Гайкова Эльмира Наримановна
3 класс
Литературное чтение на родном (русском) языке
21.09. 2020 г.
Тема урока № 3 З.Александрова «Родина».
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость..
Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;
Предметные: познакомить учащихся со стихотворением «Родина» З.Александровой; развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение
Оборудование: карточки с текстом стихотворения, портрет З.Александровой, слайды с изображением природы Крыма
Тип урока: урок усвоения нового материала
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Скажем хором: «Мы внимательны!». «У меня хорошее настроение». «Все будет хорошо! Мы будем довольны!» Фразы повторяются 1-2 раза мысленно или в слух с улыбкой. Это позволяет ребенку утвердиться в мысли, что день принесет ему удачу.
- Сегодня мы начнем урок с песней «С чего начинается Родина».
Дети, гости поют вместе с учителем. Под музыку последнего столбика говорит учитель под музыку:
-Вы закройте глаза и представьте: над нами голубое безграничное небо. А под ногами земля. Земля, на которой мы родились, на которой родились наши мамы, папы, бабушки, дедушки. Это наша Родина. Подумайте и скажите, с чего же она начинается?
Откройте глаза.
- Что при слове родина вспоминаете вы? Что такое Родина? (ответы детей)
- Какие вы слова можете подобрать, чтобы выразить слово «Родина?
Родина-это….
- Выберите из списка одно слово, на ваш взгляд самое родное, которое больше подходит к слову «Родина» и запишите его в центре строки.
Выбор. (дети читают выбранное слово).
Итог: Родина- это … .(прочитать выбранные слова детей.
3. Объявление темы.
- Как вы уже прочитали, темой нашего урока будет тема «Моя Родина».
Прочитайте название темы: про себя, шепотом, с удивлением, с восторгом, с нежностью.
Именно такие чувства испытывали многие поэты и писатели, когда говорили о Родине.
Давайте послушаем строки, которые они посвятили Родине.
Дети читают стихи, которые записаны на карточках.
Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность…
Слайды, посвященные природе Крыма
Изучение нового материала.
1.Сообщение учителя.
- В своих стихах поэты говорили о том, как они любят свою Родину. Для каждого из них Родина – это что? (родная природа, народ).
Еще одной из таких писательницей является Зинаида Александрова.
Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями.
Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме.
Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 году написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей.
Она написала стихотворение «Родина».
Словарная работа.
Слайд (на мониторе слова: в памяти встаёт, бугор, лужи, вольная степь, целина ). (дети работают над содержанием слов и придумывают предложения)
Подготовительная работа. Слайд.
Читайте правильно:
Скромность – скромница
Ромашка – ромашковый
Радость – радостный
- Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, что же для неё обозначает слово «Родина?»
Чтение стихотворения учителем.
После прочтения следует выдержать паузу, чтобы дети лучше осмыслили, представили, прочувствовали услышанное ими.
- Что хотите сказать?
Самостоятельное чтение стихотворения.
- Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, представьте себя на месте писательницы и узнаете, что же для неё обозначает слово «Родина»?
Работа над содержанием.
- Что для неё обозначает слово «Родина»?
- Прочитайте ещё раз, найдите понравившееся вам место. И прочитайте это место так, как бы прочитала это место писательница. Постарайтесь увидеть то, о чем вы читаете.
-Если бы вы были художниками, то какое место вам удалось бы нарисовать? Я и гости хотим увидеть ваш рисунок. (выборочное чтение)
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Задания по группам:
1 группа. Постараться выучить наизусть по столбику. Прочитать наизусть так, чтобы получилось целое стихотворение.
2 группа. Постараться выучить по две строчки.
- Проверьте друг друга. Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища? Как вы думаете, кто может защитить честь группы? Предлагайте. (проверить по одному ученику)
- Давайте, ребята, найдем основную мысль стихотворения.
-Как называется наша большая Родина? Её столица?
Подведение итогов. Рефлексия.
Я благодарю вас за работу. Урок окончен.
Д\З: 1 группа – выучить наизусть стихотворение.
2 группа – выучить наизусть 2 столбик стихотворения.