СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока лабораторной работы по теме "Гражданское судопроизводство: цель доказать или наказать"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - лабораторная работа с применением кейс-метода для учащихся 10 класса "Гражданское судопроизводство: цель наказать или доказать"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока лабораторной работы по теме "Гражданское судопроизводство: цель доказать или наказать"»

Тема: «Гражданское судопроизводство: цель наказать или цель доказать?»

Адресат: 10 класс

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить и углубить знания о судебной системе РФ, о роли закона в правовом государстве;

2. Сформировать знания об институте суда присяжных, как о суде с участием выборных граждан РФ и судьи;

3. Закрепить сущность механизма правового регулирования в судебной системе.

Воспитательные:

1. Пробудить уважение к закону, осознание степени ответственности за принимаемые решения; воспитать чувство справедливости и гуманизма;

2. Акцентировать внимания на качествах личности присяжных-заседателей, побудить учащихся к размышлению над этими качествами.

Развивающие:

1. Развить навык работы с правовыми источниками (ГПК РФ, Конституция РФ)

2. Способствовать развитию навыка кратко излагать материал прошлых занятий;

3. Развить критическое мышление в ходе ответов на вопросы в ходе урока.

4. Развитие абстрактного мышления учащихся с помощь схематического рисунка.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений учащихся

Форма урока: лабораторная работа

Доминирующий метод обучения: исследовательский

Эталонные знания и умения учащихся:

Оборудование урока: мел, доска, канцелярские принадлежности, раздаточный материал по числу учащихся

















Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

  1. Учитель пишет тему и план урока на доске. И закрывает ее.

17 мая
Тема: «Гражданское судопроизводство: цель наказать или цель доказать?»
План урока:

1. Доказывание в гражданском процессе
2. Заключение эксперта как средство доказывания
3. Ответственность за ложные показания







  1. Приветствие учителя


1.Звенит звонок. Ученики заходят в класс, садятся за рабочие места, готовятся к занятию. Оборудование учеников: учебник, тетрадь, ручка.

2. Приветствие учеников

Мотивационный этап

Итак, ребята, сегодня вам предстоит ответственное задание. Сегодня вы будете выступать в качестве исследователей такого вида права как гражданское процессуальное. Мы изучали данную тему на прошлом уроке, однако сегодня будет не обычный урок. Сегодня вы все будете делать самостоятельно. Что это значит: вам предстоит проанализировать имеющуюся перед вами информацию, которая находится в этих конвертах. Проанализировав все тексты, вы сможете самостоятельно составить план работы, а в последствии и отчет по проделанной работе.

На данное исследование у вас будет 30 минут. (Учитель пишет это на доске) После этого вы сдаете работы в конвертах.


Ученики записывают в тетрадь тему урока.

Этап самостоятельной работы учащихся

Учитель раздает конверты, внутри которых раздаточный материал.

Первая категория информации:

1. ГПК РФ Статья 55. Доказательства

 

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

  1. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

2. Постановление Пленума ВС от 24.06.2008

(…) 7. При выполнении задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, судья учитывает особенности своего положения в состязательном процессе. Судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ).

8. Доказательства, представленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, проверяются судьей на их относимость (статья 59ГПК РФ) и допустимость (статья 60 ГПК РФ).

Судье следует во всех случаях предлагать сторонам указать, какие именно обстоятельства могут быть подтверждены этими доказательствами. Принятие доказательств, которые не могут являться средствами доказывания (в частности, показания свидетелей в соответствии с частью 1 статьи 162, частью 2 статьи 812 ГК РФ), недопустимо. (…)

3.Постановление пленума ВС
13. Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (медицинскую, бухгалтерскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения следует из обстоятельств дела и представленных доказательств (пункт 8 части 1 статьи 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования статей 79 - 84ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда (например, вопроса о дееспособности гражданина, а не о характере его заболевания).

Во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, например, при рассмотрении дел о признании недействительными сделок по мотиву совершения их гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (статья 177 ГК РФ), а также в тех случаях, когда назначение экспертизы предусмотрено законом, в частности, по делам о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (статья 283 ГПК РФ) и о признании его дееспособным в случае выздоровления или значительного улучшения состояния здоровья (часть 2 статьи 286 ГПК РФ). При назначении экспертизы в стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья в соответствии со статьей 216 ГПК РФ вправе приостановить производство по делу. В этом случае течение срока производства по делу согласно части 1 статьи 110 ГПК РФ приостанавливается. Определение о приостановлении производства по делу судья выносит в предварительном судебном заседании, о проведении которого составляется протокол (части 4 и 7 статьи 152 ГПК РФ).

14. В стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в гражданском деле может быть привлечен специалист (пункт 8 части 1 статьи 150 ГПК РФ). Необходимость привлечения данного участника процесса может возникнуть у суда для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи при осмотре письменных и вещественных доказательств, прослушивании аудиозаписи, просмотре видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств (статья 188 ГПК РФ).

4.ГПК
ГПК РФ Статья 56. Обязанность доказывания

1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

5. ГПК РФ Статья 79. Назначение экспертизы

 1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

6. ГПК РФ Статья 176. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний

1. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает его личность, разъясняет ему права и обязанности свидетеля и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

2. Свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное ему по делу, но он не предупреждается об ответственности за неправомерный отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

 7. Карикатура «Ложный свидетель»



Вторая категория информации:
Вопросы к документам:

  1. Проанализируйте тексты: что не может выступать доказательством на суде? Почему? Сформулируйте ответ на вопрос с опорой на текст закона и текущими знаниями по предмету.

  2. Кто распределяет бремя доказывания? Сформируйте свою собственную «Памятку суда» с пояснениями, касающимися доказывания юридический фактов.

  3. Сформулируйте самостоятельно: определение эксперт, определение специалист. Сформулируйте вывод о том, чем они отличаются.

  4. Кто назначает экспертизу? Придумайте исключение.

  5. Какая ответственность предусмотрена за ложное свидетельство?

  6. Напишите синквейн по карикатуре, руководствуясь текущими знаниями и приведенными отрывками документов.



  1. Доказательствами на суде не могут выступать такие доказательства, которые добыты преступным путем. Также видео-доказательства не могут быть использованы, если съемка велась заведомо тайно для второй стороны, тк таким образом это нарушает его Конституционные права.

2. Бремя доказывания распределять может только суд.
Памятка:
- судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения

- какие трудности имеются для представления доказательств

- разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ).

3. Эксперт -

Организация домашнего задания

1.Откройте дневники и запишите домашнее задание к следующему уроку:

Написать эссе-отчет по проделанному исследованию.

2. Звенит звонок

Ребята, урок окончен. Спасибо! До свидания!

  1. Ученики записывают домашнее задание.

  2. Ученики прощаются с учителем и покидают класс.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!