Дата:09.10.2018г.
Класс:1.
Предмет: Литературное чтение.
Урок 11.
Тема: «Согласные звуки /т/, /т׳/,буквы Т,т.»
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
Личностные результаты | Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: удерживать цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризовать согласные звуки [т], [т’]. Коммуникативные: выразительно рассказывать сказку по сюжетной картинке |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова |
Оборудование | Учебник, карточки с изображением цифр 3 и 5. |
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как тикают часы? (Тик-так…)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т], [т′].
а) На доске – предметная картинка с изображением цифры 3.
Рассматривается слого-звуковой анализ слова три. В слове три выделяется начальный звук. Слово три анализируется в соответствии с помещенной под рисунком схемой. Обращается внимание детей на то, что первый синий квадратик обозначает звук, который не входит в слияние. Слово три произносится так, чтобы первый звук слышался отчетливо. Это согласный звук (не образует слога, произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.
б) На доске – предметная картинка с изображением цифры 5.
В слове пять выделяется конечный звук [т′]. Обращается внимание детей на то, что на схеме последний звук не входит в слияние и обозначен синим квадратиком. Предлагается произнести словопять таким образом, чтобы последний звук слышался отчетливо. Звук [т′] согласный (образуется с преградой), мягкий.
● Игра «Твердый – мягкий».
Слова: тихо, суббота, тарелка, просить, тигр, тапочки, стихи, ток, тут.
Учитель сообщает, что звуки [т] и [т′] на письме обозначаются буквой Т т.
На доске вывешивается карточка с изображением буквы Т т.
Физкультминутка
Мы покинем этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один.
Ну а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
2. Сравнение и описание: на что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
– На что похожа буква Т? (Ответы детей.)
3. Печатание букв Т, т в тетрадях.
4.Работа по Азбуке с.52-57
– Кто изображен на рисунке?
– На каком дереве была «златая цепь»?
– Как автор называет кота?
– Что делает кот?
– Найдите в тексте буквы Т.
– В какой части слова они находятся?
Выразительное чтение отрывка учителем, с. 52.
Обучение чтению слогов-слияний и слов с буквой Т и изученными гласными с. 53.
– Прочитайте слоги. (Хором читают слоги.)
- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)
– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?
(Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.)
– Прочитайте слова.
– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы?
Физкультминутка
Громко тикают часы
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
Мы учебники собрали
(наклон назад, прогнувшись,
руки развести в стороны),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу дружно зашагали
(ходьба на месте),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы)
Работа с текстом «Хитрый кот».
-Чей был кот?
-У кого были окуни?
-Что сказано про кота?
-Как можно назвать этот рассказ?
-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)
-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
5. Игра «Хлопни в ладоши».
Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] или [ т’].
Глупый, маленький телёнок только вышел из пелёнок.
Вот тебе косыночка, ты, телёнок,- Зиночка!
6. Работа с текстом на с.55 – 57.
Чтение текста учителем.
Чтение по цепочке.
III. Итог урока. Рефлексия.
– С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?
– Что было интересного на уроке?
– Что вызвало затруднения? Почему?