-
Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся. Цель: выявление опорных знаний и способов действий. | 1. Работа со стихотворением. 2. Знакомство с рабочей тетрадью. | - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушаете и скажите, о чем оно. -Посмотрите вокруг Зачарует краса Нету края прекраснее нашего Золотятся хлеба, зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена. А какие сады на Кубани у нас! А какие девчата- красавицы! Кубань - это житница нашей страны. - Стихами и песнями славится. - О чем это стихотворение? (О нашей Родине, о Кубани, о её красоте) - Верно, ребята, в нем говорится о нашем крае, нашей малой Родине – Кубани. А как вы понимаете слово Родина? Что она для вас значит? (Родина - это дом, где мы живём, где живут наши родители, где у нас много друзей.) - Верно, ребята, вы абсолютно правы. В этом году вы продолжите путешествие по родному краю, по своей малой родине, и в этом вам поможет ваша рабочая тетрадь. – Откроем её и посмотрим, из чего она состоит. | Актуализирует опорные знания и умения. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | 1. Знакомство с гимном края и района. 2. Знакомство с гербом края и района. 3.Знакомство с флагом края и района. | - А теперь подробнее познакомимся с символикой края и района, в котором мы живём. - Первое, о чем мы с вами поговорим это «Гимн». (Вывешивается карточка «Гимн») - Ребята, а кто знает, что такое гимн? Знакомо ли вам это слово? (Ответы учащихся) - Согласно толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, «гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного и социального единства» (Слайд 2) - Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из гимна Краснодарского края, знайте, что при прослушивании гимна принято вставать, эта традиция закреплена законом, который должен соблюдать каждый гражданин. (Слушание гимна). - Присаживайтесь, ребята. Итак, какое впечатление на вас произвело прослушивание гимна? Что вы почувствовали, когда слушали его? (Ответы учащихся) - Охарактеризуйте прослушанную мелодию. Какая она? Грустная, весёлая, торжественная, волнующая, протяжная, напряженная? - Да, совершенно верно, это торжественная протяжная мелодия, которая исполняется в особенные моменты, а ну-ка напомните мне, в какие моменты исполняется гимн? (На линейках в школах, на Параде Победы, на торжественных встречах) -Ребята, я ещё раз напоминаю вам, что при прослушивании гимна нужно вести себя соответствующим образом – не разговаривать, стоять ровно, тем самым вы показываете своё уважение к своей Родине. - А сейчас обратите внимание на страницу 4, на ней мы видим слова гимна Краснодарского края. Вы только что прослушали первый куплет гимна, теперь давайте прочитаем его. (Учитель читает первый куплет гимна) - Как вы думаете, почему автор называет Кубань «великим богатырем»? (Потому что за родную землю казаки не жалели своей жизни, шли на бой, готовы были погибнуть) - О чем говорится в первом куплете? (Ответы учащихся) - Как вы думаете, почему в куплете говорится о реке Кубань? (Ответы учащихся) – Да потому что, именно река Кубань дала второе название нашему краю – Кубань. - Торжественные слова гимна Краснодарского края были написаны (Слайд 3) войсковым священником Константином Образцовым в 1914 году, в то непростое время, когда казаки находились на русско-турецком фронте. Казаки вспоминают «про станицы вольные, про родной отцовский дом» и бьются насмерть с врагом, чтобы жила их святая родина. А уже позже эти слова были переложены на музыку казаком Михаилом Петровичем Колотилиным. Слова гимна тронули автора, и он написал прекрасную музыку, и теперь у нас есть такой торжественный и красивый гимн. В настоящее время песня олицетворяет собою всю нашу родину - Кубань. - И у нашей малой родины – Ленинградского района есть гимн, который тоже исполняется в торжественных случаях. Автором слов является Владислав Алексеевич Лесняк, а автором музыки Евгений Александров. В гимне прославляются трудовые и ратные подвиги жителей нашего района, верность и преданность ему. - Прослушайте первый куплет гимна Ленинградского района и скажите, что прославляется в гимне? (Слушание гимна.) - Ребята, а какое впечатление на вас произвёл гимн Ленинградского района? (Ответы учащихся) - Охарактеризуйте его? – Какой он? (Менее торжественный, лиричный) - Итак, ребята, о каком государственном символе мы сейчас говорили? (О гимне) – Какие гимны вы знаете? (Ответы учащихся) –Как правило на торжественных мероприятиях гимны можно услышать один за другим. - Кто запомнил, как зовут автора слов гимна? (Константин Образцов) – А автора музыки? (Михаил Колотилин) - В каком году были написаны слова гимна? (1914) - Что прославляет собой гимн Краснодарского края? (Любовь к родному краю, гордость за ее «славу старую») - А что прославляет гимн Ленинградского района? (Прославляет трудовые и ратные подвиги жителей нашего района, верность и преданность ему.) - Ребята, ещё одним символом является «Герб» (Вывешивается карточка «Герб») – Согласно толковому словарю С. Ожегова, герб это «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах» (Слайд 5) -В гербах символично отражаются памятные исторические события, особенности природы, занятия жителей. - Нет ничего лишнего на гербе, все цвета, все детали что-то обозначают. Поэтому очень важно знать, что они обозначают, и мы сейчас с вами это узнаем. - На гербе (Слайд 6)Краснодарского края изображен зелёный щит, на щите крепость, что говорит о военных заслугах. Щит окружают знамёна, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. По сторонам за щитом накрест положены четыре лазоревых знамени с золотым изображением коронованных вензелей императрицы Екатерины II, окруженных такими же дубово-лавровыми венками. В золотой главе щита возникающий Российский императорский орёл. - А теперь посмотрите на слайд (Слайд 7), вы видите герб Ленинградского района. Что изображено на нём? (Ответы учащихся) - Верно, ребята, основной фигурой герба является всадник, сидящий на восстающем серебряном коне с пикой у стремени, символизирующий казачество, прибывшее из Запорожья. Узкий лазоревый (синий, голубой), тонко окаймленный серебром, пониженный пояс символизирует реку Сосыку, вдоль которой поселились казаки и обосновали Уманский курень. - Чем похожи гербы (Слайд 8) Краснодарского края и Ленинградского района? (Ответы учащихся)– Чем они отличаются? (Ответы учащихся) - Итак, ребята, с каким вторым символом мы с вами познакомились? (С гербом) –Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) – Что на нём отражается? (Памятные исторические события, особенности природы, занятия жителей) – Какие цвета встречаются на гербе Краснодарского края? (Синий, малиновый, зеленый) - А на гербе Ленинградского района? (Малиновый) - Существует ещё и третий символ – это «Флаг» (Вывешивается карточка «Флаг») Согласно словарю Ожегова, флаг – это «прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета и нескольких цветов, часто с эмблемой» (Слайд 9) - Как иначе можно назвать флаг? (Полотнище, знамя) – А где мы можем видеть флаг? (На зданиях, кораблях, на соревнованиях, на торжественных мероприятиях) - Флаг РФ вы знаете, его еще называют триколор. Из каких цветов состоит флаг? (Белый, синий, красный) - Рассмотрим по подробнее флаг Краснодарского края. (Слайд 10) - Флаг Кубани, как официальный символ был принят в 1919 году. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней – синего, средней- малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Толкование цветов следующее: малиновый цвет выражает собой благополучие и радость, синий – цвет мира, а зеленый – цвет дружбы. Таким образом, флаг символизирует единство всего кубанского населения. - Теперь посмотрите на флаг Ленинградского района. (Слайд 11) Он представляет собой пурпурное (малиновое) полотнище, несущее посередине изображение герба. Малиновый цвет является определяющим цветом Запорожского и Кубанского казачества, является цветом достоинства, славы, почета и величия, лазоревый цвет – цветом красоты, преданности и истины, серебряный цвет- цветом благородства и мира, золотой цвет – цветом богатства и силы, и черный цвет – цветом скромности и вечности бытия. - Теперь сравним флаги Краснодарского края и Ленинградского района. - Чем похожи флаги? (Цветами) - Чем различаются? (Наличием и отсутствием полосок, цветами и т.д.) | Организует внимание учащихся. Знакомит учащихся с символикой края и района. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
| 4. Творческая работа. 5. Казачьи регалии. | - Итак, ребята, с каким третьим символом мы сейчас с вами познакомились? (С флагом) - Назовите мне цвета флага РФ? (Белый, синий, красный) - Назовите мне цвета флага Краснодарского края? (Синий, малиновый, зелёный) - Назовите мне основной цвет флага Ленинградского района? (Малиновый) - Кто запомнил, что выражает собой малиновый цвет на флаге Краснодарского края? (Выражает собой благополучие и радость) - Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. На парте у каждого лежит конверт, в котором спрятан пазл в виде герба и флага и нашего края, и района. Вам нужно собрать пазл как можно быстрее и правильнее. Работу вы будете выполнять в парах. А давайте вспомним правила работы в парах. (Не отвлекать друг друга, не перебивать, слышать и уступать друг другу) - Ребята, помимо символов Краснодарского края у казаков на Кубани были свои отличительные знаки, их называли регалиями. - Согласно Казачьему историческому словарю (Слайд 13), регалии - это «знаки государственной и местной власти у Казаков» - Посмотрите внимательно на страницу 59 учебника. (Слайд 14) На ней мы видим фотографию из музея имени Фелицына в Краснодаре, на которой изображены казачьи регалии. - Прочитаем, какие регалии изображены на снимке. (Учащиеся читают наименования регалий) - Полковое знамя являлось символом, выражающим идею единства, связывающих воинов в одно целое. Взгляд на знамя как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя воинской части – ее честь и слава. Потеря знамени – потеря чести. - Булава – оружие ближнего боя ударного действия. С глубокой древности булава символизировала мужественность владельца, поэтому была олицетворением власти и достоинства. Хранилась булава во дворце наказного атамана. - Пернач – это разновидность булавы, его еще называют «малой булавой». Пернач вручался окружным старшинам, войсковым полковникам. Статут пернача как знак власти был ниже статуса булавы. - Грамота – 30 июня 1792 года императрица Екатерина II подписал грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани и Таманский полуостров. Кроме того, черноморцы получили новое войсковое знамя, а на новоселье императрица подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо с надписью «Дар Екатерины Великой Войску Верному Черноморскому» - Войсковые и куренные печати – печать представляет из себя изображение фигуры стоящего с саблей на поясе казака, держащего в одной руке знамя с косицами, а в другой – ружье. - За заслуги перед Родиной Кубанское казачье войско получало все эти памятные награды и предметы. Все они, ребята, и стали казачьими регалиями. Казаки очень бережно к ним относились и передавали их из поколения в поколения. Выносили регалии по особо торжественным случаям, во время войсковых праздников. Такая традиция сохранилась и сегодня. - Итак, ребята, с какими регалиями мы сейчас с вами познакомились? (Полковое знамя, булава, пернач, блюдо, грамота, войсковые и куренные печати) - Что выражало собой полковое знамя? (Идею единства, связывающих воинов в одно целое.) - Что выражала собой булава? (Олицетворяла собой власть и достоинство.) - В каком году Екатерина II подписала жалованную грамоту казакам? ( В 1792 году) - На какое событие Екатерина II подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо? (На новоселье) - Как казаки относились к регалиям? (Бережно, передавали их из поколения в поколения) - В каких случаях выносились регалии? (По особо торжественным случаям, во время войсковых праздников) | | |
V. Итог урока Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1.Обобщающая беседа | - Назовите все символы, с которыми вы сегодня познакомились? (Гимн, герб, флаг, казачьи регалии) - Какой словарь помог узнать нам значение слов? ( Словарь Сергея Ивановича Ожегова) - Что такое гимн и в каких случаях он исполняется? (Это торжественная песня, принятая как символ государственного единства; На линейках в школах, на Параде Победы, на торжественных встречах) - Что такое флаг? (Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета и нескольких цветов, часто с эмблемой) - Какие 3 флага мы сегодня обсуждали? (Флаг РФ, флаг Краснодарского края и Ленинградского района) - Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) – Что говорит зеленый щит на гербе Краснодарского края? (Говорит о военных заслугах) - Что такое регалии? (Знаки государственной и местной власти у казаков) - Какие казачьи регалии вы запомнили? (Ответы учащихся) | Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |