Литературное чтение 03.02.20.
Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тема: А.А. Блок «Россия».
Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия» «Рождество»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
- Произведения какого автора мы закончили изучать?
- Правильно. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения я предлагаю вам выполнить следующие задания:
-Давайте проверим правильность выполнения.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
А) Работа с пословицами.
-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.
без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).
не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)
и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)
-Прочитайте получившиеся пословицы:
-жужжащим чтением;
-ударяя голосом на выделенное слово;
-чтобы звучал вопрос;
-выразительно.
-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)
-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)
-Как называется наша Родина? (Россия)
У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.
Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.
-Эпиграфом нашего урока станут слова: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».
А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.
У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).
У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.
- Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).
- Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).
У: Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».. Прочитайте его про себя.
(Выразительное чтение 1 ученика.) ( Открываю имя автора под эпиграфом.)
У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. ( Открываю тему урока).
III. Ознакомление с жизнью и творчеством А.А.Блока.
У . Я вам прочитаю стишок, подумайте, кому могли его читать?
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего - никто не знал,
Котя это не сказал.
У. Этот стишок читали детям.
Да. Да и написал его ребенок - пятилетний мальчик Саша Блок
Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Александр Александрович Блок. Годы его жизни 1880-1921. Бабушка, мать и тётки Александра Блока были писательницами, ему «на роду» было написано заниматься литературой. Первые стихи он написал в пять лет. А в тринадцать лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором, главным художником. В старших классах блок увлекался театром. Даже мечтал стать актером. Но любовь к литературе победила все его увлечения. Его стихи печатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками. Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу очень велик.
VI. Первичное восприятие текста.
(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)
-Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).
V. Проверка первичного восприятия текста.
-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-А были ли слова, которые вам не понятны?
VI. Чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.
(Слова напечатаны на доске.)
Шлея- часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.
Крест –здесь: судьба.
Чародей –волшебник, колдун.
Плат –платок.
Острожная (песня) –тюремная.
Расхлябанные колеи –разбитые дороги.
Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.
VII. Физминутка
VIII.Акцентное вычитывание стихотворения..
-Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.
1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:
-Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?
-Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)
Вспомните, что называется олицетворением?
2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:
-Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)
-Какие слова выбирает автор, чтобы передать эти чувства? Зачитайте их.
3 ученик читает третью и четвертую строфу.)
Подумайте и ответьте на такой вопрос:
-Меняется ли настроение поэта? Почему?
-Как вы понимаете выражение из третьей строфы
«... И крест свой бережно несу...»?
У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.
4 ученик читает пятую строфу).
У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)
5 ученик читает шестую строфу)
-Каким чувством наполнена последняя строфа?
-Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («... И невозможное возможно, дорога долгая легка
Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)
У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)
XI. Работа в тетради.
У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.
-Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.
-Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.
-Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.
-Кто хочет выразительно прочитать? (Читает один ученик.)
-Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?
-Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.
Самостоятельное чтение стихотворения
-Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется?
Итог урока.
- Итак, о чем мы сегодня говорили?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Оцените свою деятельность на уроке:
По листу самооценки (прил.)
Лист самооценки |
Устный опрос (тест) | |
Я могу прочитать стихотворение выразительно | |
Внимательно слушал учителя, одноклассников | |
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы | |
без Человек соловей Родины без песни что
не За умирать Родину мать страшно
и Земля в мила горсти Своя