СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение "К.И.Чуковский "Федорино горе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Деление суммы на число»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний деления суммы на число, различными способами.

Задачи:

Обучающая:

 -способствовать формированию умения деления суммы на число, когда каждое слагаемое делится на это число.

Развивающая:

 - способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательная:

- способствовать формированию интереса к изучению математики.

Тип: урок открытия нового знания

Оборудование: учебники (математика 3 класс Моро М.И. УМК: «Школа России»).

Проектируемые результаты:

Предметные УУД:

уметь использовать в речи математические термины;

уметь вычислять периметр фигур;

уметь решать задачи на умножение и деление;

уметь составлять и решать простые и составные задачи.

Личностные УУД:

 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

умение организовать место для занятий.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в коллективе;

формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя свой учебник.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение "К.И.Чуковский "Федорино горе"»

Тема        К. И. Чуковский «Федорино горе»

Цель:

создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, навыка оптимального чтения, творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

получат возможность научиться:

  • воспринимать на слух художественный текст;

  • определять смысл произведения;

  • находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения;

  • определять особенности юмористического произведения;

  • рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

  • объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю.

Метапредметные:

Познавательные:

  • овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

Регулятивные:

  • формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;

Коммуникативные:

  • адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные:

  • проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование:

выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки“Федорино горе”,

презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Настроенье каково?

-Во!

-Может вы уже устали?

-Мы таких с собой не брали!

-Может сядем отдохнем?

-Лучше мы урок начнем!

(1,2,3) - сели


Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь.

Набирайтесь ума. (пятиминутка чтения) - оцените себя в оценочном листе

– Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?

– Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

2. Постановка темы и цели урока.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.

- Назовите имя этого человека? (портрет) -слайд


Выставка книг на доске - слайд


Какие факты из биографии К.И. Чуковского вы помните?

(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков.  Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием) –дополнение из книги – оцените себя


3. Проверка дом.задания

- Д/з было по выбору: выучить отрывок из “Путаницы” или стих-е “Радость”.

-Кто вам больше всего понравился? Почему? – оцените себя, кто отвечал д/з

4.Введение в тему

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К. И. Чуковского.


- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.


- Какие виды жанров встречаются в произведениях К. И. Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)

- Чему учат книги К. И. Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)

- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

5. Продолжение работы над темой урока

- К. И. Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.

Помог случай. Заболел его сын. Мальчик всё время плакал, не мог уснуть. Чуковский, чтобы его отвлечь начал рассказывать:

 Жил да был крокодил

Он по улице ходил.

Крокодил, крокодил, крокодилович.

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он всё рассказал отцу по памяти.


А вот другой случай. К. И. Чуковский работал в своём кабинете, как услышал, что плачет младшая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета. Взял дочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так появилась другая сказка «Мойдодыр»


- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?

Викторина

1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)

2) Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет , будет трубочист

Чист, чист, чист, чист! (Мойдодыр)

3) Сапоги скрипят,

Каблуки стучат.

Будет, будет мошкара

Веселится до утра. (Муха-Цокотуха)

4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

5)  Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (Тараканище)

ФИЗМИНУТКА

6. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»


– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А как называется это произведение, вы узнаете сами ( вам нужно вставить гласные, чтобы узнать название произведения).

Ф Д Р Н Г Р

еоио ое («Федорино горе»). (слайд)


- Какие цели поставим?


1. Мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».

2. Мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения.

3. Мы будем учится определять особенности авторского текста.

4. Мы будем учится рассказывать о героях произведения, выражать своё отношение к ним.

   Послушайте, как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.


6.Словарная работа (слайд)


  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.

  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

  • Ушат - небольшая кадка с ушами.

  • Прусак – рыжий таракан

  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания мук


- Внимательно послушайте произведение и скажите, какое горе случилось с Федорой?

(Чтение «За диктором» учителем до слов " И тихую песню поет".)


Инсценировка

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учителем до окончания сказки

6. Анализ содержания.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

( посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого была написано произведение?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

-  К какому жанру относится это произведение? Докажите. ((Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)


- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17) выборочное чтение

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

стр. 13. Выборочное чтение

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды). чтение

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. чтение

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14 чтение

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).

7. Работа в группе.


- «Вставь пропущенное слово». – 1 группа.

И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко»

И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»



-Составление синквейна – 2 группа.

(Федора)


8. Работа с текстом (функциональная грамотность)

1. Прочитай текст

Стоял погожий летний день. Дед Митя был опытным грибником. Он решили пойти за грибами, и позвал с собой соседских детей. Саша нашел под березой красивый подберезовик. Катя под сосной увидела маленький масленок. Илья разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Задание № 2 Выбери к тексту наиболее подходящий заголовок.

А. Прогулка в лесу

Б. Грибники

В. Встреча друзей

Задание № 3 Выбери название гриба, который нашла Катя.

А. Подберезовик

Б. Боровик

В. Маслёнок

Задание № 4 Какое время года описывает автор? Выбери правильный вариант ответа.

А. Осень

Б. Весна

В. Лето

9. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?

-Оценочный лист(выставление отметок учащимися)

10. Дом. задание

С.13-22 выразительное чтение сказки, отр. наиз., рисунок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!