СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения И. Соколов-Микитов «Листопадничек»»

Урок лит. чтения

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова

Задачи: учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, добрый час. Как я рада видеть Вас.

Про лесные тайны

Вы сейчас узнаете.

- Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать. 
- Как вы понимаете эту русскую пословицу?
- Какую роль в нашей жизни играют книги?

- Посмотрите на выставку книг, которую вы организовали к сегодняшнему уроку. Почему именно эти книги на нашей выставке?

(изучаем новый раздел «Люби всё живое»)

II. Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

— Прочитайте медленно.

— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родствен­ные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвер­дительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень бы­стро).

III. Актуализация знаний

1. Беседа

- Отгадайте загадку: 
Ежегодно приходят к нам в гости: 
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

(Это времена года).
-Как вы думаете, кто седой, кто молодой, кто плачет и кто скачет?
-Какие же изменения происходят в живой природе осенью?  (листопад)
-Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме?

В живой природе - листопад.

Животные осенью линяют, запасают корм, рождают детёнышей.

III. Создание проблемной ситуации. Подготовка к восприятию произведения

Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня
Задание №1

Даны слова: неуклюжий, колючий, злой, хитрый, величественный.

Кто здесь лишний? 
Медведь
Волк
Еж
Лис
лось 
Заяц

- Какое прилагательное можно подобрать к слову заяц?

Нету эпитета к слову заяц. 
Заяц - трусливый.

Игра «Найди лишнее слово».
Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.
- Какое слово лишнее? Почему? (ЛИСТОПАДНИЧЕК)
- Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано?
А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение?

- Поможет ответить на этот вопрос фрагмент из мультфильма.
-Так кто же главный герой произведения?

Листопадничек - это зайчонок, который родился осенью.

IV.Сообщение темы и цели урока

Мы познакомимся...
Мы будем учиться
Мы научимся
-Почему это произведение находится в этом разделе?

V. Работа по теме урока

1. Рассказ о писателе

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. 
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету 
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины 
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. 
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов 
В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни»

2.Словарная работа

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений.

долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной
настлано - настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

робеть- пугаться, стесняться, бояться; 

ходко работают - работают быстро;

-Вылетел как пуля - это как? Стремительно быстро.

-Что значит волей - неволей? Пришлось, надо.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.


VI. Знакомство и работа над содержанием произведения

Ответьте на вопросы:

-Верите ли вы, что бобры готовятся к зиме? Верите ли вы, что зайцы умеют плавать и нырять? Верите ли вы, что бобры любят чистоту и порядок? Верите ли вы, что бобры питаются сосновой хвоёй?

-Если кто-то не уверен в своём ответе, то внимательно читайте произведение и все ответы будут найдены.

1)Знакомство с 1-ой частью

Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны...»

-Какая мечта была у Листопадничка?

-Что может произойти дальше?

1. Мечта Листопадничка.

2)Знакомство со 2-ой частью

Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны»

- О чем эта часть произведения?

2. Подготовка животных к зиме

3)Знакомство с 3-ей частью

3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал Листопадничек-зайчонок».

- Как можно озаглавить эту часть?

3. Встреча с бобрами.

4)Знакомство с 4-ой частью

Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят»

- Как можно озаглавить эту часть?

4. Пришлось остаться на зиму

5)Знакомство с 5-ой частью

Чтение в кружок с одним текстом.

Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому».

- О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Как ее можно озаглавить?

5. За долгую зиму страху натерпелся.


6)Знакомство с 6-ой частью

- Прочитайте последнюю часть произведения.

- Как бы вы озаглавили эту часть?

6. Наконец-то дома!

7)Беседа по рассказу «Листопадничек»

— Понравилось ли вам произведение? Чем?

— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно по­стигать тайны природы? Чем является для человека при­рода?

Домашнее задание

Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!