СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Классификация, номенклатура и получение солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок проводился как открытый для учителей школы закрытого типа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Классификация, номенклатура и получение солей"»

Конспект урока «Классификация и номенклатура солей»

КОУ «Средняя школа №1(очно – заочная)» г. Омска

Учитель: Климова Татьяна Владимировна

УМК: 1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Н.Н. Гара (М. Просвещение 2010г)

2. «Химия: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 15-е издание.М.: Просвещение 2011»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология: Проблемно-диалогическая, уровневой дифференциации.

Методы: Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Цель урока: Способствовать формированию системы знаний о солях как о классе сложных веществ.

Задачи урока:

1. Подвести обучающихся в ходе решения проблемных вопросов к осознанию значимости изучаемой темы.

2. Сформировать представление о составе, классификации, номенклатуре солей.

3. Вырабатывать умения применять полученные знания на практике в ходе выполнения самостоятельной работы по теме.

4. Формировать навыки самостоятельного поиска нужной информации.

5. Дать возможность обучающимся осознать практическое значение данной темы.

6. Развивать познавательные интересы, логическое мышление через умение выстраивать логическую цепочку: строение-свойства-применение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы по новой теме.

7. Продолжить повышать мотивацию к учебной деятельности через использование ИКТ.

8. Продолжить развивать умение вести учебный диалог, соблюдая этические нормы поведения и общения на уроке.

9.Воспитывать культуру труда, желание активно, с интересом учиться.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения обучающийся должен знать (понимать):

  1. Классификацию и номенклатуру солей.

  2. Способы получения солей.

Уметь:

  1. Определять по формуле принадлежность веществ к определённому классу, давать им названия

  2. Составлять формулы солей по названиям.

  3. Составлять уравнения реакций получения солей.

Оборудование: Компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран для показа презентации урока, раздаточный материал, таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица кислоты-соли.

Оборудование: Компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран для показа презентации урока, раздаточный материал, таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица кислоты-соли.

ХОД УРОКА


Содержательная часть урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.



Учитель приветствует учащихся, учителей, посетивших урок. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.


Учащиеся настраиваются на работу на уроке.


Актуализация опорных знаний

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы

С классом проводится фронтальный опрос:

Вопросы :

  1. Какие классы веществ вы знаете?

  2. Что такое оксиды? (слайд № 2 )

  3. Что такое основания? (слайд № 3)

  4. Что такое кислоты? (слайд № 4)

  5. Какие оксиды относят к основным? Какие к кислотным?



Постановка проблемы

Учитель показывает слайд № 5

- Назовите формулы веществ со слайда








- Какие вещества Вы не смогли назвать?

- А ведь эти вещества Вам хорошо известны.

Информация со слайда №6.

  • вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;

  • это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;

  • в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг  этого вещества;

  • это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

  • говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

- Угадали, что это может быть?        


Называют

- Серная кислота

- гидроксид калия

- оксид углерода (кислотный)

- оксид алюминия (основной)

- ?

- ?

- ?

- Последние три вещества.








- это соль.

2. Мотивация к учебной деятельности



Информация со слайда № 7.

Знаете ли вы, что:

Толщина пласта соли в г. Соль - Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем 130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?  


Тема урока: (Слайд № 8)

Какова цель урока?

Соли –это сложные вещества, которые мы изучает по определенному плану.

Каковы задачи урока? План – задачи на урок.

По мере того, как учащиеся озвучивают план урока, он появляется на слайде № 9






Этот план общий для изучения всех классов сложных веществ есть у вас в тетради.








Учащиеся формулируют тему урока – «Соли»


- изучить класс солей.


Учащиеся называют план урока:

1. определение

2. номенклатура

3. правила составления формул

4. классификация

5. получение

6. физические свойства

7. химические свойства

8. применение





Изучение новых знаний


Учитель показывает слайд № 10

Сравните, чем формулы солей сходны между собой, а чем отличаются?





Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране (слайд 11).


Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.




Демонстрация различных солей (слайды 12-26)

Вернемся к нашему плану характеристики веществ, какой следующий пункт?

Номенклатура солей (слайд № 17)


Название

соли


=

Название кислотного остатка


+

Название металла в родительном падеже


+

валентность

металла

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу с формулами и названиями кислотных остатков.

Формулы кислотных остатков и их названия (таблица)

(таблица лежит на столе у каждого учащегося)

КИСЛОТЫ

КИСЛОТЫ

СОЛИ

СОЛИ

HCl

Хлороводородная (соляная)

- Cl

Хлорид

HBr

Бромоводородная

- Br

Бромид

HF

Фтороводородная (плавиковая)

- F

Фторид

HNO2

Азотистая

- NO2

Нитрит

HNO3

Азотная

- NO3

Нитрат

H2S

Сероводородная

- S

Сульфид

H2SO3

Сернистая

- SO3

Сульфит

H2SO4

Серная

- SO4

Сульфат

H2CO3

Угольная

- CO3

Карбонат

H2SiO3

Кремниевая

- SiO3

Силикат

H3PO4

Фосфорная

- PO4 – кислотный остаток

- PO4

Фосфат

Например: (показывает у доски учитель)

FeCl3 – хлорид железа (III)

CaF2 – фторид кальция

Al(NO3)3 – нитрат алюминия

Какой следующий пункт нашего плана?


Составим алгоритм действий при составлении формулы соли.

С чего нужно начать, Ваш первый шаг?


Каков второй шаг?

Третий шаг?



Пишут ли в формулах веществ индекс «1»?


По мере того, как учащиеся отвечают на вопрос, алгоритм появляется на слайде № 18 :

Пользуясь алгоритмом, составим формулы следующих солей: (показывает у доски учитель)

А) бромид магния -

Б) сульфит калия -

В) фосфат кальция -


предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).



Учащиеся формулируют определение солей: Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.


- номенклатура






















Совместно с учителем учатся давать названия солям.



- правила составления формул


1. записать знаки металла и кислотного остатка.

2. указать их валентность.

3. найти индексы, поменяв валентности местами крест-накрест.

4. индекс «1» не пишут.



Учатся составлять формулы солей по названиям.

а) MgBr2

б) K2SO3

в)Ca3(PO4)2


Первичная проверка понимания изученного.


По первым двум пунктам плана Вам предлагается небольшое тренировочное задание, без оценки, но с самопроверкой по эталону.

(слайд № 19)

1. Дать названия следующим солям:

А) Na2SO4

Б) K2S –

В) BaCO3

2. Составить формулы следующих солей:

А) нитрат серебра

Б) хлорид кальция

В) карбонат натрия


После окончания данной работы появляется слайд с правильными ответами (слайд 20)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.



1. А) сульфат натрия

Б) сульфид калия

В) карбонат бария


2. А) AgNO3

Б) CaCl2

В) Na2CO3


После выполнения осуществляют самопроверку.


Получение новой информации


Вернёмся к плану характеристики, какой следующий пункт?

На слайде № 21 появляется классификация солей по составу.

Классификация солей: средние, кислые, основные



- классификация.


Учащиеся записывают в тетрадь классификацию солей.


Закрепление

Какой следующий пункт плана характеристики?

Получение солей:

Реакции, в результате которых образуются соли неоднократно рассматривались в предыдущих темах. Систематизируем эти сведения: (слайды № 22-23)

1. Соли образуются при взаимодействии основных оксидов с кислотами:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

2. Соли образуются при взаимодействии кислотных оксидов со щелочами:

CO2 +Ba(OH)2 = BaCO3 + H2O

3. Соли образуются при взаимодействии кислот с основаниями:

H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2 H2O

На слайде вновь появляется план характеристики сложных веществ.

Сегодня мы успели рассмотреть четыре пункта этого плана. На следующем уроке продолжим изучение класса солей.


- получение.



Вызванные к доске учащиеся, при помощи учителя, составляют уравнения реакций. Остальные записывают их в тетради.

Контроль за результатами учебной деятельности (контрольный тест)


Сейчас вы будете выполнять диагностическую работу по изученным пунктам плана. Работать будете самостоятельно. По мере выполнения работы, предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью оценочного листа.

Каждому учащемуся выдаются карточки с заданием.

1. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием (0,5б за каждое правильно установленное соответствие)

1) FeCl3 а) нитрат меди (II)

2) Cu(NO3)2 б) карбонат калия

3) Al2(SO4)3 в) хлорид железа (III)

4) K2CO3 г) сульфат алюминия

2. Установите соответствие между химической формулой соли и классом, к которому она относится (0,5б за каждое правильно установленное соответствие)

1) NaHCO3 а) средние соли

2) Cu(OH)Cl б) кислые соли

3) Na2CO3 в) основные соли

3. Назовите следующие соли: NaCl, NaNO3, KHSO4, FeSO4, K3PO4, Ca(HCO3)2. (6б)

4. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия (3б)

Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

1) Mg(OH)2 + HNO3 =

А) MgS + H2O

2) Mg(OH)2 + H2SO4 =

Б) MgSO4 + H2O

3) Mg(OH)2 + H2SO3 =

В) MgSO3 + H2O


Г) Mg(NO3)2 + H2O


Д) MgO + NH3



5. Закончите уравнения следующих реакций: (по 2б за каждое уравнение, 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов).

1) CaO + HCl =

2) SO3 + KOH =

3) Ba(OH)2 + HNO3 =

Критерии оценок:

Оценка «5» - 17-18,5 баллов;

Оценка «4» - 14- 16 баллов;

Оценка «3» - 9,5 баллов;

Оценка «2» - менее 9,5 баллов.






Учащиеся в тетрадях выполняют задания.


Подведение итогов урока. Рефлексия.




















Итак, подведем итоги урока. Что сегодня вы узнали нового?




Учащимся предлагается заполнить таблицу.

Планируемые результаты

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

да

1. Знаю состав солей





2. Умею называть соли по формуле





3. Умею составлять формулы солей по названию.





4. Знаю классификацию солей.





5. Умею составлять уравнения реакций получения солей.





6. Смогу применить полученные знания на практике.





Оценки за урок выставляет учитель после проверки тетрадей учащихся.

- состав солей;

- номенклатуру солей;

- как составлять формулы солей;

- на какие классы делятся соли;

- из чего можно получить соли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!