-
Работа над новым материалом Цель: включение нового знания в систему знаний | 1) Вступительная беседа - Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове. Рассказ одного ученика Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили. Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды. Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток. Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе». В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться. Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее. Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха. - Представьте себе, что вы на встрече с писателем, и он рассказывает о себе. Его слова будете читать с экрана. - Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое о писателе Н. Носове. «… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться». (представитель 1 группы) - Почему Носов стал детским писателем? «Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет». (представитель 2 группы) - Почему Николай Николаевич стал юмористом? - А с какими рассказами мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька») Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать. - Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые) Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока) - С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте. Расшифруйте ребус - Сформулируйте цель урока. Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение. Первичное восприятие 1) Работа над текстом до начала чтения: -
Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации. -
Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации. 2) Словарная работа. У вас на парте лежат толковые словари. Найдите в них значения каждых слов На слайде: Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек 3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. - Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? - К какому жанру относится произведение? Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) Повторное чтение рассказа. - Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания. Работа в парах Запишите в тетради вопросы к содержанию произведения 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? - Он разговаривает с кем-то или с самим собой. - Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог) Работа над произведением. - Какое настроение вызвал у вас рассказ? - Как Федя готовился делать уроки? - Почему Феде так и не удалось решить задачу? Теперь предлагаю Вам разделиться на группы и выполнить задание. Работа в парах. (Проверка по образцу – слайд.) 1 группа. Составьте цепочку последовательных событий в рассказе и картинный план. 2 группа Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. Музыкальный номер (песня) | | Эмоциональное состояние | «Блоха» ♪ | -
Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача. Федя начал злиться, даже ругаться. | «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ | Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. | «Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ | Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде. | «Однозвучно гремит колокольчик» ♪ | Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. | «Колокольчики мои» ♪ | -
Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание». - Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. | «Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ | -
Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью. «Плохая песня», - решил мальчик. | 3 группа 4 группа Собрать и наклеить пословицы, которые подходят к данному произведению и объяснить их смысл(пословицы разрезанные) Делу время, а потехе - час; За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь; Сделал дело - гуляй смело Поспешишь, людей насмешишь Работа не волк, в лес не убежит 5 Группа Придумать и обыграть такую же жизненную ситуацию как в рассказе опираясь на пословицу: за двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 6 группа Составить список качеств необходимых усердному человеку Проблемная ситуация. - Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут? - Какая песня полностью затормозила работу над задачей? - Проследите по таблице, как меняется настроение героя. - Как автор относится к своему герою? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает понять? - Не случалось ли с вами подобных историй? - Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах) Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования. - Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? - Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами? - Над чем задумались? | - осознать успешность (Л) - научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л) - самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р) - прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР) - раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П) - воспринимать текст на слух (ПР) - высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР); - осознанно, правильно читать вслух (ПР) - определять черты характера героя и обосновывать своё мнение (П) - устанавливать соответствия (П); - пользоваться разными видами чтения (П); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К); - выполнять взаимопроверку задания (Р) -определять направление текста обосновывать своё мнение (П) - строить рассуждения (П) - работать по плану, корректировать деятельность (Р); - составить рассказ-характеристику (ПР) - слушать и слышать других, приходить к общему мнению (К) - договариваться, выражать свою точку зрения (К) - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р) |