка
2) штатив для пробирок, растворы: Nа2 SO4, H 2SO 4l., пробирка
3) штатив для пробирок, растворы: BaCl2, Na2 SO4., пробирка
4) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., Fe (гвоздь), пробирка
Структура урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений (ФГОС)
1. | Организационный этап |
2. | Мотивация к учебной деятельности. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
3 | Этап актуализации знаний. |
4. | Этап обобщения и систематизации знаний |
5. | Этап применения знаний и умений в новой ситуации |
6. | Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности. Этап подведения итогов занятия |
8. | Этап информации о домашнем задании |
Технологическая карта
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный этап Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, организация внимания и создание рабочего и психологического настроя учащихся, | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; Подготовка их к работе на уроке; психологический настрой учащихся Добрый день всем ! Пусть он действительно будет для нас Добрым. ! Давайте его начнем с хорошим настроением., и по окончанию урока , я уверена, все будут довольны собой, результатами своей работы . Ребята, у вас на столе есть рабочий лист . Подпишите его. Все записи, вы делаете в нем. И в конце урока сдадите мне для проверки. | Приветствуют учителя, рассаживаются , проверяют готовность к уроку. эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Быстро включаются в рабочий ритм | Регулятивные УУД: готовятся к началу урока. Предметные УУД: настрой обучающихся на урок. Коммуникативные УУД: настраиваются на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель : выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). Для урока взят девиз , Латинской пословицы, “Повторение – мать учения”, СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Что знаете – будете повторять! Что забыли – будете вспоминать! Знания свои будете применять! Задания разные будем выполнять ! Вот и план работы (слайд 1) Но на доске нет записи темы урока Я предлагаю вам самим определить её, | Слушают и участвуют в обсуждении ,настраиваются на дальнейшую работу. | Личностные УУД: самоопределение; положительное отношение к учению, желание работать на уроке. Регулятивные УУД: целеполагание; учебно-познавательная мотивация ; планирование учебного сотрудничества |
3. | Этап актуализации знаний. Цель: актуализировать опорные понятия , непосредственно связанные с темой урока; | Создаёт ситуацию для самоопределения учащихся на результат познавательной деятельности на уроке, Актуализация опорных понятий: Вещества. Классификация, номенклатура Мир неорганических веществ многообразен и по составу их делят на классы. Какие классы веществ вы знаете? Выполните задание 1. Какого класса СЛОЖНЫХ веществ нет в вашем списке? Тема урока….(слайд 2) Подводит учащихся к теме урока В совместной деятельности формулирует тему | Составляют формулы веществ, называют и классифицируют вещества Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока , | Регулятивные УУД: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения). Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, |
4. | Этап обобщения и систематизации знаний Цель: репродуктивное воссоздание изученного ранее материала, привести в систему знания по теме, получить представление о качестве усвоения учащимися материала, | Организует работу, а затем фронтальную беседу по опорным понятиям темы Из всех классов неорганических соединений класс солей наиболее многочисленный. Соли широко распространены в природе и играют важную роль.. Пищевая, поваренная соль, пищевая, питьевая сода, медный купорос, перманганат калия (марганцовка), аммиачная селитра и… ---- вот перечень солей , имеющихся у нас в доме (слайд 3) ДАВАЙТЕ, составим единый «химический портрет» под названием С О Л И. Выполнение задания 2 (ответы на вопросы) фронтальная беседа, составление КЛАСТЕРА (слайд 4-10) ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК Портрет готов! (Слайд 11) | Вспоминают информацию - характеристику класса веществ- солей, Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем и составлению КЛАСТЕРА на доске | Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей; Познавательные УУД: развитие умения структурировать знания, , умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Ориентировка в системе знаний, извлечение из памяти сохранённой информации |
5. | Этап применения знаний и умений в новой ситуации Цель: выполнение экспериментальных заданий на изученную тему, применение знаний и умений в комплексе. | (слайд 12 ) «Теория без практики мертва и бесплодна. Практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.» М.В. Ломоносов. В инструкции дано задание, которые вы должны будете выполнить в течение 5-7 минут, а затем рассказать своим одноклассникам о проделанной работе, составив отчет При выполнении работы соблюдайте правила техники безопасности (слайд 13 ) (слайд 14) Записать уравнения (молекулярные, ионные) возможных реакций, между веществами А) K3 PO4 и Na OH – Б) хлорид магния и карбонат калия Беседа , объяснения Отчет о работе на листе ( анализ химической реакции, запись уравнения реакции, вывод -правило) | Учащиеся повторяют правила Т.Б., Учащиеся осуществляют учебные действия для решения заданий Представляют отчет по работе, защита отчета. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей; Регулятивные УУД: умения анализировать и оценивать действия. |
6. | Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: проверка уровня понимания учебного материала в системе , применение его для выполнения заданий. | Воспроизведение, проговаривание записи кластера – по цепочке) Работа индивидуальная Выполнение теста «Соли». Самопроверка по ключу. Выставление баллов, самооценка. | Выполняют проверочную работу- тест Применяют знания для решения поставленных задач Осуществляют самопроверку, оценку результатов по ключу, выставляют баллы | Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, самооценку своей работы: обнаруживать отклонения и отличия от эталона, понимание причины ошибки и собственные границы «знания». Познавательные УУД: развитие умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Ориентировка в системе знаний; применение их на практике, извлечение из памяти сохранённой информации Коммуникативные: УУД: управление поведением самоконтроль, коррекция, |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности. Этап подведения итогов занятия Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, анализ учебной деятельности, самооценка своей деятельности | Организует подведение итогов урока, Вот и подходит к концу урок. Давайте проверим, справились ли мы с планом, который составили для работы на уроке Что знали – повторили! Что забыли – вспомнили! Знания свои применяли! Задания разные выполняли ! Организует рефлексию — осмысление учащимися своей деятельности. Подведем итоги урока (слайд 15) 1.Оцените знания и умения – за выполненный тест Если вы набрали: 6 баллов – – оценка«5» 4-5 баллов – оценка«4» 3 баллов – оценка«3» Меньше 3 баллов – вам нужно повторить материал темы 2. . ВСПОМНИТЕ, ВНАЧАЛЕ УРОКА У ВСЕХ БЫЛО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ??? А сейчас ? Оцените его. Перед работой на уроке я высказала предположение, что ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в начале работы приведет к хорошим результатам в конце. Так и получилось. Проводит анализ настроений учеников. И как тут не привести высказывание древнего китайского философа Конфуция Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно ? Древний мыслитель и философ Китая (551 до н. э. - 479 до н. э.) (слайд 16) | Оценивают свою учебную деятельность , Проводят подсчет баллов и выставление оценок. Выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности на уроке. Получают моральное удовлетворение от своей работы. Участвуют в выборе активной команды, анализируют свое настроение | Личностные УУД адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД: умение полно и доступно для окружающих выражать свои мысли Регулятивные УУД : способность осознать уровень усвоения материала, оценивание эффективности своей работы, вклада в достижение поставленных целей, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности |
8. | Этап информации о домашнем задании Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания, способствовать осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных знаний и умений; | Спасибо за работу, запишите Домашнее задание , Читает подготовленную запись на доске: (слайд 17) На «5» баллов -- хим. реакций для солей ( типичные свойства + особые свойства) На «4» балл - хим. реакций для солей (типичные свойства) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания Выбирают задание с учетом своих желаний, убеждаются в их посильности. | Личностные УУД : - формирование личностного самоопределения, умение оценить свои потребности в плане будущего. Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания |
| Релаксация ( по времени) | Благодарит за урок, пожелание удачи на следующих уроках. Урок закончен. Ещё раз благодарю всех за работу Жду вас на следующий урок химии. Завершение урока. (слайд 18) | СЛУШАЮТ МУЗЫКУ | |