ОРКСЭ
Тема: Хранители предания в религиях мира.
Цели: знакомство с особенностями религиозной иерархии и функциями хранителей предания в религиях мира; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; воспитывать гражданственность, уважение к предмету.
Ход урока
1.Организационый момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний: работа в группах
- Вспомните, о чём шла речь на прошлом уроке?
- Распознайте по описанию, о какой священной книге идёт речь?
В переводе это слово означает «Чтение». В понимании верующих эта книга – прямая речь Бога, обращённая к людям. В ней 114 частей, которые называются сурами. | | Трипитака |
Это Священная книга включает в себя две части – Ветхий Завет и Новый Завет. В переводе означает «Книги» | | Коран |
Это свод священных текстов, созданных в V-III в. до нашей эры. Тексты были записаны на пальмовых листьях. В переводе означает «Три корзины». | | Тора |
Слово в переводе на русский язык означает «учение». Это писание состоит из пяти книг, пишется с древности до наших дней вручную, справа налево на пергаменте (особым образом выделанной коже теленка). Кусок пергамента скрепляются в один большой свиток и хранятся в храме в особом священном шкафу. | | Библия |
3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
- Чем являются для людей священные книги?
- Разберите по составу слово «хранитель».
- Зачем нам нужны хранители историй?
СЛАЙД
- В Толковом словаре дано такое толкование слова «Хранитель»
1. Тот, кто охраняет что-либо
2. Тот, кто хранит незыблемость чего-либо, кто остается верен чему-либо
3. В составе названий некоторых должностей
- Как вы думаете, какое из значений слова подходит к нашему уроку?
- Какова тема нашего урока?
- Мы узнаем о хранителях преданий в каждой религии, их роли в жизни верующих людей.
4. Знакомство с хранителями религий.
а) Беседа учителя.
- На предыдущих уроках вы узнали, что каждая религия имеет свои священные книги. Но ведь только книг для верующего человека недостаточно, чтобы общаться с Богом. Люди всегда нуждались в тех, кто хранил религиозные традиции, мог растолковать значение тех или иных событий с точки зрения религии, дать совет. Каждая религия имеет свои обряды. Всё это могли делать только те люди, которые были посредниками между Богом и человеком.
б) Работа с кроссвордом
- Ваша задача – прочитать текст (Приложение 1), найти ответы на задания кроссворда «Хранители предания в религиях мира».
Реши кроссворд:
христианский служитель религиозного культа
сообщество верующих, то есть весь исламский мир.
друид - ……… преданий
в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.
название буддийской общины
авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
предводитель мусульман
служитель богов
лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
в переводе с греческого – надсматривающий
в) Проверка с образца с зачитыванием доказательств из текстов
5. Обобщение и систематизация знаний: работа по таблице (на доске)
православная культура | исламская культура | буддийская культура | иудейская культура |
| | | |
6. Итог урок
- Как вы думаете. почему же во всех религиях существуют хранители предания и что общего в деятельности священослужителей, кроме соблюдений традиций и ритуалов?
7. Рефлексия.
- Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился....
Самым интересным было.....
Мне непонятно.....
Я ещё хотел бы узнать.....
Приложение 1
Хранители предания в религиях
Вы узнаете:
Когда появились хранители предания, кто такие жрецы.
Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины).
Что такое иерархия в христианской церкви.
Как организована мусульманская община.
О буддистской сангхе и буддистских учителях (ламах).
Как только возникли религии, появились и те, кто хранил религиозные традиции, ритуалы, предания. Часто только они могли совершать священные действия. В древних религиях такие люди обычно назывались жрецами, т. е. служителями.
МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ
Библия повествует: когда древние евреи заключили Завет с Единым Богом, они поручили одной семье совершать все священно-действия в Иерусалимском храме. Позднее всё большее место в жизни иудейской общины стали играть мудрецы, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания закона. Верующие евреи стали называть таких знающих людей раввинами, т. е. учителями.
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ
Согласно христианскому учению, Иисус Христос основал церковь, т. е. собрание всех верующих в него, которые составляют одну большую семью. Все вместе они хранят память о Христе и его учении. Ученики Христа, апостолы, рассказывали о нём людям. В тех городах, где появлялись новые общины христиан, апостолы оставляли епископов. Это слово в переводе с греческого означает «надсматривающий». Епископы совершали богослужения, проповедовали, заботились о своих общинах. Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы.
В Христианской церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. На верхней её ступени находится епископ, на нижней — диакон. Подниматься по ступенькам иерархии можно только последовательно: сначала нужно стать диаконом, потом — священником и только потом — епископом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
У древних жителей Европы — кельтов существовали особые жрецы — друиды. Друиды были хранителями героических преданий и поэм, которые они передавали устно из поколения в поколение. Тот, кто хотел стать друидом, должен был много лет учиться, знать кельтский календарь и ритуалы, знать о том, как использовать растения для исполнения этих ритуалов и для лечения больных.
МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА
В исламе нет церковной организации. Все мусульмане — это большая единая община — умма. Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии. Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям — имамам (в буквальном переводе — предводителям). Большим почётом среди них пользуются люди, которые помнят Коран наизусть (хафизы), а также те, кто могут читать его по специально установленным правилам.
БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА
В буддизме важную роль играет буддийская община — сангха (собрание). Иногда так называют всех верующих буддистов, но чаще сангхой называют только общину буддийских монахов, т. е. людей, которые отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды и живут на пожертвования. По преданию, первая сангха была организована самим Буддой и его 18 ближайшими учениками. Позднее во многих странах среди буддийских монахов особым почётом стали пользоваться ламы (от слова «высший») — авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой.