3. Этап подготовки обучающихся к восприятию литературного произведения | У меня в руках произведение ещё одного известного автора. Обратите внимание (демонстрация книги «Лесная газета»). Рассмотрим иллюстрации, что вы на них видите? Верно, на этих страницах речь идёт о животных и природе. Хотите познакомиться с писателем? Для этого вам нужно отгадать загадки про животных, чтобы открыть зашифрованный слайд. Хозяин двора. Дом – конура. Виляет радостно хвостом Но чужака не впустит в дом. (Собака) Ответы принимаю хором. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Угадай, какой же птице Ночью темною не спится? Не укроет мышь трава, Ведь за ней летит … (Сова) Я поймать ее пытался, Но в руке лишь хвост остался. А ее простыл и след: Под корягу шмыг - и нет! (Ящерица) Молодцы! Мы с вами открыли зашифрованный слайд. Имя писателя, с которым мы сегодня познакомимся - Виталий Бианки. Произнесём хором. Откройте учебник на странице 98-ой. Посмотрите внимательно и найдите произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Прочитайте название (спросить одного ученика) Составим тему нашего урока: имя писателя + его произведение. (на магнитной доске) Поставим цель нашего урока: - Знакомство с биографией (Виталия Бианки) и его произведением «Первая охота». - Как вы считаете: какой первый пункт плана: знакомство с биографией автора или его произведением? (На доске 2 пункта-задачи) Прежде чем познакомиться с произведениями писателя, прочитаем о нём в учебнике. (Имя ученика), прочти, пожалуйста. Виталий Валентинович с детства был приобщен к природе. Каждое лето семья Бианки уезжала в деревню. Там маленький Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. - Что вы запомнили о писателе? | Заинтересовываются новой книгой, хором произносят название «Лесная газета». (Животных) (Да-а-а!) Проявляют учебный интерес предмету. Слушают внимательно учителя. Слушают загадки, принимаю учебную задачу. (Собака) (Медведь) (Сова) (Ящерица) Получают словесное поощрение, настраиваются на дальнейшею работу. (Виталий Бианки) Открывают учебник, анализируют, используют поисковый метод. (Первая охота) (Виталий Бианки «Первая охота») (Цель нашего урока: знакомство с биографией Виталия Бианки и его произведениями) (Чтобы понять произведение автора, мы должны узнать его биографию, это поможет нам понять всю суть.) Обращаются к учебнику, проявляют бережное отношение к книге. (Виталий Валентинович Бианки писал о родной природе…Особенно увлекательна его книга «Лесная газета») Слушают одноклассника и учителя, запоминают информацию. (Он был приобщен к природе с самого детства, любил животных..) | Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют строить понятное монологическое высказывание. Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познании: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Личностные: оценивают свои эмоциональные реакции на поступки и действия других людей с точки зрения представлений о добре и зле, общих нравствен. Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют строить понятное монологическое высказывание. Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. |
7. Этап перечитывания и анализа текста - повторное чтение текста; - анализ текста; - работа с учебником | Жужжащее чтение. Прочитайте этот текст про себя, чтобы приготовиться читать вслух. Прочтём рассказ. Читаем по предложению. Вспомним, как определить конец предложения? Перескажите кратко действия рассказа, пользуясь опорными словами в том порядке, в котором они будут появляться на экране: ящерка, подкрался, хвост, камень, щенок, отращивает. (Выслушивает ответы учащихся, регулирует, оценивает.) Как вы считаете, может ли ящерка в реальной жизни отрастить себе новый хвост? Верно, ящерицы могут лишь раз за всю жизнь отбросить свой хвост и отрастить новый. Рассмотрим изображение на странице 98-ой. Что вы на нём видите? Найдите предложение, которое соответствует данной иллюстрации. Поднимите зеленый сигнал, кто согласен с первым вариантом. (Контроль) Со вторым. Вижу, мнения разделились. Я согласна со вторым вариантом: «Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Прочтём вопрос на странице 98-ой странице. Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»? У вас очень интересные размышления. Подумайте и предложите теперь своё название для данного рассказа. Теперь мы с вами знаем историю о маленькой собаке и ящерице (выполнили первую задачу). Проверим, как хорошо вы запомнили эту историю. Работать будем в парах: вспомним правила работы в парах. У вас на столах лежат скрепленные предложения. Ваша задача: расставить их в правильном порядке. На выполнение задания у вас 2 минуты. Первая пара (имена), прочитайте, что получилось у вас - у кого получилось так же – поднимите зеленый сигнал. Сейчас мы с вами это проверим. Прочитаем текст ещё раз. Вторая пара (имена), прочитайте текст. По абзацу. Молодцы, вы верно определили порядок предложений. Скрепите листы с заданиями и уберите их на край стола. Предположите, чем закончилась эта история? Прекратил щенок свои попытки поймать ящерку? Возможно, щенок нашел ящерицу и прекратил свою охоту, и они, в свою очередь, стали друзьями. Узнать конец этой истории вы сможете, прочитав полностью произведение «Первая охота», так как мы познакомились лишь с фрагментом. Узнаем, как хорошо вы знакомы с животным миром. Рассмотрим изображения на странице 99-ой. Фронтальный опрос. Каких животных из представленных вы знаете? Отвечаем по поднятой руке. Молодцы! Приведите примеры произведений, в которых встречаются эти животные. Писал ли о них Виталий Бианка? (Доп: задание: Самостоятельно прочитайте отрывок из произведения, который лежит у вас на столе, и определите, о каком животном, из тех, что мы уже назвали идёт речь. Будьте внимательны. 1. Шел Генька по болоту. Глядь, из камыша нос торчит. Цоп за нос — и вытащил птицу: шея долгая, нос долгий, ноги долгие, — совсем бы цапля, да ростом с галку. «Птенчик!» — думает. Сунул за пазуху и бегом домой. Дома пустил цаплю на пол, сам спать завалился. «Завтра, — думает, — накормлю». 2. Когда я был маленький, я думал: вот бы попасть в такую страну, чтобы ни птицы, ни звери меня не боялись. Бежит, например, заяц. Я ему кричу: «Зайка, зайка!» Он и остановится. А я его поглажу — ну, беги дальше! А если волк... Ну, так я крикну: «Уходи, уходи прочь!» И он — во все лопатки. И чтоб к птице можно было подойти и разглядеть ее. 3. Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг! Рассердилась Сова. — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. О каком животном говорилось в рассказе, который вы прочитали?) | Принимают учебную задачу, читают текст, находят ответ на целевой вопрос. (В конце предложения ставится точка, после него идёт заглавная-прописная буква) Слушают своих одноклассников. (Ящерка отдыхала на камне, к ней тихонько подкрался щенок и схватил её за хвост. Щенок выбросил хвост, погнался за ящеркой, но та спряталась под камень и начала отращивать хвост.) (Да, ящерицы обладают таким свойством, но могут делать это лишь раз в жизни.) Рассматривают картину, работают с учебником. Проявляют умение сопоставлять. («А ящерица извернулась, хвост в зубах у него оставила, сам под камень.» «Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней.») (Я считаю, что автор назвал свой рассказ «Первая охота», потому что все собаки на кого-либо охотится, а здесь говорится о щенке, для которого наступил важный момент – первая охота. Этот момент может значит, что щенок вырос и стал взрослой собакой.) (Ящерица и щенок, Охота, День во дворе) (Правила работы в парах: работать дружно, не ругаться, не мешать остальным. Работают в парах.) Работают с учебником, иллюстрациями, применяют знания, полученные в курсе окружающего мира. Читают, сопоставляют, сравнивают. Выслушивают точку зрению учителя, принимают её. Предполагают, формулируют мысль, составляют картину происходящего в воображении. (Медведь, коала, ястреб, макака, носорог, орел, пеликан, страус…) (Русские народные сказки….) (Да, потому что Виталий Бианки был с самого детства близок с природой и писал о её обитателях.) Индивидуальное задание на карточках: читают фрагменты из других рассказов Виталия Бианки. У каждого ряда свой фрагмент. Находят ответ на вопрос, анализируют, сопоставляют. | Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют строить понятное монологическое высказывание. Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познании: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют строить понятное монологическое высказывание Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познании: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: оценивают свои ответы. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познании: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. |