СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Лекарственные растения" по предмету мир природы и человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Лекарственные растения" по предмету мир природы и человека»

Тема :»Лекарственные травы»

Цель: Ознакомление и расширение представлений учащихся о лекарственных растениях,

их

необходимости для человека

Задачи:

Образовательные:

*Познакомить с правилами сбора лекарственных растений.

*Учить различать растения по внешнему виду.

*Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

* Формирование умения учащихся анализировать изучаемый материал на доступном уровне,

умения рассуждать

*  Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

Коррекционно-развивающие:

*Развитие мышления через анализ рассказов.

*Развитие памяти через многократное повторение нового материала.

*Обогащение словарного запаса учащихся и связной речи.

Воспитательные:

* Воспитание бережного отношения к растениям, окружающей среды.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лекарственных растений (гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

1.Организационный момент мотивация к учебной деятельности.

Вот и начался урок.

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить, рассказать.

Будьте активными, не ленитесь

А для начала - улыбнитесь!!!

-Какой у вас сейчас урок?

-Какое главное правило этого урока?

- Дыхательная гимнастика «Шар»

2.Проверка домашнего задания по индивидуальным карточкам

-О чем говорили на прошлом уроке? (о культурных и дикорастущих растениях) Сл.1

-Я приготовила вам задания, чтоб проверить ваши знания.

1)Нужно соединить слова из 1 столбика и второго - что к чему относится.

Задания для индивидуальников ( Вариант 2)

1)По карточкам

2) Выполнение самостоятельно теста+ сверка с эталоном. Слайд №2

3)Найдите и покажите. Работа у доски.


3.Самооценка. Итог д/з.

-Оцените себя как вы справились с домашним заданием: если вы не ошиблись - покажите лепесток зелёного цвета, если допустили 1-2 ошибки – желтого цвета, если много ошибок и надо повторить материал-красный лепесток.

4. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока.

Ребята, прослушав загадку, постарайтесь её отгадать.

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…(Айболит)

- Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит, он ведь жил в лесу? (Лекарственными растениями).

- Какова же тема урока? Слайд № 3

-Да, ребята, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях. Если будете внимательны, вы узнаете много полезного и интересного, какие части растения собирают для лечения, при каких болезнях их применяют.


Физминутка для глаз «Мигалки»

Работа по учебнику. С.74


-Почему их люди назвали лекарственными? На этот вопрос вам поможет ответить текст в учебнике. Давайте узнаем как об этом говорится в книге.

- Почему растения называются лекарственными? Найдите и зачитайте.

Выборочное чтение.

(В них содержатся вещества, которые имеют лечебные свойства)

-Подумайте и скажите, в каких частях растений могут находиться полезные вещества?

(в листьях, цветках, корнях, семенах, плодах)

Обобщение:

-Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений, ведь раньше не было таблеток, больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, поили чаем из разных трав.

НО!!! Как вы думаете, что необходимо знать о лекарственных растениях,

чтоб лечиться ими.

Обобщение: Когда растения надо собирать. А для чего это необходимо?

(чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств) Слайд №4

Что собирать? У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах

Слайд №5.

В какую погоду? Слайд №6.

Где собирать? Слайд №7.

Как собирать? Слайд №8. Как правильно хранить собранные растения. Полезную часть лекарственных растений люди собирают. Очищают, а затем высушивают. Слайд №9.

Это всё надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

Прежде чем принять в лечении какое-либо растение, нужно обязательно посоветоваться с врачом.

А какое главное правило по отношению к природе мы должны соблюдать?

Слайд №10.

А какое правило личной гигиены должны соблюдать? Слайд №11.

Работа со словарным словом. Аптека.

-Кого сегодня нет в классе?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства? (в аптеке)

-Что такое аптека? Слайд № 12

Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства.

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает? - Какие люди их собирают? (знающие)

Как вы думаете, что это такое лесная или зелёная аптека?
Зеленая аптека – Зелёная аптека – это Природа. Слайд № 13

Обобщение:

-Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств.

Физминутка Слайд № 14

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.


Некоторые ученики нашего класса заранее познакомились с лекарственными растениями нашего края. Сейчас вам ребята расскажут от имени самих растений

Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ученики на голове изображение растения.

- Повторим эти растения. Слайд № 15

-Ребята, мы с вами со всеми лекарственными растениями познакомились которые есть на свете? (нет)

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Но для этого необходимо знать

Правила сбора лекарственных растений Слайд № 16

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Коррекционное упражнение «Корзина»

В лес корзинку я беру, травы я в неё кладу

Работа в тетрадях.

Какое сегодня число, какой месяц, какое время года, какой по счёту урок?

Записать число и тему урока.

-Рассмотрите растения на рисунках. Как они называются? Что вы о них узнали? Сравните их по цвету, по размеру. Что между ними общего? Запишите названия лечебного однолетнего растения. А сейчас запишите другое растение. Что вы о нем запомнили?


Закрепление пройденного материала.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /дети соединяют растение и недуг/
зверобой лечит кашель, укрепляет дёсна Слайд № 17

подорожник заживляет раны, ожоги Слайд №18

валериана принимают при бессонице Слайд №19


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.

У вас на партах имеются коробочки из аптеки с лекарственными растениями. Внимательно рассмотрите её. На ней нарисовано растение и написано его название. На обратной стороне указано: при каких заболеваниях можно применять это растение, в каких случаях его нельзя использовать, как нужно приготовить лекарство из растения, срок годности.


- Ребята, а вы хотели бы поиграть в игру? Слайд №20-28

Самооценка своей деятельности (лепесток)

Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Что мы хотели узнать?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)………..

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО……………………….

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПРИГОДИТЬСЯ….

- Мы познакомились с разными лекарственными растениями. Теперь вы знаете, что восстановить и сохранить здоровье помогают не только лекарства, но и растения.
И закончить наш урок мне хочется словами:

Земля наша щедра и плодородна. Она дарит разнообразные лечебные растения. Нужно уметь пользоваться богатством, которое преподнесла нам природа и тогда мы с вами всегда будем здоровы и красивы!
Живая природа – источник радости и любви. Берегите природу!

Домашнее задание. Читать с.74-75.(всем)

По карточке кто хочет получить дополнительную отметку.

Индивидуальникам (Вариант 2)– карточки у учителя. Раскрасить только лекарственные растения.

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН


КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ МЕШОЧКИ. ВЗЯТЬ СТОЛЬКО СКОЛЬКО НУЖНО.



2. ПРИ СБОРЕ


ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ


3. НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.


4. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ



ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.




Самооценивание.

- а сейчас оцените свою работу на уроке сами. Покажите оценку своей деятельности:

-кто считает, что хорошо поработали на уроке и ему всё понятно- красный лист

- кто недоволен своей работой , не понял тему урока-зелёный лист.

Выставление аргументированных отметок


-Организация фиточая

Фиточай это ароматные растительные напитки, из лечебных трав ,наполненные живительной силой цветов, листьев и трав.

Я вам приготовила фиточай, для укрепления вашего организма, для повышения повышают его защитной силы (иммунитета), чтоб вы не болели.

Спасибо за урок. Слайд №29







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!