№ п/п | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические комментарии |
1. | Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность, создание положительного эмоционального настроя. | Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Приветствуют друг друга, учителя. | -Приветствие учащихся: Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! | Создание эмоциональной комфортности как необходимого условия для успешной деятельности всех участников процесса овладения знаниями. Коммуникативные УУД использование в общении правил вежливости, умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Регулятивные УУД Организация своего рабочего места. |
2. | Упражнения для усовершенствования навыков чтения | По команде учителя дети читают текст шёпотом, затем вполголоса. Работают в группах. Выполняют задание. | На столах у вас небольшой текст. Наша задача прочитать его, вполголоса. Если группа готова, покажите. Теперь мы быстро поменяемся местами, по цвету на вашем бейдже, у нас образовались новые группы, ваша задача коротко пересказать вашей новой группе текст, который вы читали( рассказы М.Пришвина) | Регулятивные УУД: Способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения |
3. | Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» | Чтение предложения. Человек заботится о себе и о своей Родине. Очерк «Моя Родина» Их автор Михаил Михайлович Пришвин. | На экране написаны слова, прочитайте их. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этих слов? А может кто-то вспомнит как называется произведение из которого взята эта строчка? Как вы думаете, что объединяет все те произведения о которые мы сегодня читали? Верно, эти произведения написал М.М.Пришвин. | Коммуникативные УУД Понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них; Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога |
4. | Постановка проблемы урока, формулирование целей урока, планирование работы. | С творчеством М.М.Пришвина. Отгадывают название произведения. Определяют тему урока. Постановка целей урока. Познакомлюсь… Узнаю, определю… Буду учиться … Работа в группах. Планирование работы на урок. Проговаривают план, какой получился. | -Как вы думаете с творчеством какого писателя мы продолжим знакомство. -Верно, сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным писателем, любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. -А теперь я предлагаю поработать в группах и определить название произвеления. - Название произведения М.М. Пришвина, с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я | 3,5; 3,1; 6,3; 5,4; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5. - Правильно, произведение называется «Выскочка». -Определим тему нашего урока: Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка». Подумайте и скажите, чему же мы сегодня будем учиться (начало фразы на доске). -Работа в группах. Мы определили цель урока. А теперь нам нужно составить план, по которому мы будем работать, чтобы достичь нашей цели. У вас на партах лежат листочки. Синим цветом у вас написано начало фразы, зелёным цветом продолжение фразы. Ваша задача соотнести (соединить) начало и конец фразы. Итак сегодня на уроке… 1.Знакомство | -с автором литературного произве дения | 2.Читать | Новое произведение, понимать прочитанное | 3. Работать с | Учебником и рабочей тетрадью по заданию учителя | - Какой же план у вас получился. (аналогичный план вывешивается на доску). | Регулятивные УУД Умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи. Умение высказывать своё предположе - ние по заглавию ключевым и словам. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других; |
5. | Работа по теме урока. | Дети знакомятся с биографией писателя. Работа в группах. Учащиеся рассказывают, что нового узнали о писателе. Да. Выполнили 1 пункт. | Знакомство с биографией писателя: - На партах у вас лежит листочек(2), переверните его текстом к себе. -Предлагаю узнать немного о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине (ребятам каждой группы предлагается небольшой текст с биографией писателя). 1 группа : Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой. 2 группа: Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в Орловской губернии. В семье было пятеро детей. В1883 году поступил в гимназию, не доучился. Заканчивал учёбу в училище города Тюмени. Пришвин - русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов и произведений для детей. Его первый напечатанный рассказ назывался «Сашок». 3 группа Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи». 4 группа Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Ему нужно было найти в природе такое, чего Пришвин еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. 5 группа: Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. А теперь мы вновь пересядем в группы по цифрам на ваших бейджах. Каждый из вас читал разную информацию о М.М.Пришвине. Расскажите друг другу в группе. - Что узнали о Михаиле Михайловиче Пришвине? Некоторые произведения этого замечательного писателя мы уже сегодня вспомнили (слайд) Мы познакомились с биографией писателя, выполнили ли мы какой-либо пункт нашего плана? | Личностные УУД Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Регулятивные УУД Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из текста, таблицы. |
| | Дети высказывают свои предположения. | А произведение М.М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». Предположите, о чем будет идти речь в рассказе? | |
Учащиеся высказывают своё мнение. | А кого называют в народе выскочкой? |
Находят значение слова выскочка в словаре. | Чтобы узнать точное значение слова выскочка, обратимся к «Толковому словарю русского языка» С. И.Ожегова Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. |
6. | Словарная работа(объяснение непонятных слов) | Объясняют значение слов. | В тексте встретятся слова, значение которых мы попробуем объяснить до чтения. Полено( кусок распиленного бревна для растопки) Сородичи (родственники). Выводок(птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью) Срам – подберите синонимы: (стыд, позор) Бдительность – подберите синонимы: (внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость) В семье не без урода- какой- то ни такой, как все | Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
7. | Первичное знакомство с произведением. | Знакомятся с произведение М.М.Пришвина «Выскочка» | Откройте учебники на с. 144, познакомимся с текстом. Предлагаю вам выбор: самостоятельное чтение, слушать аудиозапись и следить по тексту, читать вместе с учителем. Первичное знакомство с произведением (по выбору учащихся). |
8. | Работа с текстом после первичного знакомства. | Отвечают на вопросы учителя. | Почему рассказ называется «Выскочка»? Какой это рассказ, веселый или грустный? Кто является героем рассказа? Почему собаку назвали Вьюшкой? Какой породы была Вьюшка? Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? Чем же отличалась одна из сорок? Что же произошло между героями? За что сороки осуждали Выскочку? |
9. | Работа с текстом. Выборочное чтение. | Выполняют задание учителя. | Рассмотрите иллюстрацию. -Какой эпизод рассказа изобразил художник? - Найдите в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации и прочитайте | |
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь. Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость. М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать. | Найдите описание Вьюшки? ( с. …) -Какое отношение автора к собаке? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? Что такое сострадание? . - Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? - Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? - Как относятся к выскочкам в обществе? -Какой вывод делает М.М. Пришвин? |
10. | Работа с рабочей тетрадью | Работают в тетради по заданиям к тексту. Во 2 задании описывают Вьюшку. Во 3 задании описывают Выскочку. | А теперь откроем тетрадь на с. 92. Выполним задание 1 «Проталинки». Прочитайте какой текст у вас получился. Прочитайте текст задания 2 и 3. Их я предлагаю сделать на выбор, используя учебник. | |
11. | Работа с пословицами. | Читают пословицы. Выбирают подходящую. Один якал, якал, да и заплакал. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал» | Посмотрите внимательно на экран, здесь мы видим несколько пословиц. Прочитайте их и подумайте: какая из них больше всего подходить к этому рассказу. Поспешишь – людей насмешишь. Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся. Сытый голодному не товарищ. Один якал, якал, да и заплакал. Какая из этих пословиц выражает главную мысль рассказа? | Коммуникативные УУД Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
12. | Самооценка | Выполняют тестовые задания. | Возьмите карточки с тестом и ответьте на вопросы. 1. Какой породы была собака Вьюшка? А) лайка Б) овчарка 2. Откуда приехала Вьюшка? А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал 3. Какую службу несла Вьюшка? А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина 4. От какого слова произошла кличка собаки? А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться» -Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя. | Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
13. | Итог урока | | С каким произведением Михаила Пришвина познакомились? Чему учились? Все ли пункты плана мы выполнили? - Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске). - Предлагаю вам закончить предложения. Рефлексия. - Я работал (а)… - Было интересно … - Я понял (а)…. - Мне захотелось… | |
14. | Домашнее задание | Записывают домашнее задание | С. 144-147 на выбор: 1. Составить план и подготовить пересказ по плану. или 2. Подготовить рассказ о Выскочке. или 3. Подготовить рассказ о Вьюшке. | Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |