СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Л.Н. Толстой «Филиппок». Составление плана произведения." 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с новым произведением Л.Н. Толстого, закрепить биографию Л.Н. Толстого; научить учащихся формулировать тему и цели урока, составлять план по произведению;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Л.Н. Толстой «Филиппок». Составление плана произведения." 2 класс»

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Учитель: Иевлева Н.В.

Дата

16.11.2021

Класс

2-Б

Тема урока:

Л.Н. Толстой «Филиппок». Составление плана произведения.

Цели:

Образовательные

Познакомить с новым произведением Л.Н. Толстого, закрепить биографию Л.Н. Толстого; научить учащихся формулировать тему и цели урока, составлять план по произведению;

Развивающие

развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности;

Воспитательные

воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС)

Личностные

Создавать условия для воспитания навыков культуры общения.

Метапредметные

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: уметь анализировать прочитанный текст; находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

Тип урока

Изучение нового материала.

Оборудование

Конспект, Мультимедийная презентация, учебник литературного чтения.И.А. Горецкий класс 2, словарь Ожегова

Используемые технологии

Здоровьесберегающие технологии;  исследовательская технология; игровые технологии.


Ход урока

Структура урока усвоения новых знаний

  1. Организационный этап

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! готовность к уроку, на столах у вас должен лежать учебник литературы и пенал.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

II. Речевая разминка

Упр. в отработке дыхания


Упр. в отработке дикции

Слайд 1

Он кружится,

Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

- Начинайте читать стихотворение шепотом, постепенно усиливая силу голоса.

- А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.

- А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

- Какова тема этого стихотворения? Как бы вы егоназвали? («Первый снег»)

-Минутка выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

III. Проверка домашнего задания

Пересказ «Старый дед и внучек».

IV.Целеполагание.

Введение в тему урока

Сл.2

– Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки.

-Годы жизни писателя – 1828-1910. Он был заинтересован просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

-О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

-Какое произведение мы будем читать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

1.Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).

2.Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”).

3.К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

4.В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).


5.





1.

а

з

б

у

к

а

2.

п

о

д

к

и

д

ы

ш









3.

л

г

у

н




4.

Б

у

л

ь

к

а




-Какое слово получилось? (“Быль”).

-Что такое быль? Найдите в словарях, которые у вас на столе и прочитайте.

-Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы.

Определение темы и задач урока

- Как вы уже догадались, сегодня мы поработаем с былью Л.Н. Толстого.

- Откройте учебник на странице 112-ой и прочитайте, как называется быль? («Филиппок»)

- Какие задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей)

- Мы еще раз повторим биографию Л.Н. Толстого, познакомимся с интересным произведением «Филиппок» и составим его план.

  1. Актуализация знаний

Подготовка к восприятию

- Вспомните, когда вы были маленькими и еще не ходили в школу, вам хотелось скорей пойти в школу.

- Поднимите руку, кто хотел пойти в школу.

- А почему вы хотели пойти в школу? (Хотели научиться писать, считать, стать школьниками)

- Сегодня мы с вами прочитаем рассказе о маленьком мальчики, который очень сильно хотел в школу и узнаем, как он все таки, туда попал, не смотря на все трудности и что его там ждало.

Повторение биографии автора.

Слайд 3

- Мы уже с вами знакомы с биографией Л.Н. Толстого.

-Что вы помните из его биографии? (Ответы детей)

- Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать на них.

- Сколько произведений написал Л.Н. Толстой для детей? (629)

- В каких жанрах писал Л.Н. Толстой для детей? (Рассказ, быль, басня,очерк)

- Для каких детей Л.Н. Толстой открыл школу? (Для крестьянских детей)

- Какую книгу написал Л.Н. Толстой для обучения крестьянских детей? (Азбуку)

- Мы еще раз можем убедиться, что Л.Н. Толстой добрый человек, и он очень любил детей, сделал много хорошего для них.


Физкультминутка

(подвижная)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Первичное восприятие текста

(читает учитель, аудиозапись)

- Можете ли вы по названию и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы детей).

- Сейчас я прочитаю вам историю, которая произошла с мальчиком Филиппом, который очень хотел учиться, но был мал еще для этого. Эту историю автор слышал собственными ушами и, скорей всего, она оставила его неравнодушным к ней и он решил поделиться ей со всеми, он написал ее.

-Ваша задача внимательно послушать рассказ и ответить на мои вопросы, во время чтения, вы можете подчеркивать карандашом в учебнике непонятные для вас слова, затем мы все вместе их разберем.

Словарная работа (на основе м /м презентации.)


Слайд 4

- И так ребята, какие вам слова были не понятны после прочтения рассказа?

Поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

Слободка – пригород;

Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

Бедовый – шустрый, смелый;

Бежать во весь дух – очень быстро;

Пострелёнок – озорник, сорванец.

-Для чего мы с вами проводим словарную работу?(Чтобы знать значение данных слов)

  1. Первичная проверка понимания

- Поднимите руку, если вам понравилось произведение.

-Кто главный герой произведения? (Мальчик Филипп)

- Куда мальчику хотелось пойти ?(В школу)

- Почему автор назвал этот рассказ «Филипок» ?(Так звали главного героя)

-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (Этот случай, произошел в школе и Лев Николаевич про него знал)

- Как еще можно понять, что это не выдумка? К какому жанру относится это произведение, вспомните? (Быль)

- Какие чувства пробудила у вас эта история? (Ответы детей).

Повторное чтение и анализ произведения

(чтение по цепочке)

-Теперь вы сами под мои руководством, будите читать рассказ по цепочке, по отдельным частям.

-Вчитываемся внимательно в текст, чтобы вы могли ответить на мои вопросы. Итак, читаем первую часть.

-Какие герои встречаются при чтении первой части? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).

-Что узнали о матери? (Мать не отпускала Филиппа в школу; Мать ушла на поденную работу.)

-Что узнали об отце?(Отец еще с утра уехал в лес)

-Что узнали о бабушке?(Спала на печке)

-Что узнали о ребятах? (Ребята ушли в школу)

-Что узнали о Филипке? ( Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

-А как Филипп собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

-Торопился ли Филипок? Найдите и прочитайте подтверждения из текст?(Да, взял отцовскую шапку, свою не нашел.)

- Как можно озаглавить эту часть? (Филипок отправляется в школу)


-Теперь переходим к чтению второй части. Читаем внимательно, затем будем отвечать на вопросы по содержанию.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

-Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?(Ответы детей)

-А почему он не вернулся, хотя и было страшно?(Он очень хотел в школу)

-Найдите в тексте выражения, которые описывают, что происходило с Филипком.

- Как можно озаглавить эту часть? (Дорога в школу)


-Переходим к чтению следующей части, затем отвечаем на вопросы.

-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? Найдите в тексте.

-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

-Какие новые действующие лица появились в этой части? (Мужик, баба с ведром).

-Почему мальчик именно после слов бабы с ведром зашел в школу? (Мальчик боялся)

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?(Он растерялся)

-Найдите в тексте и прочитайте как Филиппок испугался.(Так напугался, что говорить не мог.В горле от страха пересохло.)

- Как озаглавим эту часть? (Встреча с учителем)


- Переходим к чтению последней главы. Внимательно читаем и готовимся отвечать на вопросы.

-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

- Кто учил Филипка читать ?(Его брат Костюшка)

- Озаглавьте эту часть. (Филипок стал учеником.)


Физкультминутка для глаз

  1. Первичное закрепление

-Каждый автор, когда пишет свое произведение, он хочет научить чему-то полезному своего читателя.

-Скажите мне, пожалуйста, о чем это произведение?(О мальчике Филипке, который очень хотел учится с ребятами в школе и ему удалось это).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

-Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

-Как вы думаете, чему автор хотел научить своих читателей?(Что нужно учиться, нужно любить обучение, стремиться узнать что-то новое)

Составление плана рассказа.

- Мы читали с вами рассказ по частям, сколько частей получилось? (Четыре части)

- Каждую часть мы озаглавливали. С помощью чего мы давали название каждой части? (Мы опирались на содержание и главную мысль)

- Вспеним, как же мы озаглавили каждую часть и о чем там говорилось, и составим план.

- Как мы озаглавили первую часть ? Почему? («Филипок отправляется в школу»; В этой части описывается, как мальчик собирался в школу и отправился в нее)

- Как озаглавили вторую часть? Почему? («Дорога в школу»; В этой части говорится, как мальчик добирался до школы)

- Как озаглавили третью часть? Почему? («Встреча с учителем» ; В Этой части описывается, как Филипок первый раз встретился с учителем и как отреагировал на него)

- Как мы озаглавили четвертую часть? Поему? («Филипок стал учеником»; В этой части описывается, как учитель разрешил главному герою посещать школу вместе с ребятами)

- Составим план:

1.Филипок отправляется в школу;

2.Дорога в школу;

3.Встреча с учителем;

4.Филипок стал учеником.

- Как вы думаете, зачем мы составили план? Как он вам пригодится? (Он пригодится при пересказе произведения)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать рассказ на странице 112-114 и подготовить пересказ по плану.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Как называется произведение, с которым вы сегодня познакомились, и кто его автор? (Л.Н. Толстой «Филиппок».)

- Как относится автор к главному герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

-Какой же главный герой? (Самостоятельный, настойчивый, добивается своей цели)

-Чему научил вас этот текст?(добиваться своей цели, не бояться)

Выставление отметок

-Продолжите фразу.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а) …

Я научился…

Испытывал(а) затруднения при….

-Урок окончен, Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!