СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока кубановедения по теме "Символика района, города, края в котором я живу. Казачьи регалии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока кубановедения по теме "Символика района, города, края в котором я живу. Казачьи регалии."»

Урок кубановедения в 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема

Символика района, города, края в котором я живу. Казачьи регалии.

Педагогическая цель

Познакомить детей с символикой родного края и района, с казачьими регалиями.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Знакомятся с символикой родного края и района, с казачьими регалиями.

Личностные результаты

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Познавательные: владеют методом познания окружающего мира - наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический, фронтальная, работа в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины

Герб, гимн, флаг, регалии.

Образовательные ресурсы

Учебник «Кубановедения» 2 класс, м/м презентация, карточки для пазла.









Этап урока, его цель


Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.

Цель: проверка готовности класса и оборудования;

1.Приветствие.





2.Эмоциональный настрой








3.Проверка готовности к уроку (рабочее место)

-Здравствуйте ребята!

- Меня зовут Маргарита Мусаевна, сегодня урок кубановедения проведу у вас я.

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем



Прежде чем мы начнём работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать рабочая тетрадь «Кубановедения», пенал, дневник.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

  1. Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворением.





















2. Знакомство с рабочей тетрадью.




- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушаете и скажите, о чем оно.

-Посмотрите вокруг

Зачарует краса

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата- красавицы!

Кубань - это житница нашей страны. -

Стихами и песнями славится.

- О чем это стихотворение? (О нашей Родине, о Кубани, о её красоте)

- Верно, ребята, в нем говорится о нашем крае, нашей малой Родине – Кубани. А как вы понимаете слово Родина? Что она для вас значит? (Родина - это дом, где мы живём, где живут наши родители, где у нас много друзей.)

- Верно, ребята, вы абсолютно правы. В этом году вы продолжите путешествие по родному краю, по своей малой родине, и в этом вам поможет ваша рабочая тетрадь. – Откроем её и посмотрим, из чего она состоит.

Актуализирует опорные знания и умения.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

III. Целеполагание


Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими задач урока;


Введение в тему урока

- Вы знаете, ребята, что у каждого населённого пункта есть свои знаки – символы. Они есть и у нашего края, района в котором мы живём.

- Кто догадался, о каких символах я говорю? (Гимн, герб, флаг)

- Верно, так о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?(О гимне, гербе, флаге родного края и района, в котором мы живем)

- А какие задачи мы перед собой поставим? (Познакомиться с символикой края и станицы, в которой живём)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Определяют тему и задачи урока под руководством учителя.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.




1. Знакомство с гимном края и района.
















































































2. Знакомство с гербом края и района.













































3.Знакомство с флагом края и района.

- А теперь подробнее познакомимся с символикой края и района, в котором мы живём.

- Первое, о чем мы с вами поговорим это «Гимн». (Вывешивается карточка «Гимн»)

- Ребята, а кто знает, что такое гимн? Знакомо ли вам это слово? (Ответы учащихся)

- Согласно толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, «гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного и социального единства» (Слайд 2)

- Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из гимна Краснодарского края, знайте, что при прослушивании гимна принято вставать, эта традиция закреплена законом, который должен соблюдать каждый гражданин. (Слушание гимна).

- Присаживайтесь, ребята. Итак, какое впечатление на вас произвело прослушивание гимна? Что вы почувствовали, когда слушали его? (Ответы учащихся)

- Охарактеризуйте прослушанную мелодию. Какая она? Грустная, весёлая, торжественная, волнующая, протяжная, напряженная?

- Да, совершенно верно, это торжественная протяжная мелодия, которая исполняется в особенные моменты, а ну-ка напомните мне, в какие моменты исполняется гимн? (На линейках в школах, на Параде Победы, на торжественных встречах)

-Ребята, я ещё раз напоминаю вам, что при прослушивании гимна нужно вести себя соответствующим образом – не разговаривать, стоять ровно, тем самым вы показываете своё уважение к своей Родине.

- А сейчас обратите внимание на страницу 4, на ней мы видим слова гимна Краснодарского края. Вы только что прослушали первый куплет гимна, теперь давайте прочитаем его. (Учитель читает первый куплет гимна)

- Как вы думаете, почему автор называет Кубань «великим богатырем»? (Потому что за родную землю казаки не жалели своей жизни, шли на бой, готовы были погибнуть) - О чем говорится в первом куплете? (Ответы учащихся) - Как вы думаете, почему в куплете говорится о реке Кубань? (Ответы учащихся) – Да потому что, именно река Кубань дала второе название нашему краю – Кубань.

- Торжественные слова гимна Краснодарского края были написаны (Слайд 3) войсковым священником Константином Образцовым в 1914 году, в то непростое время, когда казаки находились на русско-турецком фронте. Казаки вспоминают «про станицы вольные, про родной отцовский дом» и бьются насмерть с врагом, чтобы жила их святая родина. А уже позже эти слова были переложены на музыку казаком Михаилом Петровичем Колотилиным. Слова гимна тронули автора, и он написал прекрасную музыку, и теперь у нас есть такой торжественный и красивый гимн. В настоящее время песня олицетворяет собою всю нашу родину - Кубань.

- И у нашей малой родины – Ленинградского района есть гимн, который тоже исполняется в торжественных случаях. Автором слов является Владислав Алексеевич Лесняк, а автором музыки Евгений Александров. В гимне прославляются трудовые и ратные подвиги жителей нашего района, верность и преданность ему.

- Прослушайте первый куплет гимна Ленинградского района и скажите, что прославляется в гимне? (Слушание гимна.)

- Ребята, а какое впечатление на вас произвёл гимн Ленинградского района? (Ответы учащихся) - Охарактеризуйте его? – Какой он? (Менее торжественный, лиричный)

- Итак, ребята, о каком государственном символе мы сейчас говорили? (О гимне) – Какие гимны вы знаете? (Ответы учащихся) –Как правило на торжественных мероприятиях гимны можно услышать один за другим.

- Кто запомнил, как зовут автора слов гимна? (Константин Образцов) – А автора музыки? (Михаил Колотилин)

- В каком году были написаны слова гимна? (1914)

- Что прославляет собой гимн Краснодарского края? (Любовь к родному краю, гордость за ее «славу старую»)

- А что прославляет гимн Ленинградского района? (Прославляет трудовые и ратные подвиги жителей нашего района, верность и преданность ему.)

- Ребята, ещё одним символом является «Герб» (Вывешивается карточка «Герб») – Согласно толковому словарю С. Ожегова, герб это «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах» (Слайд 5)

-В гербах символично отражаются памятные исторические события, особенности природы, занятия жителей.

- Нет ничего лишнего на гербе, все цвета, все детали что-то обозначают. Поэтому очень важно знать, что они обозначают, и мы сейчас с вами это узнаем.

- На гербе (Слайд 6)Краснодарского края изображен зелёный щит, на щите крепость, что говорит о военных заслугах. Щит окружают знамёна, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. По сторонам за щитом накрест положены четыре лазоревых знамени с золотым изображением коронованных вензелей императрицы Екатерины II, окруженных такими же дубово-лавровыми венками. В золотой главе щита возникающий Российский императорский орёл.

- А теперь посмотрите на слайд (Слайд 7), вы видите герб Ленинградского района. Что изображено на нём? (Ответы учащихся)

- Верно, ребята, основной фигурой герба является всадник, сидящий на восстающем серебряном коне с пикой у стремени, символизирующий казачество, прибывшее из Запорожья. Узкий лазоревый (синий, голубой), тонко окаймленный серебром, пониженный пояс символизирует реку Сосыку, вдоль которой поселились казаки и обосновали Уманский курень.

- Чем похожи гербы (Слайд 8) Краснодарского края и Ленинградского района? (Ответы учащихся)– Чем они отличаются? (Ответы учащихся)

- Итак, ребята, с каким вторым символом мы с вами познакомились? (С гербом)

–Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах)

– Что на нём отражается? (Памятные исторические события, особенности природы, занятия жителей) – Какие цвета встречаются на гербе Краснодарского края? (Синий, малиновый, зеленый) - А на гербе Ленинградского района? (Малиновый)

- Существует ещё и третий символ – это «Флаг» (Вывешивается карточка «Флаг») Согласно словарю Ожегова, флаг – это «прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета и нескольких цветов, часто с эмблемой» (Слайд 9)

- Как иначе можно назвать флаг? (Полотнище, знамя) – А где мы можем видеть флаг? (На зданиях, кораблях, на соревнованиях, на торжественных мероприятиях)

- Флаг РФ вы знаете, его еще называют триколор. Из каких цветов состоит флаг? (Белый, синий, красный)

- Рассмотрим по подробнее флаг Краснодарского края. (Слайд 10)

- Флаг Кубани, как официальный символ был принят в 1919 году. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней – синего, средней- малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Толкование цветов следующее: малиновый цвет выражает собой благополучие и радость, синий – цвет мира, а зеленый – цвет дружбы. Таким образом, флаг символизирует единство всего кубанского населения.

- Теперь посмотрите на флаг Ленинградского района. (Слайд 11)

Он представляет собой пурпурное (малиновое) полотнище, несущее посередине изображение герба. Малиновый цвет является определяющим цветом Запорожского и Кубанского казачества, является цветом достоинства, славы, почета и величия, лазоревый цвет – цветом красоты, преданности и истины, серебряный цвет- цветом благородства и мира, золотой цвет – цветом богатства и силы, и черный цвет – цветом скромности и вечности бытия.

- Теперь сравним флаги Краснодарского края и Ленинградского района. - Чем похожи флаги? (Цветами) - Чем различаются? (Наличием и отсутствием полосок, цветами и т.д.)

Организует внимание учащихся. Знакомит учащихся с символикой края и района.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



































































Физкультминутка

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Прошу встать из-за парт и повторять упражнения, которые вы сейчас увидите на м/м доске.

Снимает напряжение, усталость.

Выполняют элементарные физические упражнения (по видеообразцу)














4. Творческая работа.








5. Казачьи регалии.

- Итак, ребята, с каким третьим символом мы сейчас с вами познакомились? (С флагом)

- Назовите мне цвета флага РФ? (Белый, синий, красный)

- Назовите мне цвета флага Краснодарского края? (Синий, малиновый, зелёный)

- Назовите мне основной цвет флага Ленинградского района? (Малиновый)

- Кто запомнил, что выражает собой малиновый цвет на флаге Краснодарского края? (Выражает собой благополучие и радость)

- Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. На парте у каждого лежит конверт, в котором спрятан пазл в виде герба и флага и нашего края, и района. Вам нужно собрать пазл как можно быстрее и правильнее. Работу вы будете выполнять в парах. А давайте вспомним правила работы в парах. (Не отвлекать друг друга, не перебивать, слышать и уступать друг другу)

- Ребята, помимо символов Краснодарского края у казаков на Кубани были свои отличительные знаки, их называли регалиями.

- Согласно Казачьему историческому словарю (Слайд 13), регалии - это «знаки государственной и местной власти у Казаков»

- Посмотрите внимательно на страницу 59 учебника. (Слайд 14) На ней мы видим фотографию из музея имени Фелицына в Краснодаре, на которой изображены казачьи регалии.

- Прочитаем, какие регалии изображены на снимке. (Учащиеся читают наименования регалий)

- Полковое знамя являлось символом, выражающим идею единства, связывающих воинов в одно целое. Взгляд на знамя как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя воинской части – ее честь и слава. Потеря знамени – потеря чести.

- Булава – оружие ближнего боя ударного действия. С глубокой древности булава символизировала мужественность владельца, поэтому была олицетворением власти и достоинства. Хранилась булава во дворце наказного атамана.

- Пернач – это разновидность булавы, его еще называют «малой булавой». Пернач вручался окружным старшинам, войсковым полковникам. Статут пернача как знак власти был ниже статуса булавы.

- Грамота – 30 июня 1792 года императрица Екатерина II подписал грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани и Таманский полуостров. Кроме того, черноморцы получили новое войсковое знамя, а на новоселье императрица подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо с надписью «Дар Екатерины Великой Войску Верному Черноморскому»

- Войсковые и куренные печати – печать представляет из себя изображение фигуры стоящего с саблей на поясе казака, держащего в одной руке знамя с косицами, а в другой – ружье.

- За заслуги перед Родиной Кубанское казачье войско получало все эти памятные награды и предметы. Все они, ребята, и стали казачьими регалиями. Казаки очень бережно к ним относились и передавали их из поколения в поколения. Выносили регалии по особо торжественным случаям, во время войсковых праздников. Такая традиция сохранилась и сегодня.

- Итак, ребята, с какими регалиями мы сейчас с вами познакомились? (Полковое знамя, булава, пернач, блюдо, грамота, войсковые и куренные печати)

- Что выражало собой полковое знамя? (Идею единства, связывающих воинов в одно целое.)

- Что выражала собой булава? (Олицетворяла собой власть и достоинство.)

- В каком году Екатерина II подписала жалованную грамоту казакам? ( В 1792 году)

- На какое событие Екатерина II подарила казакам серебряное вызолоченное блюдо? (На новоселье)

- Как казаки относились к регалиям? (Бережно, передавали их из поколения в поколения)

- В каких случаях выносились регалии? (По особо торжественным случаям, во время войсковых праздников)



V. Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа

- Назовите все символы, с которыми вы сегодня познакомились? (Гимн, герб, флаг, казачьи регалии)

- Какой словарь помог узнать нам значение слов? ( Словарь Сергея Ивановича Ожегова)

- Что такое гимн и в каких случаях он исполняется? (Это торжественная песня, принятая как символ государственного единства; На линейках в школах, на Параде Победы, на торжественных встречах)

- Что такое флаг? (Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета и нескольких цветов, часто с эмблемой)

- Какие 3 флага мы сегодня обсуждали? (Флаг РФ, флаг Краснодарского края и Ленинградского района)

- Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) – Что говорит зеленый щит на гербе Краснодарского края? (Говорит о военных заслугах)

- Что такое регалии? (Знаки государственной и местной власти у казаков)

- Какие казачьи регалии вы запомнили? (Ответы учащихся)

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

2.Рефлексия

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились


Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!