СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Конденсатор"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование – учебник, рабочая тетрадь, школьные принадлежности, проектор, экран;

Для демонстраций: эбонитовая палочка, сукно, электрофорная машина, конденсаторы, электрометр, диэлектрическая пластина, лампочка, соединительные провода.

Демонстрации: зарядка конденсатора от электрофорной машины (опыт на странице 152 учебника).

Зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и

наличия диэлектрика (опыт на странице 153 учебника).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Конденсатор"»

План - структура конспекта урока

Дата_______

№ урока___

Класс 8

Тема урока - «Конденсатор»

Цели урока:

  • Стратегические: способствовать формированию научной картины мира; способствовать развитию: усвоение учащимися основных понятий, развитие познавательного интереса;

  • Тактические: научить учащихся применять полученные знания для решения количественных и качественных задач, создать условия для освоения учебного материала по теме;

  • оперативные цели: знать формулировку, уметь применять для решения задач.

  1. в когнитивной области:

– на уровне знаний ученик должен объяснять назначения конденсаторов в технике; рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора;

– на уровне понимания ученик должен различать способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора;

– на уровне применения знаний ученик должен уметь решать задачи;

– на уровне оценки ученик должен уметь оценивать логику рассуждений темы, задачи, уметь проследить последовательность рассуждений;


  1. в аффективной области:

– на уровне восприятия ученик должен внимательно слушать, осознавать важность данной темы в жизни.

– на уровне реагирования ученик должен выполнять систематически домашнюю работу, на уроке участвовать в обсуждении решаемых задач, активно вести себя на уроке.

– на уровне распространения ценностной ориентации или комплекса ориентации на деятельность ученик должен проявлять самостоятельность при решении задач, предлагать свои способы решения задач;


  1. в психомоторной области:

– формирование у учеников грамотной логически правильной речи при употреблении физических терминов.

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование – учебник, рабочая тетрадь, школьные принадлежности, проектор, экран;

Для демонстраций: эбонитовая палочка, сукно, электрофорная машина, конденсаторы, электрометр, диэлектрическая пластина, лампочка, соединительные провода.

Демонстрации: зарядка конденсатора от электрофорной машины (опыт на странице 152 учебника).

Зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и

наличия диэлектрика (опыт на странице 153 учебника).


Структура урока:

Этапы урока

Формы (Ф), методы обучения (М)       

Средства обучения

(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

Время

1. Организационный

Ф: фронтальная

М: словесные

Слово учителя и ученика

2 мин

2. Проверка выполнения домашнего задания

Ф: фронтальная

М: словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Тетради, письменные принадлежности, проектор, экран

5 мин

3. Проверка знаний, умений.

Актуализация знаний

Ф: индивидуальная

М: практические, наглядные             

Карточка с вопросами, слово учителя и ученика

5 мин

4. Формирование новых знаний умений, навыков


Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, наглядные;

репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, проблемное изложение                 

Доска, экспериментальные установки

19 мин

5. Закрепление нового учебного материала

Ф: индивидуальная,

М: наглядные, практические,

репродуктивные

Тексты задач, упражнений, доска

6 мин

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ф: фронтальная,

 М: словесные, наглядные

Учебники, дневники, доска,

слово учителя и ученика

2 мин

7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная,

 М: словесные

Слово учителя

3 мин

8. Рефлексия

Ф: индивидуальная,

М: словесные


Слово ученика (письменное или устное)

3 мин



Конспект (ход) урока

(в соответствии с целями урока,

с указанием результата в соответствии с ФГОС ОО)

Этапы урока

Вид деятельности учителя (подробно)

Вид деятельности учащихся

Результат

Примечание

1.Организационный

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка домашнего задания

Приветствие, информирование об отсутствующих, о проблемах при выполнении домашнего задания и т.п.

Организована работа на уроке, проверена домашняя работа

К - 1

2. Проверка выполнения домашнего задания

Вопросы учащимся, выявление невыполненных заданий

Информирование о трудностях, возникших при решении домашнего задания

Устранены пробелы в решении домашнего задания

К – 1-2

УО – 5


3. Актуализация знаний

Проводит фронтальный опрос по ранее пройденной теме

Отвечают на вопросы учителя

Уверенно воспроизводят определения.

Способствует формирования знаний по новой теме

К – 1

Л - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

4. Формирование новых знаний умений, навыков


Создаёт проблемные ситуации, в ходе которых будет представлен новый материал; проведение демонстрационного эксперимента

Получение новых знаний путем поиска ответов на проблемные ситуации

Сформированы новые знания

УЛ – 3-6

К – 1-3


5.Закрепление нового учебного материала

Предлагает решить задачу на доске

Один ученик решает у доски, остальные работают в тетрадях (резервная задача дана для тех, кто работает быстрее)

Первичное закрепление изученного материала

УО – 1-3

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщает учащимся домашнее задание, пояснения к ним

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости


Задано домашнее задание


7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Анализирует деятельность учащихся на уроке, объявляет оценки.

Высказывают свое мнение о достижении поставленной цели.

Подведены итоги урока, выявлены затруднения учащихся.

УО – 5-6


8. Рефлексия

Организует рефлексию, раздаёт карточки с рефлексивными вопросами.

Оценивают себя, отвечая на рефлексивные вопросы письменно

Проведена оценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

УО – 4, 6




Конспект урока

1) Организационный этап (приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку);

2) Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков)

Учитель: Перейдем к проверке домашнего задания.

Учитель просит обменяться учащихся тетрадями для взаимопроверки, на экране проектора появляется правильное решение заданий. Учащиеся после проверки выставляют друг другу отметки за домашнее задание. Если есть непонятные моменты в решении заданий, то учитель разбирает их вместе с учащимися.

3) Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Приведите примеры использования теплового действия тока в быту и на производстве.

Ученики: Тепловое действие тока используется в быту (электрочайники, утюги, кипятильники, нагреватели воздуха и воды, рефлекторы), в промышленности (электросварка, выплавка металлов), в сельском хозяйстве (обогрев теплиц, инкубаторов, просушка зерна, приготовление сухофруктов).

Учитель: Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготавливают нагревательные элементы?

Ученики: Спирали и ленты нагревательных элементов должны изготавливаться из материалов, имеющих высокую температуру плавления и большое удельное сопротивление. Наиболее известные материалы, подходящие для нагревательных элементов — сплав нихром и вольфрам.

4) Формирование новых знаний

Учитель: Выясним важный для практики вопрос: при каком условии можно накопить на проводниках большой электрический заряд? При любом способе передачи заряда телам – с помощью трения, электростатической машины, гальванического элемента и т.д. – первоначально нейтральные тела заряжаются вследствие того, что некоторая часть заряженных частиц переходит от одного тела к другому. Обычно этими частицами являются электроны.

Для накопления значительных разноименных электрических зарядов применяются конденсаторы. Конденсатор – это устройство для накопления заряда, состоящее из двух проводников (обкладок), разделенных диэлектриком, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга. Конденсаторы бывают различных форм (плоские, сферические, цилиндрические) и размеров, а также заполненные различными диэлектриками (жидкостями, газами или твердыми веществами), в зависимости от области их применения. Если через конденсатор пропустить электрический ток, то одна из его пластин зарядится положительно, а вторая - отрицательно, между пластинами возникнет электрическое поле. Если соединить пластины заряженного конденсатора проводником, то по нему будет проходить электрический ток, а значит, конденсатор сам станет кратковременным источником тока.


Демонстрация 1. Зарядка конденсатора от эбонитовой палочки или электрофорной машины (ссылка на видео с демонстрацией: https://youtu.be/3e02gTb-82w )


Учитель: продемонстрируем на опыте способность конденсатора накапливать заряды. Для этого две металлические пластины подключим к разным полюсам электрофорной машины. Пластины получат одинаковые по модулю, но разные по знаку заряды. Возникнет электрическое поле. Электрическое поле конденсатора практически сосредоточено между пластинами внутри конденсатора. После отключения электрофорной машины заряды на пластинах и электрическое поле между ними сохранятся. Если обкладки заряженного конденсатора соединить проводником, то по проводнику некоторое время будет проходить электрический ток. В зависимости от диэлектрика конденсаторы бывают нескольких типов: с твёрдым, жидким и газообразным диэлектриком. Их различают и по форме обкладок: плоские, цилиндрические, сферические и др.


Свойство конденсатора накапливать электрические заряды характеризуется электроёмкостью, или ёмкостью. Для того чтобы понять, от чего зависит эта физическая величина, обратимся к опыту.


Демонстрация 2. Сравнение показаний электрометра, подключенного к конденсатору: при сдвигании пластин относительно друг друга, изменении расстояния между пластинами за ряженного конденсатора, внесении диэлектрической пластины в пространство между обкладками конденсатора (ссылка на видео с демонстрацией: https://youtu.be/Cbl8xwWlbfw )


(После демонстрации опытов ученики самостоятельно делают вывод.)


Вывод. Электроемкость плоского конденсатора можно увеличить путем увеличения площади обкладок, уменьшая расстояние между ними и применяя диэлектрики с большими значениями диэлектрической проницаемости.


Заряженный конденсатор всегда обладает энергией, поскольку сначала, в процессе зарядки конденсатора, необходимо совершить работу по разделению зарядов, которая и будет численно энергии конденсатора, т.е.:

А = Е

Работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, найдем по формуле:


A=qUcp


где Ucp – среднее значение напряжения. Поскольку напряжение на конденсаторе изменяется в процессе его разрядки, то целесообразно использовать среднее значение напряжения , тогда , так как , то .

Значит энергия конденсатора ёмкостью С будет равна:


Конденсаторы могут в течение длительного времени накапливать энергию, а затем быстро отдать её при разрядке. Это свойство широко используется в различных электронных устройствах (радио- и фото-технике), медицинских аппаратах и пр.



5) Закрепление нового учебного материала

Учитель: теперь попробуем применить полученные знания на практике, давайте рассмотрим задачи.

    1. Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В?

Решение:

Дано:

U = 100 В

C = 10 мкФ = 10-5 Ф

Решение

q - ?

Ответ: q = 1 мКл





    1. Рассчитайте емкость и энергию конденсатора, обладающего зарядом 4,4 мКл, если напряжение между его обкладками составляет 220 В.

Решение:

Дано:

U = 220 В

q = 4,4 мКл = 4,4 10-3 Кл

Решение

C - ?

Е - ?


Ответ: С = 20 мкФ; Е = 484 мДж



6) Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель: откройте дневники и запишите домашнее задание: § 54 упражнение 38 в конце параграфа.


7) Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

8) Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

 Мне было интересно…

 Мы сегодня разобрались….

 Я сегодня понял, что…

 Мне было трудно…

 На следующем уроке я хочу…



Список литературы

1) Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – м.: Дрофа, 2019 – 237

Дополнительные источники:

2) Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская – М. Дрофа, 2020. 285 с.

3) Физика 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Л.А. Кирик– М.: ИЛЕКСА, 2014. – 208 с.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!