СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение 4 класс А.Блок "Россия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока литературного чтения в 4 класс УМК "Начальная школа XXI" составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока: объяснение нового материала. Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение 4 класс А.Блок "Россия"»

Литературное чтение 03.02.20.

Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тема: А.А. Блок «Россия».

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия» «Рождество»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

 Произведения какого автора мы закончили изучать?

 - Правильно. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения я предлагаю вам выполнить следующие задания:

-Давайте проверим правильность выполнения.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

А) Работа с пословицами.

-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.

без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).

не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)

и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)

-Прочитайте получившиеся пословицы:

-жужжащим чтением;

-ударяя голосом на выделенное слово;

-чтобы звучал вопрос;

-выразительно.

-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)

-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)

-Как называется наша Родина? (Россия)

У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.

Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.

-Эпиграфом нашего урока станут слова: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.

У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).

У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.

     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).

    - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).

У: Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».. Прочитайте его про себя.

(Выразительное чтение 1 ученика.) ( Открываю имя автора под эпиграфом.)

У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. ( Открываю тему урока).

III. Ознакомление с жизнью и творчеством А.А.Блока.

У . Я вам прочитаю стишок, подумайте, кому могли его читать?

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый,

Отчего - никто не знал,

Котя это не сказал.

У. Этот стишок читали детям.

Да. Да и написал его ребенок - пятилетний мальчик Саша Блок

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Александр Александрович Блок. Годы его жизни 1880-1921. Бабушка, мать и тётки Александра Блока были писательницами, ему «на роду» было написано заниматься литературой. Первые стихи он написал в пять лет. А в тринадцать лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором, главным художником. В старших классах блок увлекался театром. Даже мечтал стать актером. Но любовь к литературе победила все его увлечения. Его стихи печатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками. Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу очень велик.

VI. Первичное восприятие текста.

(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)

-Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).

V. Проверка первичного восприятия текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-А были ли слова, которые вам не понятны?

VI. Чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.

(Слова напечатаны на доске.)

Шлея- часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.

Крест –здесь: судьба.

Чародей –волшебник, колдун.

Плат –платок.

Острожная (песня) –тюремная.

Расхлябанные колеи –разбитые дороги.

Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.

VII. Физминутка

VIII.Акцентное вычитывание стихотворения..

-Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.

1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:

-Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?

-Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

Вспомните, что называется олицетворением?

2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:

-Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)

-Какие слова выбирает автор, чтобы передать эти чувства? Зачитайте их.

3 ученик читает третью и четвертую строфу.)

Подумайте и ответьте на такой вопрос:

-Меняется ли настроение поэта? Почему?

-Как вы понимаете выражение из третьей строфы

«... И крест свой бережно несу...»?

У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.

4 ученик читает пятую строфу).

У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)

5 ученик читает шестую строфу)

-Каким чувством наполнена последняя строфа?

-Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («... И невозможное возможно, дорога долгая легка

Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)

У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)

XI. Работа в тетради.

У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.

-Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.

-Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.

-Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.

-Кто хочет выразительно прочитать? (Читает один ученик.)

-Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?

-Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.

Самостоятельное чтение стихотворения

-Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется?


Итог урока.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке:

По листу самооценки (прил.)









Лист самооценки

Устный опрос (тест)


Я могу прочитать стихотворение выразительно


Внимательно слушал учителя, одноклассников


Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы




без Человек соловей Родины без песни что


не За умирать Родину мать страшно


и Земля в мила горсти Своя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!