Урок лит. чтения
Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова
Задачи: учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час. Как я рада видеть Вас.
Про лесные тайны
Вы сейчас узнаете.
- Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать.
- Как вы понимаете эту русскую пословицу?
- Какую роль в нашей жизни играют книги?
- Посмотрите на выставку книг, которую вы организовали к сегодняшнему уроку. Почему именно эти книги на нашей выставке?
(изучаем новый раздел «Люби всё живое»)
II. Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
— Прочитайте медленно.
— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Актуализация знаний
1. Беседа
- Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Это времена года).
-Как вы думаете, кто седой, кто молодой, кто плачет и кто скачет?
-Какие же изменения происходят в живой природе осенью? (листопад)
-Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме?
В живой природе - листопад.
Животные осенью линяют, запасают корм, рождают детёнышей.
III. Создание проблемной ситуации. Подготовка к восприятию произведения
Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня
Задание №1
Даны слова: неуклюжий, колючий, злой, хитрый, величественный.
Кто здесь лишний?
Медведь
Волк
Еж
Лис
лось
Заяц
- Какое прилагательное можно подобрать к слову заяц?
Нету эпитета к слову заяц.
Заяц - трусливый.
Игра «Найди лишнее слово».
Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.
- Какое слово лишнее? Почему? (ЛИСТОПАДНИЧЕК)
- Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано?
А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение?
- Поможет ответить на этот вопрос фрагмент из мультфильма.
-Так кто же главный герой произведения?
Листопадничек - это зайчонок, который родился осенью.
IV.Сообщение темы и цели урока
Мы познакомимся...
Мы будем учиться
Мы научимся
-Почему это произведение находится в этом разделе?
V. Работа по теме урока
1. Рассказ о писателе
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов
В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни»
2.Словарная работа
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений.
долговязый - высокий, худой и нескладный;
плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;
запрудили - перегородили реку плотиной
настлано - настелено;
хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
робеть- пугаться, стесняться, бояться;
ходко работают - работают быстро;
-Вылетел как пуля - это как? Стремительно быстро.
-Что значит волей - неволей? Пришлось, надо.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Знакомство и работа над содержанием произведения
Ответьте на вопросы:
-Верите ли вы, что бобры готовятся к зиме? Верите ли вы, что зайцы умеют плавать и нырять? Верите ли вы, что бобры любят чистоту и порядок? Верите ли вы, что бобры питаются сосновой хвоёй?
-Если кто-то не уверен в своём ответе, то внимательно читайте произведение и все ответы будут найдены.
1)Знакомство с 1-ой частью
Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны...»
-Какая мечта была у Листопадничка?
-Что может произойти дальше?
1. Мечта Листопадничка.
2)Знакомство со 2-ой частью
Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны»
- О чем эта часть произведения?
2. Подготовка животных к зиме
3)Знакомство с 3-ей частью
3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал Листопадничек-зайчонок».
- Как можно озаглавить эту часть?
3. Встреча с бобрами.
4)Знакомство с 4-ой частью
Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят»
- Как можно озаглавить эту часть?
4. Пришлось остаться на зиму
5)Знакомство с 5-ой частью
Чтение в кружок с одним текстом.
Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому».
- О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек?
- Как ее можно озаглавить?
5. За долгую зиму страху натерпелся.
6)Знакомство с 6-ой частью
- Прочитайте последнюю часть произведения.
- Как бы вы озаглавили эту часть?
6. Наконец-то дома!
7)Беседа по рассказу «Листопадничек»
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Домашнее задание
Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».