СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Как Незнайка сочинял стихи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Как Незнайка сочинял стихи".»

Литературное чтение 2 класс


Тема. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»


Цель: познакомить обучающихся с произведением Н.Носова» Как Незнайка сочинял стихи».

Задачи:

Личностные: воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; учить высказывать своё отношение к героям,прочитаннях произведений, к их поступкам; развивать чувство юмора.

Метапредметные: учить находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, слушать и понищать речь других, учиться работать в паре.

Предметные: учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся, обогащать их словарный запас новыми словами.

Оборудование: проектор, музыкальный центр, портрет Носова, изображение Незнайки, карточки со словами, толковый словарь, карточки для речевой разминки, карточки с настроением, выставка книг.

Ход урока.

І.Организационный момент(звучит музыка) 1 мин.

- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

- Как цветы, тянутся к лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного.

- А что вы хотите узнать сегодня на уроке литературного чтения?

- Вы сегодня познакомитесь ещё с одним замечательным произведением.

- Но сначала проверим домашнее задание. А чтобы лучше выполнить его, проведём речевую разминку.

ІІ. Речевая разминка.3 мин.

1.Я слегка прикрою рот,

Губы - «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у


2.Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

От краёв и до десны.


3. Поперёк улыбки лёг

Отдыхает язычок.


4.Скороговорка

У Зои мимоза,

У Кузи заноза.

- Прочитайте на одном дыхании.

- Прочитайте медленно, быстро.

- Прочитайте скороговорку грустно, с удивлением, весело, сердито (учитель показывает картинки с настроениями).

– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет вам выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

III.Проверка домашнего задания6 мин

А.Толстой «Говорящий сверчок даёт Буратино мудрый совет»

- Домашним заданием вам было чтение по ролям отрывка из произведения «Золотой ключик или приключения Буратино» «Говорящий сверчок даёт Буратино мудрый совет».

-Прежде, чем начнём читать текст по ролям, вспомните характеристики Буритино и Сверчка. (карточки)

Чтение по ролям

- Вы хорошо подготовили домашнее задание, наши упражнения помогли.

Оценивание

ІV.Подготовка к восприятию.5 мин.

- Ребята, кто это пришёл к нам в гости? Угадайте загадку:

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. Учитель показывает изображение Незнайки.

(Незнайка)

Физминутка

- Какую физминутку про Незнайку вы знаете?

Обучающиеся выполняют движения за словами ученика.

Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.

Хочет мышцы он размять и немного поскакать.

Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,

А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.

Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть. (2 раза)


- Кто знает, как называется произведение о Незнайке? ( «Приключения Незнайки и его друзей»)

- Назовите фамилию автора этого произведения? (Николай Носов) (на доске портрет Носова)

Биография Н.Носова

- Николай Николаевич Носов - детский писатель-юморист, кинорежиссёр. Родился в 23 ноября1908 году в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой.

Работал кинорежиссёром, постановщи­ком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. Н. Н. Носов создал киносценарии по мотивам своїх произведений, и на экранах страны по­явились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина» и др.

Первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 г. в журнале «Мурзилка показать. За­тем появилось множество сборников.(учитель показывает журнал «Мурзилка»)

-На перемене вы сможете подойти к стенду и посмотреть, какие ещё произведения написал этот замечательный писатель.

- Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей».

- Ребята, кто знает, что такое трилогия?

- Найдём значение этого слова в толковом словаре (это три произведения одного автора)

- Три произведения о Незнайки называются:1 ч – Приключения Незнайки и его друзей, 2 ч. – Незнайка в Солнечном городе, 3 ч. – Незнайка на Луне (учитель показывает все части трилогии).

    1. - О каких приключениях Незнайки вы читали или вам читали? (« Как Незнайка был музыкантом», « Как Незнайка был художником», «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Как Незнайка сочинял стихи» и другие)
    2. – Что означает слово приключение?
    3. - Найдём это слово в толковом словаре.(Неожиданный случай, происшествие)
    4. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним приключением - «Как Незнайка сочинял стихи»
    5. - Кто из вас пробовал писать стихи?

– Все ли могут писать стихи?

- Как вы думаете, что именно нужно уметь, чтобы писать стихи?

- К этому вопросу мы ещё вернёмся.

VI. Работа с текстом.

– Давайте поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями.

а) Знакомство с 1 частью: аудиозапись, дети следят по учебнику8мин

- Я вам предлагаю прослушать 1 часть произведения.

- Следите по учебнику и слушайте внимательно, потому что после прочтения я предложу вам несколько вопросов.

б) Ответы на вопросы по прочитанной части

– Кем хотел стать Незнайка?
– К кому он обратился за помощью?
– Сразу ли помог Цветик Незнайке? Почему?

- Чему было необходимо научиться Незнайке, чтобы стать поэтом?

На доске появляются карточки.

Уметь воображать

Быть талантливым

Быть творческим человеком

Уметь рифмовать

– Что такое рифма? Зачитайте определение из текста.

- А в толковом словаре рифма – это размеренность, ритм или созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Работа с двустишиями.

– Проверьте свои способности. Подберите рифмы. Встаньте, пожалуйста.

  1. Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Шевелились у цветка,

Все четыре… лепестка.

4. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

5. В небе плыли облака,

Под горой … текла река.

- Легко ли было подбирать рифмы? Садитесь.

– Что еще кроме таланта и умения  рифмовать необходимо Незнайке? (на доске появляются карточка)

Трудолюбие


в) Знакомство со 2 частью (Чтение «буксиром») 7 мин.

- Хотите узнать как Незнайка, придя домой сочинял стихи? Прочитаем 2 часть «буксиром», по окончанию вам будут заданы вопросы.

г) Ответы на вопросы по прочитанной части

– Кому Незнайка посвятил первые строчки? (Знайке)

– Как Знайка отнесся к услышанному? (он обиделся)
– Почему?
- А вам понравилось стихотворение о Знайке?

– Почему? Ведь рифма в этих стихах есть.

- А смысл в этих стихах есть?

- А вы бы обиделись, если бы Незнайка посвятил вам эти стихи? Почему?

Физминутка для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, (глаза влево)

Смотрит вправо.(глаза вправо)

А потом опять вперёд.(глаза прямо)

Немного отдохнёт.(отдых)

А Варвара смотрит вверх(смотреть вверх)

Выше всех, дальше всех.

Возвращается обратно (глаза прямо, отдых)

Расслабление приятно.

- А эти стихи вам понравились?

д) Знакомство с 3 частью (Просмотр отрывка из мультфильма) 6мин

- Сейчас мы познакомимся с 3 частью приключения.

- Кто уже знает, о чём она?

- Хотите узнать?

- Внимание на экран.

- С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов. (пауза)

е) Ответы на вопросы по прочитанной части

– О ком написал Незнайка другие стихи?

- Как отнеслись к этим стихам Торопыжка и Авоська?

- Обидные ли стихи про Торопыжку?

- На что обиделся Авоська? Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта? (Он писал не правду)

- Часто так бывает, что содержание мультфильма не совпадает с авторским текстом. Одно из домашних заданий – прочитать весь текст и в 3 части найти несовпадения с мультфильмом.

ж) Характеристика главного героя.

– Давайте еще раз вернемся к главному герою и скажем, каким мы себе его представляем.

На доске возле иллюстрации с изображением Незнайки появляются карточки:

самоуверенный
гениальный
с чувством
юмора
наблюдательный
способный

  • Выберите нужные карточки.

- Все ли качества личности Незнайки мы перечислили?

- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему?
VII. Итог урока.

- Как вы думаете, почему Незнайка решил больше не писать стихов?

- Ещё одно домашнее задание - попробуйте исправить стихи Незнайки, так чтобы они понравились друзьям. Напоминаю, что первое домашнее задание– прочитать весь текст и в 3 части найти несовпадения с мультфильмом.


VIII. Рефлексия

- Покажите с помощью пальцев, какую оценку вы ставите себе сегодня за урок.

IX. Оценивание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя