СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на родном языке «В.В. Бианки “Лесная газета”»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на родном языке «В.В. Бианки “Лесная газета”»»






Конспект урока литературного чтения на родном языке

Тема: «В.В. Бианки “Лесная газета”»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся со сборником «Лесная газета», с биографией В.В. Бианки; формирование умения анализировать прозаический текст.

Планируемые результаты

Предметные:

• Знать: биографию писателя; содержание рассказа.

• Уметь: ориентироваться в жанрах художественной литературы; находить в тексте произведения примеры образных выражений для обоснования своего отношения к персонажам и событиям произведения.


Личностные: воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы; воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.


Тип урока: открытие “нового” знания


Оборудование: Литературное чтение на родном языке, УМК «ПНШ», 4 класс, раздаточный материал, презентация.










Челябинск, 2021 г.

Этап урока, методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности


Психологический

настрой

1 мин.

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок -

Начинается урок,

Урок литературный,
А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Мы сегодня с вами будем

Наши знанья расширять.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Эмоционально настраиваются на урок



Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация







Словесный: слово учителя
























Словесный:

подводящий диалог

5 мин.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам побывать музее. Музей в классе дело необычное, но необычным будет и его единственный экспонат. «Литературный памятник» - так можно сказать о книге В.Бианки «Лесная газета» Послушайте, пожалуйста, наших экскурсоводов и определите, почему так говорят о книге?

1. Впервые «Лесная газета» вышла в 1928 году. С тех пор книга переиздавалась 13 раз, прочно войдя в золотой фонд детской литературы. Её прочитали уже пять поколений.

2. «Лесная газета» - что это? В обыкновенных газетах пишут про людей и их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. Поэтому «Лесная газета» - это книга о непрерывном круговороте явлений в жизни природы.

3. Жизнь природы тесно переплетается с жизнью людей и зависит от нее. «Лесной год – колесо с двенадцатью спицами» - так сказал В. Бианки о поэтическом образе своей книги.

4. В лесу за год происшествий ведь не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А пишут о них лескоры – лесные корреспонденты.


- Итак, почему так говорят о книге?

- Почему В. Бианки назвал образ своего произведения «колесом с двенадцатью спицами»?

- Как автор называет людей, которые помогали ему составить книгу?

- Какие орфограммы встретились вам в этом словосочетании?

- Лескором может стать любой человек. Для этого нужно наблюдать природу и записывать свои наблюдения.

Слушают учителя





















Слушают учителя










Отвечают на вопросы








П: осмысление текста





















П: анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи



Словесный: беседа





2 мин.





- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы поставим с вами на урок?

- План сегодняшней работы вы можете увидеть на экране.

1. Биография

2. Чтение. Анализ.

4. Выразительное чтение.

- Начнем с первого пункта плана. Знакомство с автором.

«В.В. Бианки “Лесная газета”»

Ставят цели на урок

Л: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

П: построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания




Словесный: слово об авторе
















Словесный: учебный диалог




7 мин.

Виталий Валентинович Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы.

Сын ученого-орнитолога, с шести лет отец брал его с собой в лес, поле, где маленький мальчик с интересом всматривался, вслушивался, учился понимать жизнь обитателей леса.

Особых размышлений в выборе профессии у Виталия Валентиновича не было. Он получил биологическое образование и стал бы биологом, ученым, если бы не любовь к литературе. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. И вот эти две замечательные черты его характера соединились. И в 1924 году вышли первые рассказы для детей «Первая охота», «Чей нос лучше?». А дальше были сказки, рассказы, очерки, повести. И конечно его знаменитая «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, которая создавалась на протяжении 30 лет.


- Итак, проверим что вы запомнили.

- Какое образование получил Виталий Валентинович?

- Первые рассказы для детей?

- На протяжении скольких лет создавалась энциклопедия «Лесная газета»?




Слушают учителя

















Он получил биологическое образование

«Первая охота», «Чей нос лучше?»
На протяжении 30 лет



Р: саморегуляция













П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.






Р: саморегуляция



V. Первичное закрепление


Практический: комбинированное чтение











Практический: анализ произведения






8 мин.

- А теперь познакомимся с отрывком «Облава на медведя». Приготовьтесь читать это произведение с остановками.


- Что значит «Молодые охотники шли в лес – белковать»?

- Кто не понравился Сысой Сысоечу из приезжих?

Найдите его описание в тексте.




- В чём было неприятно сознаваться Сысой Сысоичу перед горожанином?

- „Уж мы-то выставим, а ты гляди, как бы миша с тебя спеси не сбил". Как вы думаете, что значит «спеси не сбил»?

- «Длинный обоз дровней», как вы думаете, что это?

- Кто на них ехал?


- Сысой Сысоич расставил кричан с одной стороны острова полукругом, на флангах—крыловых молчунов. Кто-нибудь знает, что это за построение?
Загонщики разбиваются на три группы. Две из них расставляются цепью на флангах стрелковой линии, загибающейся внутрь круга. В зависимости от густоты растительности участники размещаются на расстоянии 15—20 м друг от друга, образуя как бы крылья стрелковой линии, и стоят молча, отчего называются крыловыми, или молчунами. Задача крыловых — не позволять волкам прорваться в стороны. Они должны отпугивать появившегося зверя резким движением, перемещаясь вперед на 2—3 м, и лишь в крайнем случае легким криком вполголоса. Крыловые должны стоять молча до тех пор, пока к ним не подойдут крайние загонщики третьей группы, растянутые в цепь и производящие гон шумом и покрикиванием.

- Какое право имеет запасной стрелок?



Чтение произведения



Охотиться на белок

Третий — важный, рослый гражданин с чёрными и блестящими усами, аккуратно подстриженной бородкой.

Что не укараулил зверя, проморгал берлогу

Спесь - надменность, высокомерие

Крестьянские сани, для перевозки грузов
На передних ехал Сысой Сысоич, потом — сорок человек загонщиков; на последних — приезжие.

Отвечают на вопрос






Слушают учителя













Стрелять только в том случае, если зверь прорвёт стрелковую линию или бросится на охотника

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации












П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.


















К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Физминутка

1 мин.

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)

Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)

Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)

Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)

Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться).

Выполнение движений вслед за учителем


VI. Самостоятельная работа

Практический: чтение

5 мин.

Выразительное чтение отрывка «Облава на медведя» на оценку.

Оценивание.

Чтение эпизода

Оценивание читающихся

П: осмысленное чтение художественного текста

VII. Включение в систему знаний





Словесный: фронтальная беседа































Словесный: фронтальная беседа


6 мин.

1. — Каким зверям холодней — большим или маленьким?

2. — Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

3. — Что значит — „волка ноги кормят"?

4. — Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом?

5. — Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет?

6. —- Отчего все кошки (домашняя, дикая, рысь) гораздо чистоплотнее собак (волков, лисиц)?

7. — Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью?

8. — Все ли грачи улетают от нас на зиму?

9. — Что ест зимой жаба?

10. —Каких зверей зовут „шатунами"?

11. — Куда на зиму исчезают летучие мыши?

12. — Все ли зайцы белы зимой?

13. — У каких птиц самки больше и сильней самцов?

14. — Почему тушка мёртвого клеста даже и в тепле долго не разлагается?

15. — Стоит Ермак, на нём колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый.

16. — Я как песчинка мал, а землю покрываю.

17. — Шарики-барики под стол катятся, в руки не даются.

18. — Летом гуляет, зимой отдыхает.

19. — Сквозь быка, сквозь барана свинья лён волочит.

20. — Пошёл мужик с тяв-тяв на ряв-ряв; задавил бы мужика ряв-ряв, кабы не тяв-тяв.

21. —Сидела красна девица в тёмной темнице, —коса на улице.

22. — Сидела бабка на грядках — вся в заплатках.

23. — Не шит, не кроен, весь в рубцах; без счёту одёжек и все без застёжек.

24. — Кругла, да не луна; зелена, да не дубрава; с хвостиком, да не мышь.

(12. Белеют только беляки, русаки остаются серыми. 13. У хищных. 14. Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Всё тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления. 15. Пень, на нём снежная „шапка".

16. Снег. 17. Клубы морозного воздуха зимой в избе, как отворят дверь. 18. Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.

19. Подшивают валенки: свиной щетинкой продевают льняную нитку сквозь кожаную (бычью) подошву и валенок (из бараньей шерсти).

20. Пошёл мужик с лайкой на медведя; задавил бы мужика медведь, кабы не дайка. 21. Морковь, репа.

22. Капуста. 23. Кочан капусты. 24. Репа.)

1. Маленьким. Чем больше объём тела, тем больше в нем развивается теплоты.
2. Жирным. Жир греет и питает спящего медведя.

3. Волк не стережёт добычу в засаде, как кошки, а догоняет её бегом.

4. Зимой деревья замирают, не впитывают в себя воду; дрова из деревьев, срубленных зимой, суше.

5.Возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины.

6. Потому что кошки ловят добычу прыжком из засады. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко.

7. Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

8. Не все. Часть грачей остаётся зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах, на ночёвке обычно можно видеть одного или несколько грачей среди стаи ворон.

9. Ничего не ест. Она зимой спит.

10. Медведей, согнанных с берлоги и вовсе не спящих зимой.

11. Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.




Р: саморегуляция






К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.



























П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.


VIII. Рефлексия деятельности



Словесный: беседа

1 мин.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним какая была цель урока? Вы её достигли?

- Я считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и внимательны. Спасибо за урок!


Домашнее задание: дочитать отрывок В. Бианки «Облава на медведя» до конца.





Оценивают свою работу на уроке




Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!