СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подробно представлен конспект урока по творчеству Крылова И.А.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»»

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»



Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,

  2. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

  3. Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.

  4. Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся, работать над выразительностью чтения.

  5. Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену впечатлениями, уверенность в своих силах

  6. Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.


Формы организации:

групповая,

индивидуальная,

фронтальная.


Оборудование:

портрет И.А. Крылова

аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.

мультимедийный проектор,

компьютер


Методы обучения:

словесный,

наглядный практический,











Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

- Какой большой раздел мы изучаем?

Прослушайте стихотворение и скажите, о каком писателе идет речь.

"Забавой он людей исправил,

Сметая с их пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)

Верно, это стихотворение посвящено И.А.Крылову. (СЛАЙД 1)

Давайте вспомним, что мы узнали об И.А. Крылове на прошлом уроке.

(Дети рассказывают, что запомнили).

Знаете ли вы, что в честь Ивана Андреевича Крылова построили памятник, в котором отображены герои его басен (СЛАЙД2). Появился он в летнем саду благодаря частным пожертвованиям. Его автор, Петр Карлович Клодт, решив украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен, отнесся к делу очень серьезно. Он добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада в Петербурге в те годы еще не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.

Осел жил у Клодта дома, в "зверовом дворе", учрежденном еще Петром I, Петр Карлович лепил львов. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего.

Из Новгородской губернии Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.

Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться - его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую - ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. В скульптуре можно увидеть и обезьянку с зеркалом. (СЛАЙД3)

В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: "Установить надо в Летнем саду".


Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, а какой именно, вы узнаете, выполнив задание.

Необходимо соединить линией автора с его произведением.


Ф. И. Тютчев

«В тот год осенняя погода»

И. А. Крылов

«Зреет рожь над жаркой нивой»

А. С. Пушкин

«Зеркало и обезьяна»

А. А. Фет

«Листья»

Тема нашего урока – басня И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».

3. Проверка Д/З

Прежде чем перейти к знакомству с новым произведением послушаем, как вы приготовили выразительное чтение басни «Мартышка и очки».

  1. Работа с басней «Зеркало и обезьяна».

Для того чтобы лучше понять басню, нам надо объяснить значение слов, которые встречаются в произведении (СЛАЙД 4).

- Прослушивание аудиозаписи басни.

Обратить внимание учащихся, с какой интонацией читается басня.

- Работа над содержанием басни.

  • Какая история описывается в басне?

  • Кто герой басни?

  • Какие поступки совершают герои басни?

  • Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.

  • Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?

  • Над чем смеется автор?

  • Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Они не видят своих недостатков, но видят их в других.)


Посмотрим, какой диафильм сделан к этой басне обратите внимание, как изображены герои (СЛАЙД 5-10).


  • Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

  • Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами.

  • Прочитайте мораль в тексте басни.

  • Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?».

- Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие.

- Почему И.А. Крылова не наказывали за смех над людьми?

- Как он высмеивает пороки людей?

- Как вы думаете, встречаются ли те недостатки, которые высмеивал баснописец, у людей в наше время?


  1. Ф/К «Здравствуй, лес».

  2. Выразительное чтение.

- Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом. Для этого возьмите зеркало, которое принесли с собой.

- А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

- Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

- Посмотрите в него, покривляйтесь.

Прочитаем басню, вспоминая как кривлялись в зеркало.

Чтение по ролям.

  1. Итог урока.

- Чему учат нас басни И.А.Крылова? Какие пороки высмеивал автор?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?

- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые

помогут стать лучше.


8. Д/З - выучить наизусть басню.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!